Цель: собрать математический поезд, детали которого будут приготовлены во время урока, при выполнении различных математических операций;
Задачи:
- развивать умение решать задачи; чертить геометрические фигуры заданных размеров;
- закрепить вычислительный навык в пределах 100;
- воспитывать старание, аккуратность при выполнении работ.
Класс делится на команды по 4-5 человек, даются названия командам «15», «16», «17», «18», «19» (почему такие названия, дети узнают в конце урока)
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Объявление темы и задач урока.
- Сегодня мы проведём необычный урок математики. Мы соединим его с уроком трудового обучения. Чем мы обычно занимаемся на уроках математики? (решаем задачи, вычисляем, чертим фигуры…), а на уроках технологии? (вырезаем, клеим…).
На нашем уроке мы и посчитаем, и порешаем, и повырезаем и поприклеиваем. А вот что именно мы должны вырезать и приклеить, вы узнаете, выполнив первое задание.
- На доске рассыпавшийся поезд, на вагонах которого написаны круговые примеры:50+35, 85-9, 76+4, 80-35, 45+13, 58-8, 50-44, 6+70, 76. К локомотиву прикреплён первый вагон, остальные расположены на доске вразбивку. Дети по одному от команды выходят к доске, решают пример, ответ предыдущего будет началом следующего, соединяют вагоны.
- Молодцы! Справились с заданием. Кто догадался, что мы сегодня будем вырезать и клеить? (поезд). Поезд будет не простым, а математическим.
Каждая команда будет составлять свой поезд.
- Какие бывают поезда? (пассажирские, товарные)
- Из каких частей состоит поезд? (локомотив, вагоны)
- Что является самым главным в поезде, что приводит в движение вагоны? (локомотив)
Первыми передвигающимися по рельсам тяговыми транспортными средствами были паровозы, в которых в качестве двигателя использовалась паровая машина. Впервые соединить паровой двигатель и катящуюся по рельсам тележку додумался британский инженер Ричард Тревитик. В 1803 году он создал первый паровоз, а 21 февраля 1804 года во время испытаний прицепил к нему несколько вагонеток, тем самым проведя первый в мире поезд. Первый паровоз в России был построен механиками отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе в 1833—1834. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 3,2 т со скоростью 13—14 км/час. Само понятие локомотив появилось гораздо позже.
- Чтобы нашим командам получить свои локомотивы, надо правильно решить задачу. (команды получают карточки с задачей)
- Работа в тетрадях. Открываем тетради, подписываем число, классная работа , №1.
- Задача: У Вити было 8 шариков, а у Пети – на 4 шарика больше. Сколько всего шариков было у Вити и Пети вместе?
(Дети решают, учитель в это контролирует работу детей, при необходимости помогает. Важно, чтобы дети в команде умели совещаться и советоваться друг с другом, тогда они быстрее придут к правильному решению.)
- А теперь проверим какой ответ у вас получился. Я называю число, если у вас такой же ответ – хлопайте в ладоши. 26, 14, 19, 20, 22.
- Молодцы, справились с заданием, получайте свои локомотивы. (они заранее приготовлены у учителя в соответствии с количеством команд)
- Скажите, а какую геометрическую форму имеют вагоны? (прямоугольник)
- Чтобы узнать какой длины и ширины будет наш прямоугольник, надо составит выражения и найти их значение.
В тетради подписываем №2.
1) К 2 прибавить разность чисел 16 и 10 - длина
2) Из 26 вычесть сумму чисел 18 и 2 - ширина
Дети записывают выражения, находят их значение.
- Берём цветную бумагу, чертим прямоугольник со сторонами 8 см и 6 см. Вырезаем. Но прежде вспомним правила работы с ножницами. (дети вспоминают, как правильно работать с ножницами, затем чертят прямоугольники – каждый свой; вырезают)
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- У нас есть локомотив и вагоны. Что ещё необходимо для вагонов? (колёса). Какой они формы? (круглые). Где же нам взять круг, чтобы нарисовать колёса? В этом я вам помогу. Для каждой команды зачитаю задачу, вы должны решить её устно и запомнить свой ответ.
- По тропинке в лесок покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку,
Да плутовку лису
Повстречал ещё в лесу.
Отвечайте поскорей,
Сколько встретил он зверей?
4 - В лодке ехал дед Евсей,
И поймал он карасей:
Пять больших и средних два.
Сколько же поймал Евсей
На рыбалке карасей?
7 - Мы гостей позвать решили
И друзей всех обзвонили:
Мама – пять своих подруг,
Папа – двух своих друзей,
Я с братишкой – трёх детей.
Сколько же всего друзей?
Сосчитай-ка поскорей.
10 - На полянке у дубка
Ёж увидел 2 грибка.
А подальше у осин
Он нашёл ещё один.
Кто ответить мне готов,
Сколько ёж нашёл грибов?
3
- А теперь вам надо найти, где спрятались в классе эти цифры. Рядом с ними будут ваши помощники – шаблоны для колёс. (В кабинете наклеены ответы-цифры на стенах, на партах; рядом с каждой цифрой висит пакетик с яицами из-под киндер-сюрпризов. Дети ищут свои ответы, берут пакетики, садятся на места, обводят по контуру яйца, вырезают получившиеся колёса.
- Теперь у вас есть все детали поезда. Надо только соединить их и приклеить на приготовленные заранее белые листы. Для этого вспомним правила работы с клеем. Если вы всё правильно сделали, должен получиться поезд с одинаковыми по размеру вагонами.
- Так как наш поезд всё-таки математический, для вас последнее задание. В начале урока мы не зря дали командам названия « 15», «16», «17», «18», «19.» Сейчас вы должны написать на вагонах выражения, значение которых будет равняться названию вашей команды; по одному выражению на вагон.
Например, команда «15» составляет и записывает выражения, значение в которых будет равняться 15. Записывают только выражения.
(Аналогично остальные команды; выражения на вагонах должны быть разные, писать можно фломастерами, чтобы лучше было видно)
- После выполнения зачитываются ответы детей, ошибки исправляются. Готовые поезда вывешиваются на доску для сравнения.
- Урок подходит к концу.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? (решали, считали, чертили, вырезали, клеили)
- Кто построил первый паровоз в России? (отец и сын Черепановы в 1833 году)
- Чем понравился урок?
- Всем спасибо, урок окончен. Прибираем рабочее место.