Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Разделы: Начальная школа


Учебник: Т.Г. Рамзаева Русский язык, 4 класс,2 часть – М.: Дрофа, 2008, с.48.

Цель урока:

  • Обобщить и усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном и имени существительном.

Задачи урока:

  • Закрепить знания учащихся об имени прилагательном и имени существительном.
  • Развивать монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас слов, развивать внимание и память.
  • Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (познакомить с произведениями И.К.Айвазовского “Девятый вал” и “Морской пролив с маяком”), прививать любовь к своей Родине и ее истории.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • рисунки облаков;
  • портрет И.К.Айвазовского;
  • иллюстрации с изображением моря;
  • фотографии картин “Девятый вал” и “Морской пролив с маяком”;
  • раздаточный материал для учащихся.

Методы:

  • по уровню активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные;
  • по функциям: методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
  • по источникам познания: словесные, практические, наглядные.

Ход урока

I. Психологический настрой учащихся на урок.

Проводится тест “Настроение” (Приложение 1, рис. 1-3)

Вопрос детям:

  • Посмотрите внимательно на облачка и скажите, какое облачко вам нравится больше.

Учитель: Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и улыбнитесь им, как улыбается вам первое облачко.

II. Целепологание.

Задание детям:

  • Прочитайте запись на доске:

“СО.. НЦЕ СИН.. ПЫЛАЕТ,
ЛЕБ.. Д.. СИН.. ВДАЛ.. ПЛЫВЕТ.
Ч.. ЙКА СИН.. ВЗЛ.. ТАЕТ,
В С.. НЕВУ Н..БЕС З..ВЕТ.” [3]

Вопросы детям:

  • Как можно назвать этот отрывок?

Предполагаемый ответ: Четверостишие

  • Почему?

Предполагаемый ответ: Четверостишие – отдельное стихотворение в четыре строки или строфа в четыре строки.

  • Какие орфограммы встретились в этом четверостишии?

На доске с ответом учеников появляются карточки с пропущенными буквами:

О,Л,ЯЯ, ЕЕ, Е, Ь,ЕЕ, ИЙ, Ь, А, Е, И

  • В чем сходство слов В СИНЕВУ и СИНЕЕ?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Ребята, как вы думаете, какие части речи мы будем повторять сегодня на уроке?
  • С какой целью?

Учитель: Сегодня мы с вами повторим все, что знаем об имени прилагательном и имени существительном, найдем сходства и различия между ними, будем учиться правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные.

III. Повторение.

1. Устная работа

Вопросы детям:

  • Скажите, что вы знаете об имени существительном.

Предполагаемый ответ: это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события или состояния. Отвечает на вопросы Кто? или Что?

Имеет свой род, склонение. Изменяется по числам и падежам. В предложении является главным или второстепенным членом предложения. Есть нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, несклоняемые, общего рода имена существительные.

  • Дайте определение имени прилагательного.

Предполагаемый ответ: это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Употребляется с именем существительным. Изменяется по числам, родам и падежам. Во множественном числе род не определяется. В предложении является второстепенным членом предложения (определением). В речи употребляется для уточнения, украшения.

2. Индивидуальная работа

4 ученика работают у доски по карточкам

№ 1 – В СИНЕВУ (морфологический разбор)
№ 2 – СИНЕЕ (СОЛНЦЕ) (морфологический разбор)
№ 3 – ЛЕБЕДЬ (фонетический разбор)
№ 4 – ЛЕБЕДЬ СИНИЙ ВДАЛЬ ПЛЫВЁТ (синтаксический разбор, дать характеристику предложения)

3. Работа в тетрадях

Задание детям:

  • Спишите с доски первое предложение:

СОЛНЦЕ СИНЕЕ ПЫЛАЕТ.

  • Выполните разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Проводится проверка выполнения работ по карточкам и в тетрадях

IV. Проверка домашнего задания.

1. Работа по домашнему упражнению (№ 368, стр.46)

Вопросы детям:

  • Как можно озаглавить текст?
  • Определите род и падеж прилагательных, выделите окончания.
  • Кто по-вашему мнению должен защищать родную землю?

Учитель подводит итог: Таких людей называют ПАТРИОТЫ. “ ПАРТИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины” [2]

2. Работа по развитию речи

Задание детям:

  • Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:

РОДИНА, РОДНОЙ, БЕЗГРАНИЧНАЯ

  • Назовите АНТОНИМЫ к словам: РОДИНА, РОДНОЙ, МОГУЧАЯ.

У детей на столах карточки со словами: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСКИЙ, ОТЧИЙ, БЕСКОНЕЧНАЯ, НЕОБЪЯТНАЯ, БЕЗМЕРНАЯ, НЕОБОЗРИМАЯ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ЧУЖБИНА, ЧУЖОЙ, СЛАБАЯ.

Учитель подводит итог

V. Работа по чистописанию.

На доске написаны слова: оварпан, яиссоР, тоиртап

  • Расшифруйте слова.
  • Объясните орфограммы.
  • Какое слово лишнее?
  • Почему?
  • Какое слово очень дорого каждому из нас?
  • Почему?
  • Составьте предложение со словом Россия.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание предлагается на выбор: упражнение 370 (определить род и падеж выделенных прилагательных или всех прилагательных и существительных)

VII. Физкультминутка.

Звучит запись шума моря, проводится гимнастика для глаз.

VIII. Работа по развитию речи.

Задание детям: описать море по картинкам, употребляя прилагательные,

  • по цвету
  • по глубине
  • по величине
  • по состоянию поверхности

Дети описывают картинки, учитель обобщает и вывешивает таблицы на доску

(Приложение 2)

Учитель: На всех своих картинах море изображал Иван Константинович Айвазовский (портрет). И.К.Айвазовский (1817-1900). Имя Айвазовского известно всем любителям русского искусства. Это прославленный художник-маринист. “Марина” – этим красивым словом обозначают морской пейзаж в живописи, а художников, изображающих море, называют маринистами.

Женское имя Марина по-латыни означает “морская”.

И.К.Айвазовский родился в Феодосии, городе на берегу Черного моря, и с детства любил морскую стихию. За свою долгую жизнь он написал шесть тысяч картин -невероятно много! И почти все его картины были посвящены морю.

Вывешиваются на доску иллюстрации картин И.К. Айвазовского “Девятый вал” и “Морской пролив с маяком”

(Приложение 3)

Задание детям:

  • Опишите море на той картине, которая вам больше понравилась, используйте таблицы.
  • Какие чувства вызывает у вас картина?
  • Что есть общего у моря и России?

Дети вместе с учителем делают вывод, для чего нужны прилагательные.

IХ. Работа над развитием памяти.

Задание детям:

1. Запомните пары слов:

  • Солнце яркое.
  • Море бездонное.
  • Россия необъятная.
  • Берёза белая.
  • Дом родной.
  • Пролив морской.

2. 1 вариант – запишите по памяти все имена прилагательные.

2 вариант – запишите по памяти все имена существительные.

Производится проверка: учащиеся 2 варианта называют имя существительное,

1 варианта – прилагательное, которое к нему относится. У существительных называют склонение, у прилагательных – род.

Х. Словарно-орфографическая работа на карточках.

Все учащиеся выполняют письменно задания на карточках: (карточка № 2 – задания повышенной трудности). Карточки собираются на проверку. (Приложение 4)

ХI. Подведение итога урока.

Вопросы детям:

  • В чём сходство имени существительного и имени прилагательного?
  • В чём различия?

Учитель: Закончим урок пословицей. Прочитайте её.

[УЧ’ЭН’ИЙЭ] – [ПУТ’] [К] [УМ’ЭН’ИЙУ]

Объясните смысл пословицы.

Список литературы:

  1. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык, 4 класс, 2 часть – М.: Дрофа, 2008 г.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – М.: Оникс Мир и образование 2008 г.
  3. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах, Санкт – Петербург: СТИО Пресс, 2000 г.