Цель урока:
Познакомить учащихся с особенностями гор суши как одной из форм рельефа.
Задачи:
образовательная: формирование предметной компетентности учащихся; использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности; обеспечение активной учебной деятельности; формировать у учащихся умения определять географическое положение гор, их высоту; продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с картой.
развивающая: содействовать развитию личности учащегося, его индивидуальности;
развивать у учащихся умения определять географические координаты. Развивать алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться, выработать навыки работы в парах.
воспитательная: формирование коммуникативной культуры; создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества. Создание психологически комфортной среды.
Оборудование:
Физическая карта полушарий, России; картина с изображением гор, холмов; карточки со словами “равнина”, “горы”, “вершина”, “склон”, “подошва”, лабиринты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. – Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы не будем записывать тему урока в начале занятия, ее вы сами сформулируете в конце работы.
– А начнем мы наш урок с сеанса радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели к нам с планеты “РОВШАР”, (в переводе – “ровный шар”). Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить им место приземления.
– Какой участок на земной поверхности вы предложите им для посадки. (произносят слово “равнина”).
– Но инопланетяне не знают это слово. Объясните им.
– Откройте свои переговорные устройства – тетради, и запишите, что означает слово “равнина”.
– А сейчас давайте озвучим свои записи. Кто самый смелый.
– А теперь, давайте, сравним ваши варианты с тем термином, который дан в учебнике стр.57.
– Предупредите инопланетян, куда нельзя приземляться?
(Произносят слово “горы”).
– А знают ли наши гости слово “горы”.
– Помогите им понять, что такое “горы”
(Вывешивается карточка “горы”).
– Ребята! Кто нарисует на доске гору?
– А теперь давайте укажем, где находится склон, вершина, подошва.
(Приклеивают термины).
2. – Ребята, посмотрите на этот рисунок.
– Вас ничего не удивило.
(Это две формы рельефа, имеющие вершину, склон, подошву, но одна холм, а другая гора).
– Чем они отличаются.
(Высотой, гора имеет относительную высоту более 200м).
– Прочитайте в учебнике, стр. 54, что называется горой.
3. Наши гости пошли на посадку и спустились на высоту 1000м и, сохраняя направление и высоту, продолжают двигаться вокруг Земли по 50 0 с.ш.
– Посмотрите на карту полушарий, сможет ли на этой высоте космический корабль сделать полный оборот вокруг Земли.
– Посмотрите в легенду карты, там есть шкала высот, которая вам поможет справиться с эти заданием.
– Каким цветом изображены территории выше 1000м?
– Так сможет инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по 50 0 с.ш.
4. А сейчас мы с вами узнаем, какие бывают горы по высоте, и начертим схему в тетрадях.
– Откройте учебник на стр.55 (3п.) и прочитайте различие гор по высоте.
(На доске схема, уч-ся в тетрадях, привести самостоятельно 2-3 примера, используя карты атласа)
5. – Ребята! Пришло радостное известие, инопланетяне приземлились. Но у них новая неприятность. Кораблю нужен ремонт, а руду на изготовление нового корпуса можно взять в Уральских горах, т. к. эти горы богаты различными полезными ископаемыми.
(Учитель читает стихотворение А. Твардовского об Уральских горах).
Урал! Завет веков и вместе –
Предвестье будущих времен
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он –
Урал!
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!
– Нужно суметь объяснить, где искать эти горы. Опишите географическое положение Уральских гор по плану: (план на доске)
- На каком материке находятся, в какой части материка?
- Какова высота гор.
- Как расположены горы относительно других объектов.
– Ребята! Может нам пора записать тему урока? Какие будут версии.
(Горы суши).
III. Закрепление.
– Для закрепления изученной темы вы самостоятельно в парах совершите путешествие по лабиринту.
Каждой паре учащихся выдается лист, с изображением лабиринта.
(Учитель проверяет ключевое слово, кто самый первый прошел правильно лабиринт, помогает остальным пройти путь).
(Ответ – горообразование)
IV. Домашнее задание.
§ 20; вопросы 3, 5, 8; найти стихи о горах и подготовить творческое их чтение.
Приложение (схема)