Интегрированный урок математики и технологии "Математический поезд". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: собрать математический поезд, детали которого будут приготовлены во время урока, при выполнении различных математических операций;

Задачи:

  • развивать умение решать задачи; чертить геометрические фигуры заданных размеров;
  • закрепить вычислительный навык в пределах 100;
  • воспитывать старание, аккуратность при выполнении работ.

Класс делится на команды по 4-5 человек, даются названия командам «15», «16», «17», «18», «19» (почему такие названия, дети узнают в конце урока)

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Объявление темы и задач урока.

- Сегодня мы проведём необычный урок математики. Мы соединим его с уроком трудового обучения. Чем мы обычно занимаемся на уроках математики? (решаем задачи, вычисляем, чертим фигуры…), а на уроках технологии? (вырезаем, клеим…).

На нашем уроке мы и посчитаем, и порешаем, и повырезаем и поприклеиваем. А вот что именно мы должны вырезать и приклеить, вы узнаете, выполнив первое задание.

  • На доске рассыпавшийся поезд, на вагонах которого написаны круговые примеры:50+35, 85-9, 76+4, 80-35, 45+13, 58-8, 50-44, 6+70, 76. К локомотиву прикреплён первый вагон, остальные расположены на доске вразбивку. Дети по одному от команды выходят к доске, решают пример, ответ предыдущего будет началом следующего, соединяют вагоны.

- Молодцы! Справились с заданием. Кто догадался, что мы сегодня будем вырезать и клеить? (поезд). Поезд будет не простым, а математическим.

Каждая команда будет составлять свой поезд.

- Какие бывают поезда? (пассажирские, товарные)  

- Из каких частей состоит поезд? (локомотив, вагоны)

- Что является самым главным в поезде, что приводит в движение вагоны? (локомотив)

Первыми передвигающимися по рельсам тяговыми транспортными средствами были паровозы, в которых в качестве двигателя использовалась паровая машина. Впервые соединить паровой двигатель и катящуюся по рельсам тележку додумался британский инженер Ричард Тревитик. В 1803 году он создал первый паровоз, а 21 февраля 1804 года во время испытаний прицепил к нему несколько вагонеток, тем самым проведя первый в мире поезд. Первый паровоз в России был построен механиками отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе в 1833—1834. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 3,2 т со скоростью 13—14 км/час. Само понятие локомотив появилось гораздо позже.

- Чтобы нашим командам получить свои локомотивы, надо правильно решить задачу. (команды получают карточки с задачей)

  • Работа в тетрадях. Открываем тетради, подписываем число, классная работа , №1.
  • Задача: У Вити было 8 шариков, а у Пети – на 4 шарика больше. Сколько всего шариков было у Вити и Пети вместе?

(Дети решают, учитель в это контролирует работу детей, при необходимости помогает. Важно, чтобы дети в команде умели совещаться и советоваться друг с другом, тогда они быстрее придут к правильному решению.)

- А теперь проверим какой ответ у вас получился. Я называю число, если у вас такой же ответ – хлопайте в ладоши. 26, 14, 19, 20, 22.

- Молодцы, справились с заданием, получайте свои локомотивы. (они заранее приготовлены у учителя в соответствии с количеством команд)

- Скажите, а какую геометрическую форму имеют вагоны? (прямоугольник)

- Чтобы узнать какой длины и ширины будет наш прямоугольник, надо составит выражения и найти их значение.

В тетради подписываем №2.

1) К 2 прибавить разность чисел 16 и 10 - длина

2) Из 26 вычесть сумму чисел 18 и 2 - ширина

Дети записывают выражения, находят их значение.

- Берём цветную бумагу, чертим прямоугольник со сторонами 8 см и 6 см. Вырезаем. Но прежде вспомним правила работы с ножницами. (дети вспоминают, как правильно работать с ножницами, затем чертят прямоугольники – каждый свой; вырезают)

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

- У нас есть локомотив и вагоны. Что ещё необходимо для вагонов? (колёса). Какой они формы? (круглые). Где же нам взять круг, чтобы нарисовать колёса? В этом я вам помогу. Для каждой команды зачитаю задачу, вы должны решить её устно и запомнить свой ответ.

  • По тропинке в лесок покатился колобок.
    Встретил серого зайчишку,
    Встретил волка, встретил мишку,
    Да плутовку лису
    Повстречал ещё в лесу.
    Отвечайте поскорей,
    Сколько встретил он зверей?
    4
  • В лодке ехал дед Евсей,
    И поймал он карасей:
    Пять больших и средних два.
    Сколько же поймал Евсей
    На рыбалке карасей?
    7
  • Мы гостей позвать решили
    И друзей всех обзвонили:
    Мама – пять своих подруг,
    Папа – двух своих друзей,
    Я с братишкой – трёх детей.
    Сколько же всего друзей?
    Сосчитай-ка поскорей.
    10
  • На полянке у дубка
    Ёж увидел 2 грибка.
    А подальше у осин
    Он нашёл ещё один.
    Кто ответить мне готов,
    Сколько ёж нашёл грибов?
    3

- А теперь вам надо найти, где спрятались в классе эти цифры. Рядом с ними будут ваши помощники – шаблоны для колёс. (В кабинете наклеены ответы-цифры на стенах, на партах; рядом с каждой цифрой висит пакетик с яицами из-под киндер-сюрпризов. Дети ищут свои ответы, берут пакетики, садятся на места, обводят по контуру яйца, вырезают получившиеся колёса.

- Теперь у вас есть все детали поезда. Надо только соединить их и приклеить на приготовленные заранее белые листы. Для этого вспомним правила работы с клеем. Если вы всё правильно сделали, должен получиться поезд с одинаковыми по размеру вагонами.

- Так как наш поезд всё-таки математический, для вас последнее задание. В начале урока мы не зря дали командам названия « 15», «16», «17», «18», «19.» Сейчас вы должны написать на вагонах выражения, значение которых будет равняться названию вашей команды; по одному выражению на вагон.

Например, команда «15» составляет и записывает выражения, значение в которых будет равняться 15. Записывают только выражения.

(Аналогично остальные команды; выражения на вагонах должны быть разные, писать можно фломастерами, чтобы лучше было видно)

- После выполнения зачитываются ответы детей, ошибки исправляются. Готовые поезда вывешиваются на доску для сравнения.

- Урок подходит к концу.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? (решали, считали, чертили, вырезали, клеили)

- Кто построил первый паровоз в России? (отец и сын Черепановы в 1833 году)

- Чем понравился урок?

- Всем спасибо, урок окончен. Прибираем рабочее место.