Учебник: Т.Г. Рамзаева Русский язык, 4 класс,2 часть – М.: Дрофа, 2008, с.48.
Цель урока:
- Обобщить и усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном и имени существительном.
Задачи урока:
- Закрепить знания учащихся об имени прилагательном и имени существительном.
- Развивать монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас слов, развивать внимание и память.
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (познакомить с произведениями И.К.Айвазовского “Девятый вал” и “Морской пролив с маяком”), прививать любовь к своей Родине и ее истории.
Оборудование:
- магнитофон;
- рисунки облаков;
- портрет И.К.Айвазовского;
- иллюстрации с изображением моря;
- фотографии картин “Девятый вал” и “Морской пролив с маяком”;
- раздаточный материал для учащихся.
Методы:
- по уровню активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные;
- по функциям: методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- по источникам познания: словесные, практические, наглядные.
Ход урока
I
. Психологический настрой учащихся на урок.Проводится тест “Настроение” (Приложение 1, рис. 1-3)
Вопрос детям:
- Посмотрите внимательно на облачка и скажите, какое облачко вам нравится больше.
Учитель: Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и улыбнитесь им, как улыбается вам первое облачко.
II. Целепологание.
Задание детям:
- Прочитайте запись на доске:
“СО.. НЦЕ СИН.. ПЫЛАЕТ,
ЛЕБ.. Д.. СИН.. ВДАЛ.. ПЛЫВЕТ.
Ч.. ЙКА СИН.. ВЗЛ.. ТАЕТ,
В С.. НЕВУ Н..БЕС З..ВЕТ.” [3]
Вопросы детям:
- Как можно назвать этот отрывок?
Предполагаемый ответ: Четверостишие
- Почему?
Предполагаемый ответ: Четверостишие –
отдельное стихотворение в четыре строки или
строфа в четыре строки.
На доске с ответом учеников появляются карточки с пропущенными буквами:
О,Л,ЯЯ, ЕЕ, Е, Ь,ЕЕ, ИЙ, Ь, А, Е, И
- В чем сходство слов В СИНЕВУ и СИНЕЕ?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Ребята, как вы думаете, какие части речи мы будем повторять сегодня на уроке?
- С какой целью?
Учитель: Сегодня мы с вами повторим все, что знаем об имени прилагательном и имени существительном, найдем сходства и различия между ними, будем учиться правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные.
III. Повторение.
1. Устная работа
Вопросы детям:
- Скажите, что вы знаете об имени существительном.
Предполагаемый ответ: это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события или состояния. Отвечает на вопросы Кто? или Что?
Имеет свой род, склонение. Изменяется по числам и падежам. В предложении является главным или второстепенным членом предложения. Есть нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, несклоняемые, общего рода имена существительные.
- Дайте определение имени прилагательного.
Предполагаемый ответ: это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Употребляется с именем существительным. Изменяется по числам, родам и падежам. Во множественном числе род не определяется. В предложении является второстепенным членом предложения (определением). В речи употребляется для уточнения, украшения.
2. Индивидуальная работа
4 ученика работают у доски по карточкам
№ 1 – В СИНЕВУ (морфологический разбор)
№ 2 – СИНЕЕ (СОЛНЦЕ) (морфологический разбор)
№ 3 – ЛЕБЕДЬ (фонетический разбор)
№ 4 – ЛЕБЕДЬ СИНИЙ ВДАЛЬ ПЛЫВЁТ (синтаксический
разбор, дать характеристику предложения)
3. Работа в тетрадях
Задание детям:
- Спишите с доски первое предложение:
СОЛНЦЕ СИНЕЕ ПЫЛАЕТ.
- Выполните разбор предложения по членам предложения и частям речи.
Проводится проверка выполнения работ по карточкам и в тетрадях
IV. Проверка домашнего задания.
1. Работа по домашнему упражнению (№ 368, стр.46)
Вопросы детям:
- Как можно озаглавить текст?
- Определите род и падеж прилагательных, выделите окончания.
- Кто по-вашему мнению должен защищать родную землю?
Учитель подводит итог: Таких людей называют ПАТРИОТЫ. “ ПАРТИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины” [2]
2. Работа по развитию речи
Задание детям:
- Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:
РОДИНА, РОДНОЙ, БЕЗГРАНИЧНАЯ
- Назовите АНТОНИМЫ к словам: РОДИНА, РОДНОЙ, МОГУЧАЯ.
У детей на столах карточки со словами: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСКИЙ, ОТЧИЙ, БЕСКОНЕЧНАЯ, НЕОБЪЯТНАЯ, БЕЗМЕРНАЯ, НЕОБОЗРИМАЯ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ЧУЖБИНА, ЧУЖОЙ, СЛАБАЯ.
Учитель подводит итог
V. Работа по чистописанию.
На доске написаны слова: оварпан, яиссоР, тоиртап
- Расшифруйте слова.
- Объясните орфограммы.
- Какое слово лишнее?
- Почему?
- Какое слово очень дорого каждому из нас?
- Почему?
- Составьте предложение со словом Россия.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание предлагается на выбор: упражнение 370 (определить род и падеж выделенных прилагательных или всех прилагательных и существительных)
VII. Физкультминутка.
Звучит запись шума моря, проводится гимнастика для глаз.
VIII. Работа по развитию речи.
Задание детям: описать море по картинкам, употребляя прилагательные,
- по цвету
- по глубине
- по величине
- по состоянию поверхности
Дети описывают картинки, учитель обобщает и вывешивает таблицы на доску
Учитель: На всех своих картинах море изображал Иван Константинович Айвазовский (портрет). И.К.Айвазовский (1817-1900). Имя Айвазовского известно всем любителям русского искусства. Это прославленный художник-маринист. “Марина” – этим красивым словом обозначают морской пейзаж в живописи, а художников, изображающих море, называют маринистами.
Женское имя Марина по-латыни означает “морская”.
И.К.Айвазовский родился в Феодосии, городе на берегу Черного моря, и с детства любил морскую стихию. За свою долгую жизнь он написал шесть тысяч картин -невероятно много! И почти все его картины были посвящены морю.
Вывешиваются на доску иллюстрации картин И.К. Айвазовского “Девятый вал” и “Морской пролив с маяком”
Задание детям:
- Опишите море на той картине, которая вам больше понравилась, используйте таблицы.
- Какие чувства вызывает у вас картина?
- Что есть общего у моря и России?
Дети вместе с учителем делают вывод, для чего нужны прилагательные.
IХ. Работа над развитием памяти.
Задание детям:
1. Запомните пары слов:
- Солнце яркое.
- Море бездонное.
- Россия необъятная.
- Берёза белая.
- Дом родной.
- Пролив морской.
2. 1 вариант – запишите по памяти все имена прилагательные.
2 вариант – запишите по памяти все имена существительные.
Производится проверка: учащиеся 2 варианта называют имя существительное,
1 варианта – прилагательное, которое к нему относится. У существительных называют склонение, у прилагательных – род.
Х. Словарно-орфографическая работа на карточках.
Все учащиеся выполняют письменно задания на карточках: (карточка № 2 – задания повышенной трудности). Карточки собираются на проверку. (Приложение 4)
ХI. Подведение итога урока.
Вопросы детям:
- В чём сходство имени существительного и имени прилагательного?
- В чём различия?
Учитель: Закончим урок пословицей. Прочитайте её.
[УЧ’ЭН’ИЙЭ] – [ПУТ’] [К] [УМ’ЭН’ИЙУ]
Объясните смысл пословицы.
Список литературы:
- Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык, 4 класс, 2 часть – М.: Дрофа, 2008 г.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – М.: Оникс Мир и образование 2008 г.
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах, Санкт – Петербург: СТИО Пресс, 2000 г.