Задачи на построение

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (479 кБ)


Задачи на построение

Базовый учебник: Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. под редакцией А.Н.Тихонова.

Цель урока: научиться строить с помощью циркуля и линейки угол равный данному, биссектрису угла, прямую проходящую через данную точку перпендикулярно данной прямой и середину отрезка.

Задачи.

Образовательные: c помощью системы упражнений формировать умение решать задачи на построение.

Развивающая: способствовать развитию внимания, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать.

Воспитательная: воспитывать информационную культуру, выработать навыки работы в группе и индивидуально.

Ожидаемые результаты.

Предметные. Уметь строить: угол равный данному углу, биссектрису угла, середину отрезка и перпендикулярные прямые.

Метопредметные. Умеет планировать свою деятельность и самостоятельно решать.

Личностные: формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс.

Ход урока

1) Повторение изученного материала.

1. Теоретический опрос.

  • Какую фигуру образуют все точки плоскости равноудаленные от данной точки.
  • Что такое радиус окружности; диаметр; хорда.
  • Какая геометрическая фигура называется отрезком?
  • Какая геометрическая фигура называется углом?
  • Что называется серединой отрезка?
  • Что называется биссектрисой угла?
  • Какие две прямые называются перпендикулярными?

2. Решить задачу: на луче отложить отрезок равный данному отрезку (учащиеся работают в парах). Использовать раздаточный материал.

2) Объяснение нового материала.

1. Беседа о задачах на построение, сведения из истории задач на построение

В Древней Греции слова математика и геометрия были синонимами. Любые математические задачи, будь то доказательство свойств чисел или нахождение корней уравнений, решались геометрическими способами. Естественно, в такой ситуации важную роль приобрели задачи на построение. К построениям предъявлялись высокие требования точности, простоты, экономности. Самой совершенной линией на плоскости является окружность, а самой простой — прямая (ведь русское слово “простая” и означает “прямая”, и “простить” значит “разрешить стоять прямо, не склонив головы”). Наиболее ценными считались построения, использующие только эти две линии. Поскольку прямую можно провести при помощи линейки (без делений), а окружность построить циркулем, то мы теперь говорим о задачах на построение с помощью циркуля и линейки. Циркуль позволяет не только построить окружность с указанным центром и радиусом, но отложить отрезок, равный данному, и выяснить, какой из имеющихся отрезков длиннее. С помощью линейки можно провести прямую через две данные точки. (Линейка с делениями, которой мы пользуемся, не годится для измерений длин отрезков, она дает приближенный результат — этого античные математики не могли допустить.)Методика решения задач на построение была разработана в школе Платона. Будучи философом, Платон уделял большое внимание математике. Недаром над входом в его Академию было написано: “Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрии”.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
157c6f16-90f7-2019-4cd6-428a9c3b3346/105352/?interface=themcol

"Начала" Евклида. Построения циркулем и линейкой

Данный цифровой ресурс посвящен простейшим построениям циркулем и линейкой, содержит анимации.Ресурс может быть использован учителем в качестве основы урока по теме "Геометрия", а также использоваться для самостоятельного изучения математики.

2. Решить задачи на построение.

  • Построение угла равного данному углу.
  • Построить биссектрису данного угла.
  • Построение прямой перпендикулярной данной прямой.
  • Построение середины отрезка.

Учитель демонстрирует решение задач с помощью презентации (см. презентацию), предлагает учащимся доказать, что построенные угол, луч, прямая и точка соответствуют условию задачи, и заполнить таблицы “План построений”.

Угол равный данному углу Биссектриса угла Прямая перпендикулярная данной Середина отрезка
       

3) Закрепление изученного материала.

5. Практическая работа. Работа парами.

Задание 1 Задание 2
Обозначьте угол и постой угол равный данному углу.

Обозначьте угол и построить биссектрису угла.

Задание 3 Задание 4
Обозначьте точку и прямую и проведите через эту точку прямую перпендикулярную данной.

Начертите отрезок, обозначьте и постройте его середину.

4) Подведение итогов урока

Решить задачу, например, “Построить медиану треугольника”.

Выставить оценки за работу на уроке.

5) Домашнее задание: №152,155 (а), п./23(2).