Цель урока:
- Формировать у уч-ся: четкие представления понятий «основа», «окончание», «однокоренные слова», изменение формы одного и того же слова.
- Формировать орфографические навыки. Навыки контроля и оценки своей деятельности. Формировать умение пользоваться алгоритмом, четко определять свои действия.
- Развивать у уч-ся умения пребывать в различных социальных ролях. Решать свои социальное «я», учить четко и ясно высказывать свою мысль – коммуникативное «я».
Форма проведения: Рефлексивный круг. Пути решения проблемы:
А) в группе – проектная деятельность;
Б) в паре – путем логического исключения;
В) индивидуально – через справочный материал.
Оборудование: словарь русского языка, справочная литература.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Основная часть.
Прочитайте.
1. Какой урок начинаем. Назовите правила работы на уроках русского языка, которыми мы пользуемся.
/ Читают самостоятельно/
Какое правило лично для себя хотите реализовать, использовать на уроке?
а) Запишите число. Классная работа. Подчеркните орфограммы. Какие орфограммы подчеркнули?
б) Как предлагаете оценить свое движение в ходе урока? Посмотрите на словесное определение своей деятельности. Определите для себя, к чему будете стремиться.
в) Уважаемые гости работают вместе с нами. Решаем проблему сообща. Используйте схемы для своих наблюдений по данной теме.
2. Какой раздел прошли. Сегодня у нас обобщающий урок. Можно назвать урок-конкурс. Отслеживаем свои результаты. Вы конкурсанты. Свои личные результаты отметим в свободной таблице-графе успешности после урока.
3. Хочу предложить для начала работы жанр устного народного творчества.
Читает учитель:
«Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка.
Был цветок, и нет цветка».
Что это за жанр?
Почему вы так решили? Докажите.
- Какое задание, с этим текстом относящееся к русскому языку, и к теме урока можно предложить?
4. Мы продолжим работу с этим текстом. Возможно, он еще даст что-то интересное.
А) Прочитайте текст – на обороте. Какое слово повторяется чаще всего, запишите его.
Цветок – цветку
- Что можно сказать об этих словах?
- Какая часть слова появилась? Как она называется? Есть ли другие части слова, основа? Что входит в основу?
Б) Работа в группах.
Придумать вопросы по данному материалу, так что бы на них можно было ответить «да», «нет».
5. Но ведь и в корне смысл? В чем же разница? Давайте решим эту проблему путем исследования, работая по алгоритму.
Комментировано.
Грибы, грибочки, грибники.
План ответа.
- Однокоренные слова
- Измененная форма слова.
- Нахожу окончание, изменяя каждое слово.
- Определяю основу слова, нахожу корень.
Самостоятельная исследовательская деятельность.
Работаем в паре. /устно/
- Выписать одну пару: измененная форма слова.
- выписать цепочку однокоренных слов.
Цель исследования: Закончить предложение по смыслу.
6. Посмотрите на схемы. Прочитайте их. Как расположены схемы однокоренных слов?
Схемы одного и того же слова с измененным окончанием?
Проверка
- Прочитайте однокоренные слова.
Прочитайте одно и тоже слово с измененными окончанием.
Пользуясь алгоритмом, разберите по составу.
А) проверка – по эталону.
Рыба, рыбка, рыболов, рыбный,
Рыбу
Рыбы
Назовите окончание. Что знаем об окончании? Назовите основу. Что знаем об основе?
7. Продолжим работу, используя учебник.
Стр. 130 работа по вариантам.
1 в. - упр. 191 (з)
2 в. - упр. 192 (з)
Взаимопроверка.
Назовите слово с б/у гласными, с приставками, с суффиксами.
8. О каком цветке шла речь в начале урока? Откуда произошло название цветка «Лексический словарик»
Назовите морфемы этого слова.
Одуванчик.
Оцените свой сегодняшний уровень. Дайте ему словесное определение. Каков результат?