Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по данной теме.
- Развитие познавательной активности, логического мышления учащихся.
- Воспитание настойчивости, воли для достижения конечных результатов.
Оборудование: по возможности компьютер, мультимедиапроектор.
Структура урока:
- Орг. момент, приветствие, пожелания.
- Сообщение темы, типа и целей урока.
- Актуализация опорных знаний и умений: фронтальная работа // индивидуальная.
- Тренировочные упражнения-закрепления из базы данных ГИА (http://mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=Pos).
- Индивидуальная разноуровневая работа на местах по карточкам.
- Выставление оценок, домашнее задание.
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, типа и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим все свойства арифметической прогрессии, постараемся научиться применять эти свойства при решении задач по данной теме из базы данных ГИА, посмотрим – так ли тяжело решать экзаменационные задачи. Напоминаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. Давайте сделаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», и вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперёд.
3. Актуализация опорных знаний и умений: фронтальная работа и индивидуальная.
Фронтальный опрос:
- Определение арифметической прогрессии.
- Отличие арифметической последовательности от произвольной последовательности.
- Как найти по заданному ряду разность арифметической последовательности?
- Формула n-го члена арифметической прогрессии.
- Формула суммы арифметической прогрессии.
Математический диктант на листочках на 7 минут. Учащиеся, выполнившие раньше отведенного времени сдают, учитель сразу проверяет и дает им дополнительное задание по карточкам. Через 7 минут работы учащиеся сдают. И сразу же проводится самопроверка учащимися, верные ответы заранее записаны. Учитель просит поднять руки тех учащихся, кто все сделал верно. Обязательно хвалит. Затем тех, у кого есть ошибки, и кто не выполнил правильно ни одного задания. Разбирают совместно причины неудач, которые кроются, скорее всего, в вычислительных навыках. Проговаривают совместно пути устранения таких ошибок.
Математический диктант (задания выводятся с помощью мультимедиапроектора либо готовятся заранее на обороте доски):
4. Тренировочные упражнения-закрепления из базы данных ГИА.
Задания приготовлены заранее либо на доске, либо выводятся на экран с помощью мультипроектора. Учащимся еще раз объявляется, что все задания, которые предстоит сегодня решить, взятые с базы данных ГИА (http://mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=Pos) . К доске учащиеся вызываются по желанию. Учитель предлагает представить ситуацию, что сейчас экзамен, с чего бы начали решать? Какой бы первый шаг сделали? И так далее, побуждая учащихся предлагать свои действия и проговаривать, объяснять. При этом ненавязчиво поправлять и поощрять верные действия, закрепляя у слабых учеников ситуацию успеха. При этом уделяя вниманию формулам и применяемым свойствам прогрессии. Каждое решенное задание разбирается до тех пор, пока все учащиеся класса не поймут алгоритм решения и не останется вопросов по заданию. При этом обращать внимание на различные предложенные учащимися способы решения задач. При решении задания №6 обратить внимание учащихся, что арифметическая прогрессия и ее свойства находят применение при решении практических задач из жизни.
Задача № 1
Последовательность задана формулой . Какое из указанных чисел является членом этой последовательности?
Варианты ответа
- 1
- 2
- 3
- 4
Задача № 2
Последовательность задана формулой . Какое из следующих чисел не является членом этой последовательности?
Варианты ответа
Задача № 3
Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите ее.
Варианты ответа
- 1; 2; 3; 5; ...
- 1; 2; 4; 8; ...
- 1; 3; 5; 7; ...
- 1; ; ; ; ...
Задача № 4
Выписаны первые несколько членов арифметической прогрессии: 3; 6; 9; 12;… . Какое из следующих чисел есть среди членов этой прогрессии?
Варианты ответа
- 83
- 95
- 100
- 102
Задача № 5
Арифметические прогрессии , и заданы формулами n-го члена: , , Укажите те из них, у которых разность d равна 4.
Варианты ответа
- и
- и
- , и
Задача № 6
В первом ряду кинозала 30 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в ряду с номером n?
Варианты ответа
- 28+2n
- 30+2n
- 32+2n
- 2n
5. Индивидуальная разноуровневая работа на местах по карточкам.
Карточки готовятся с заданиями из той же базы данных ГИА и предлагаются к решению, если остается достаточно времени.
6. Выставление оценок, домашнее задание.
Задание на дом: дается два номера по учебнику на отработку формул и предлагается творческое задание по желанию: самостоятельно из различных источников подобрать по 3 задания по теме «Последовательность» для подготовки к экзамену.
При подведении итогов урока еще раз обратить внимание учащихся, что они успешно самостоятельно смогли решать экзаменационные задания.
7. Рефлексия