Цели:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- продолжить работу над развитием навыка синтаксического разбора простого предложения;
- воспитывать интерес к предмету через использование межпредметных связей.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), сетка кроссворда для каждого учащегося (Приложение 2).
Ход урока.
Слайд 1. Объявление и запись в тетрадь темы урока.
Слайд 2. Далее учащимся предлагается сформулировать цели нашего сегодняшнего занятия, что они легко делают исходя из темы урока.
- Мы заканчиваем изучение темы «Главные и второстепенные члены предложения», начатую ещё в начальной школе. Что нового по этой теме вы узнали в этом учебном году?
- Наш сегодняшний урок мы построим как урок разгадывания кроссворда с небольшим секретом, который вы, я уверена, откроете раньше, чем прозвенит звонок.
Слайд 3. Прочитайте следующее предложение:
Внизу Арагва и Кура
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов
По корням шепчущих кустов
Бежали дружно и легко.
- Узнали ли вы эти строки? (Лермонтов, «Мцыри».) Именно это произведение мы изучаем сейчас на уроках литературы, поэтому для работы на уроке я взяла предложения именно из этой поэмы. Кстати, почему, повторяя данный материал, мы будем работать именно с такой синтаксической единицей, как предложение? (Главные и второстепенные члены выделяются только в составе предложения.)
-Какую картину вы представляете, читая эти строки. Какие художественные приёмы использует здесь автор? (Метафора, олицетворение, эпитеты.)
-Каким членом предложения является выделенное мною сочинительное словосочетание Арагва и Кура? Подчеркните этот член предложения и заполните клеточку кроссворда под № 6 (Подлежащее).
- Теперь найдите в предложении сказуемое. Как вы думаете, может ли грамматическая основа помочь нам увидеть задуманную автором картину полностью? А что в этом может помочь? (Второстепенные члены предложения.) Сделайте вывод о роли второстепенных членов предложения.
-А каким членом предложения будет ещё одно сочинительное словосочетание из этого предложения? ( Дружно и легко – обстоятельство). Заполните клеточку кроссворда под №10 (Обстоятельство.)
- Есть ли в этом предложении ещё обстоятельство? Чем оно отличается от предыдущего? (Это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.) Не забудьте расставить знаки препинания.
- Чем ещё осложнено данное предложение? (Однородными членами.) Как они связаны между собой? Название этой части речи пишем в кроссворде под №7. (Союз.)
- Теперь определите, каким членом предложения будет причастие «щепчущих»? (Определение). Заполняем в кроссворде строчку №2.
Слайд 4. Проверяем выполненную работу по образцу на экране.
Слайд 5. Работаем со следующими предложениями:
Хотел я встать – передо мной
Всё закружилось с быстротой.
Так я найден и поднят был.
- Как иначе называется подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа). Запишите существительное из этого термина под № 4. Обозначьте грамматическую основу в предложениях. Обратите внимание на сказуемые. Что в них общего и различного? (Представлены все возможные типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.)
-Как называются члены предложения, связанные союзом И. Запишите термин в строку №11.(Однородные.)
- Каким членом предложения является местоимение с предлогом «передо мной»? Ответ запишите в строку под №1.(Дополнение.)
- У записанных нами предложений (учтите, что в первом предложении их два) есть ещё одно отличие, связанное со второстепенными членами. Какое? (Первое предложение в составе сложного является нераспространённым, а остальные распространёнными). Запишите в кроссворд характеристику первого предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения под № 3. (Распространённое.)
Слайд 6. Запишем ещё одно предложение:
Надёжный сук мой как топор
Широкий лоб его рассек.
- Охарактеризуйте его по количеству грамматических основ. Запищите ответ в строку № 12. (Простое.)
Чем осложнено это предложение? Каким членом предложения является сравнительный оборот?
Слайд 7. Проверьте расстановку знаков препинания в предложении.
Слайд 8. Запишем следующее предложение.
Прощай отец дай руку мне.
- Определите тип этого предложения по цели высказывания. Запишите ответ в строку под № 8. (Побудительное.)
- Чем оно осложнено? Ответ запишите в строку под № 9. (Обращение.) Не забудьте о знаках препинания.
- Какой частью речи выражено обращение? Заполните строку № 5.(Существительное.)
Слайд 9. Запись предложения со знаками препинания для проверки.
Слайд 10. Прочитайте записанное предложение:
Сегодня на уроке мы повторили разные члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
- Как можно охарактеризовать подчёркнутый член предложения по отношению к однородным членам? (Обобщающее слово.) Запишите определение под № 13. (Обобщающее.)
Итак, мы с вами разгадали кроссворд и раскрыли его секрет, заключающийся в выделенных клетках. У вас должно получиться слово «односоставное». И это не случайно. Этим словом мы определяем тему наших следующих уроков, связанную с типами односоставных предложений.
Работа с тестом, предложенным в упражнении 139 учебника «Практика. 8 класс» под редакцией В.В.Бабайцевой.
Слайд 11. Ответы на тест. Самопроверка.
1 б, 2 в , 3 в, 4 б, 5 в
Слайд 12. Самостоятельная работа. Произвести синтаксический разбор предложений по вариантам.
1 вариант. В наступившей тишине малейший звук способен был испортить торжественность этой неожиданной встречи.
2 вариант. За огромным деревянным штурвалом стояли два матроса и старались удержать судно против ветра.
Работу можно выполнить на обратной стороне листа с сеткой кроссворда. Учитель проверяет как выполненную работу, так и правильность заполнения кроссворда с точки зрения орфографии, так как много ошибок допускают учащиеся при написании терминов.
Обобщение материала по уроку. Вспомните о целях нашего урока, которые вы перед собой поставили. Были ли они достигнуты?
Домашнее задание: из поэмы М.Лермонтова «Мцыри» выбрать и записать 2 простых предложения, одно из которых должно быть осложнено. Упражнение в рабочей тетради № 44. Повторить материал по орфограммам в приставках (параграфы 53, 54 по учебнику « Теория. 5-9»)