“Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.
В.А. Сухомлинский
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Поэтому понятна забота государства об образовании. Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Именно в детском саду и школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребенка. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” говорится: “Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях”. Воспитание человека, как гражданина своей страны уже в дошкольном детстве, становится чрезвычайно важным.
В современной гуманистической педагогике предполагается, что будущего гражданина важно воспитывать свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
По мнению современных исследователей (С.А. Козлова, Л.А. Кондрыкинская, М.Ю. Новицкая и др.), воспитание гражданственности включает несколько направлений работы, в ходе реализации которых формируются различные составляющие развития ребенка: позитивные модели поведения в обществе и природе; позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; начальные знания о жизни человека в сообществах; определённые личностные качества; коммуникативная компетентность.
Наш детский сад работает по примерной программе воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под. ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. В данной программе воспитания и обучения в детском саду уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе воспитанию гражданской позиции дошкольников.
Уже со второй младшей группы детям начинают рассказывать о родном крае - малой родине.
“Детский сад на прогулке”
В средней группе тематика расширяется, и дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Детям рассказывают о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. В старшей группе расширяют представления детей о родной стране, государственных праздниках, формируют представление о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна. В подготовительной к школе группе закрепляют знания детей о флаге, гербе, гимне, представление о Москве - столице нашего государства России.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, педагоги детского сада, расположенного на территории закрытого военного городка, знакомят воспитанников не только с родным городком, но и с профессиями его жителей.
Специфика удаленного военного городка такова, что дети тоже вовлечены в “служение Отчеству” – это наша повседневная жизнь. Причем, семьи военнослужащих – разнонациональны, могут говорить не только на русском языке, соблюдать внутри семьи особенности национальных традиций. Дети учатся толерантности не абстрактно, а на примере своих родных и близких. И это не пустые слова. В повседневной жизни дети учатся дружить, общаться, невзирая на возраст, национальность, половую принадлежность.
В последующем воспитываются предпосылки планетарного мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу.
Детский сад на параде в честь 80-летия
части.
В одном строю дети, мамы и воспитатели, а папы
идут торжественным маршем
Организация специальных воспитательных воздействий на занятиях и вне их позволяют значительно расширить и развить навыки поведения, личностные качества, знания и умения, свидетельствующие об активном становлении соответствующей возрасту детей нравственной и гражданской позиции.
Античный афоризм свидетельствует: “Пример полезнее наставлений”. Через исторический ракурс создания и развития русской армии мы формируем у детей представления о том, что нет на Руси более почётной и уважаемой профессии, чем ВОИН. Не будь его, не было бы ни народа нашего, ни Отечества, которые сложились на протяжении столетий. И в том убеждает вся многовековая история России.
В ходе реализации проекта “Мы – дети военных” к 80-летию воинской части, участниками которого стали дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог физической культуры, медицинский работник проводили ознакомительные экскурсии, беседы, конкурсы и другие мероприятия.
Дошкольники узнали о разнообразии военных специальностей и выяснили, что в войсковой части работают люди, имеющие гражданские профессии. В дни празднования наши дети ходили на парад, каждый видел торжественность выступлений, награждение своих родителей перед строем, парад полка.
Хочу сказать особое слово о родителях наших малышей. В большинстве своем это высокообразованные люди, большей частью загруженные на работе, в семьях больше времени с детьми проводит мама, но папа всегда – защитник, глава. В условиях отдаленности, наши дети больше знают Москву, чем ближайший район. Это помогает мне в работе соотносить опыт детей с проблемами целой страны. Наши родители своим примером учат детей интересоваться этими проблемами, обсуждать их, сопереживать грозным событиям.
В семье создаются основы патриотического воспитания. Жизнь в определенной мезосреде позволяет ребенку “впитывать” культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это является базовым компонентом патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Формируя у ребенка осознание его неразрывной связи с семьей - мамой и папой, бабушкой и дедушкой, добрыми и полезными привычками, правилами, которых придерживается семья, мы помогаем построению “образа родного дома” в сознании ребенка. Тем более если эта семья постоянно “ на страже Родины.
Спортивный праздник в честь Дня Защитника Отечества
Жизнь семьи военнослужащих подчинена своим законам, подчас родители сами забывают о том, что они так много знают от своих мам и пап, бабушек и дедушек о культуре своего народа, его традициях и обычаях. Подчас не могут донести до своего ребенка значимость своей службы на благо всей страны, общность семьи с интересами целого государства.
Поэтому работу с семьей вижу в просвещении родителей, обобщении их житейского опыта, привлечении к развитию ценностей семейной культуры, формировании нравственного воспитания детей и привитии патриотических чувств своим детям.
С помощью музейной педагогики у детей можно развивать художественное восприятие, образное мышление, пополнять словарь каждого ребёнка, решать проблемы в развитии его речи, пробуждать интерес и любознательность.
В условиях нашего городка тоже есть “свой” музей – боевой славы части. Здесь на небольшом пространстве расположен “Боевой путь части”, фотографии личного состава, памятные события в современной жизни военнослужащих войсковой части, макеты боевого вооружения части. Как сверкали счастьем глаза малышей, когда на общих снимках они находили знакомые лица. Какими вдруг суровыми становились их лица, когда дети держали в руках обломки взорвавшихся на полигоне ракет, какие недетские мысли возникали в их головах.
В музее боевой славы.
Такие посещения надолго запоминаются детям
Для детей военнослужащих, проживающих в обособленном городке привычно видеть маму, папу, бабушку, дедушку в военной форме. Каждый день – в повседневной, а в праздничные – в парадной. Поэтому глаза ребенка “замыливаются”, как бы теряется значимость этой формы. Военный мундир воспринимается, как рабочая одежда. Для поднятия престижа профессии родителей, значимости их труда для всей страны, формирования патриотических чувств ребенка - так важна тема изучения истории военного мундира в доступной для ребенка форме.
Я наблюдала, что полученные знания дети используют в повседневной жизни. Например, рисуя различные рисунки, они сопровождают их символикой Российского государства, стали узнавать флаг, герб России, напевать гимн России, когда смотрели передачи с Олимпиады в Ванкувере, слово “Россия” дети, подготовительной к школе группы, пишут без ошибок. В процессе игр используют справедливые правила, которые сами придумывают, а в быту осознанно используют мудрые народные пословицы и поговорки, разученные потешки, прибаутки.
Они сочувствуют старикам, слабым, больным, с уважением и терпимо относятся к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста и других особенностей. Дети стали более уважительно относится к воинскому труду, принимать и осознавать особенности воинского труда своих родителей, его значимость для всей страны. Все дети старшего дошкольного возраста, после такого комплекса занятий стали более трепетно относится к таким понятиям, как Родина, моя страна, моя семья, воин – защитник страны, Великая Отечественная война.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: “Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего”. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Патриотические чувства, любовь к Родине — это важнейшая составляющая личности человека. Воспитание любви к Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идёт о детях дошкольного возраста. Для дошкольников беседы о преданности, привязанности, ответственности перед Отчизной нередко остаются лишь словами, если не воспитана привязанность к родному дому, ответственность за собственные (ещё детские, но уже человеческие!) дела и поступки, сформировано умение добросовестно выполнять трудовые поручения.
Экскурсия в казарму, каждому ребенку
хотелось подержать
в руках настоящее оружие, ощутить себя
защитником Родины
В моей работе помогает использование мультимедийных презентаций, как современных информационно-коммуникативных технологий. Хотя это очень трудоемкий процесс: времени для подготовки требуется гораздо больше, чем для использования самой презентации. Но главное то, что несет в себе данная технология. Опыт показывает, что процесс просмотра объединяет, сплачивает детей в единое целое. Особенно, если на большом экране они видят знакомые лица как в проекте “Наша Родина Россия”, например.
В образовательной практике мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Работа с мультимедийными ресурсами не только способствует формированию внутренне мотивированной деятельности учащихся на учебных занятиях, но и “дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелом в знаниях” (Вакулина И.Ю.). Эти же слова применимы и к работе с малышами, материал становится для них более увлекательным, наглядным, легче запоминается.
Презентация позволяет наглядно и образно показать описываемый объект, используя звук, объем, цвет. Остановив показ слайдов, мы можем сделать акцент ненавязчиво, что лучше для запоминания.
Хочу представить материал по проведению открытого мероприятия для детей и родителей старшей разновозрастной группы к Дню Защитника Отечества: презентацию в формате PowerPoint “23 февраля” в создании которой использованы фотоматериалы экскурсий в подразделения воинской части, конспект самого мероприятия и фильм, предоставленный воспитательным отделом части из собственной фильмотеки, созданный родителями- военнослужащими для демонстрации важности воинского труда. Сколько эмоций вызвало это событие. В ходе предварительной работы мы использовали разучивание русской народной сказки “Каша из топора”, сами готовили костюмы. В течение четырех недель каждый ребенок пробовал себя в роли рассказчика, солдата и даже бабушки. Очень ждали праздника. Фильм “Наше ПВО”, оказался сюрпризом, вызвал бурю эмоций.
В конце праздника и родители, и дети с огромным удовольствием ели настоящую солдатскую кашу.
Такие общие мероприятия с длительной подготовкой способствуют сплочению и детского коллектива, и педагогического, и установлению партнерских отношений с родителями. Наши дети растут в обстановке, формирующей привязанность к семье, родному дому, уважение ратного труда родителей, понимание ценности каждого гражданина для всей страны.
Становление человека как гражданина, по моему мнению, должно начинаться с его семьи, друзей, малой Родины – родного поселка, города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любви к родному дому, городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего гражданина, любящего свою Родину.
Литература
1. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- СПб.: Детство-Пресс, 2011.
2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
3. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.: Экзамен, 2002.
4. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу// Информатика и образование. – 2000. – № 8. – С. 9-12.
5. Мичеева Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики // Начальная школа. 2008. №7.
6. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика. - Синтез, 2006 .
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика. – Синтез, 2009.
8. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: М.: Бином, 2005.
Приложение (видео- материал имеет большой объем, находится у автора)