Задачи на построение
Базовый учебник: Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. под редакцией А.Н.Тихонова.
Цель урока: научиться строить с помощью циркуля и линейки угол равный данному, биссектрису угла, прямую проходящую через данную точку перпендикулярно данной прямой и середину отрезка.
Задачи.
Образовательные: c помощью системы упражнений формировать умение решать задачи на построение.
Развивающая: способствовать развитию внимания, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать.
Воспитательная: воспитывать информационную культуру, выработать навыки работы в группе и индивидуально.
Ожидаемые результаты.
Предметные. Уметь строить: угол равный данному углу, биссектрису угла, середину отрезка и перпендикулярные прямые.
Метопредметные. Умеет планировать свою деятельность и самостоятельно решать.
Личностные: формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс.
Ход урока
1) Повторение изученного материала.
1. Теоретический опрос.
- Какую фигуру образуют все точки плоскости равноудаленные от данной точки.
- Что такое радиус окружности; диаметр; хорда.
- Какая геометрическая фигура называется отрезком?
- Какая геометрическая фигура называется углом?
- Что называется серединой отрезка?
- Что называется биссектрисой угла?
- Какие две прямые называются перпендикулярными?
2. Решить задачу: на луче отложить отрезок равный данному отрезку (учащиеся работают в парах). Использовать раздаточный материал.
2) Объяснение нового материала.
1. Беседа о задачах на построение, сведения из истории задач на построение
В Древней Греции слова математика и геометрия были синонимами. Любые математические задачи, будь то доказательство свойств чисел или нахождение корней уравнений, решались геометрическими способами. Естественно, в такой ситуации важную роль приобрели задачи на построение. К построениям предъявлялись высокие требования точности, простоты, экономности. Самой совершенной линией на плоскости является окружность, а самой простой — прямая (ведь русское слово “простая” и означает “прямая”, и “простить” значит “разрешить стоять прямо, не склонив головы”). Наиболее ценными считались построения, использующие только эти две линии. Поскольку прямую можно провести при помощи линейки (без делений), а окружность построить циркулем, то мы теперь говорим о задачах на построение с помощью циркуля и линейки. Циркуль позволяет не только построить окружность с указанным центром и радиусом, но отложить отрезок, равный данному, и выяснить, какой из имеющихся отрезков длиннее. С помощью линейки можно провести прямую через две данные точки. (Линейка с делениями, которой мы пользуемся, не годится для измерений длин отрезков, она дает приближенный результат — этого античные математики не могли допустить.)Методика решения задач на построение была разработана в школе Платона. Будучи философом, Платон уделял большое внимание математике. Недаром над входом в его Академию было написано: “Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрии”.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
157c6f16-90f7-2019-4cd6-428a9c3b3346/105352/?interface=themcol
"Начала" Евклида. Построения циркулем и линейкой
Данный цифровой ресурс посвящен простейшим построениям циркулем и линейкой, содержит анимации.Ресурс может быть использован учителем в качестве основы урока по теме "Геометрия", а также использоваться для самостоятельного изучения математики.
2. Решить задачи на построение.
- Построение угла равного данному углу.
- Построить биссектрису данного угла.
- Построение прямой перпендикулярной данной прямой.
- Построение середины отрезка.
Учитель демонстрирует решение задач с помощью презентации (см. презентацию), предлагает учащимся доказать, что построенные угол, луч, прямая и точка соответствуют условию задачи, и заполнить таблицы “План построений”.
Угол равный данному углу | Биссектриса угла | Прямая перпендикулярная данной | Середина отрезка |
3) Закрепление изученного материала.
5. Практическая работа. Работа парами.
Задание 1 | Задание 2 |
Обозначьте угол и постой угол равный данному углу. | Обозначьте угол и построить биссектрису угла. |
Задание 3 | Задание 4 |
Обозначьте точку и прямую и проведите через эту точку прямую перпендикулярную данной. | Начертите отрезок, обозначьте и постройте его середину. |
4) Подведение итогов урока
Решить задачу, например, “Построить медиану треугольника”.
Выставить оценки за работу на уроке.
5) Домашнее задание: №152,155 (а), п./23(2).