Цель: научиться производить фонетический анализ слов.
Задачи.
- Повторить понятия “фонетика”, “фонетический разбор”.
- Повторить звуки – гласные и согласные.
- Повторить классификацию согласных звуков.
- Повторить, в каких случаях буквы е, ё, ю, я могут при произношении давать два звука.
- Повторить правило деления слов на слоги, постановки ударения в словах.
- Отработать умение воспроизводить звуковой состав слова с помощью транскрипции.
- Научить давать подробную характеристику каждому звуку.
- Повторить правило сокращения слов при письме.
- Отрабатывать порядок проведения фонетического разбора слова.
- Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться друг с другом.
- Воспитывать уважение к окружающим людям, к чужому мнению.
Оборудование: лента букв, проектор, экран.
Примечание. Учителю надо иметь в виду, что проведение полного фонетического
разбора не является обязательным требованием для выпускника
начальной школы. Поэтому необходимо подходить к разбору слов
дифференцированно: сильные ученики могут выполнять данный вид
задания в полном объёме письменно, успевающие средне –
- письменно в сокращённом виде с опорой на образец.
Ход урока
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок русского языка. Посмотрите,
пожалуйста, какая тема урока, назовите её. (Фонетический разбор слова)
(Слайд №1)
2. Повторение пройденного по теме “Фонетика”.
Давайте вспомним, что такое “фонетика”, какой разбор слова мы называем фонетическим?
Фонетика – это раздел русского языка, который изучает звуки нашей речи, а фонетический разбор – это, соответственно, звуковой анализ слов.
(Слайд №2)
Итак, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Какие звуки мы называем гласными? Почему?
Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите гласные звуки.
Какие звуки мы называем согласными? Почему? Назовите согласные звуки.
Давайте вспомним:
- какие согласные звуки могут быть парными по признаку твёрдости-мягкости,
- какие согласные звуки только твёрдые,
- какие согласные звуки только мягкие,
приведите примеры:
- какие согласные имеют пару по звонкости-глухости,
- какие согласные не имеют пару по этому признаку,
- назовите все пары согласных по звонкости-глухости.
Какие буквы вообще не имеют звуков? Назовите эти буквы.
В каком случае буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? Приведите примеры:
- если буквы стоят в начале слова (ель, ёжик, юбка, яхта и т.п.),
- если буквы стоят после гласной буквы (поел, приём, думаю, белая и т.п.),
- если буква стоит после ь или ъ (объехал, перья и т.п.).
3. Отработка порядка проведения фонетического разбора.
Ребята, вы уже очень много знаете о звуках нашей речи, молодцы! А теперь мы будем учиться, используя эти знания, проводить фонетический разбор слов.
Итак, начнём. Давайте посмотрим, в каком порядке всегда производится фонетический разбор.
(Слайд №3)
- Прежде чем письменно анализировать звуковой состав слова, его нужно вслух, чётко и медленно произнести его, вслушиваясь в каждый звук.
- Записываем слово.
- Разделим слово на слоги.
- Поставим ударение.
- Запишем транскрипцию слова. Вспомним, что такое “транскрипция”. А какие скобки ставятся при записи транскрипции? (на доске кто-либо из учеников рисует эти скобки)
- Далее будем характеризовать каждый звук, подробно всё записывая.
Если звук гласный – ударный он или безударный?
Если звук согласный – твёрдый или мягкий (имеет ли пару по данному признаку), глухой или звонкий (имеет ли пару по данному признаку).
Обратите внимание на то, как можно сокращать слова при характеристике звуков (на доске учитель показывает варианты сокращения слов).
После того, как мы охарактеризовали все звуки слова, подводим черту, а затем записываем, сколько в слове слогов, букв и звуков.
4. Ещё раз вспоминаем о звуках, которые бывают только твёрдыми, мягкими.
(Слайд №4)
Когда буквы могут обозначать два звука.
(Слайд №5)
Когда буквы не обозначают звуков.
(Слайд №6)
5. Физминутка.
6. Практический разбор слова.
Давайте приступим к практическому заданию - сделаем фонетический разбор слова. А что это за слово, вы сейчас сами отгадаете.
Загадка.
И петь не поёт,
И лететь не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)
А кто такой страус? Чем известна эта птица?
(Фонетический разбор производится по плану (Слайд №7), но строчки появляются на экране не сразу, а после того, как ученики устно сформулируют какая должна быть запись).
Молодцы!
7. А теперь слово для разбора будет посложнее. Но сначала отгадайте его.
Загадка.
Чтобы сильная волна
Нас с места сдвинуть не смогла,
За борт мы цепь бросаем
И в воду опускаем. (Якорь)
Чтобы успешно справится с этим заданием, работать будем в парах. Пожалуйста, обсуждайте друг с другом каждый шаг, приходите к единому мнению, а если возникнут затруднения, обращайтесь к учителю.
Итак, слово “якорь”.
Что такое якорь, зачем он нужен? Кто использует в своей работе якоря?
(Фонетический разбор производится аналогично, с опорой на слайд №3, затем проверяем с помощью слайда №8).
8. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
О чём вы сегодня узнали? Какое новое знание открыли?
Чему новому научились?
Молодцы! Вы хорошо поработали, я уверена, что теперь фонетический разбор каждый сможет сделать самостоятельно, в полном объёме.
(Слайд №9)
9. Домашнее задание.