Цель: применить полученные знания и умения по теме: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.
Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).
Ведущий принцип: доступности, научности.
Подход: личностно-ориентированный.
Технологии: арт-технология, технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.
Оборудование урока: видеопроектор, ноутбук.
Дидактические средства: карточка-информатор, карточка-тест для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Формирование мотивации к изучению темы. Слайды № 1-2.
Слово учителя.
Ребята, как отличить, на ваш взгляд, образованного человека от необразованного? Какие предложения произносит грамотный человек?
Учитель: “Употребляя в своей речи сложные предложения, мы производим впечатление грамотного, образованного человека; наша речь становится яркой, выразительной. Если не заниматься совершенствованием своей речи, то она может стать похожей на речь героини из кинофильма “Двенадцать стульев” Эллочки, которая, общаясь с людьми, использовала отдельные слова, а самой длинной фразой была: “Не учите меня жить”
Я хочу, чтобы ваша речь не была похожа на речь Эллочки.
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова французского историка Ренана:
Хорошо говорить – значит
просто хорошо думать вслух.
Э.Ренан
Как вы понимаете слова эпиграфа? Сегодня мы с вами и будем учиться хорошо говорить, употребляя в своей речи сложные предложения”.
3. Объявление темы и целей урока.
Итак, мы подошли к теме нашего урока. Запишите число и тему урока.
Целеполагание: сегодня мы с вами познакомимся с понятием “общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”, будем учиться находить его в нём, научимся правильно расставлять запятые в сложносочинённых предложениях там, где они необходимы.
4. Актуализация знаний.
Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы? Помогут вам в выполнении этого задания карточка – информатор оранжевого цвета и слайды № 3-6.
1) Какие предложения называются сложносочинёнными? Сложносочинённые предложения – это такие, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами. Слайд № 3.
2) Как делятся сложносочинённые предложения по союзам и по значению? Слайды № 4-5.
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим. Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Например: То светило солнце, то шёл дождь.
3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому. Например: Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.
3) Чем отделяются друг от друга простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение? Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. Слайд № 6.
5. Первичное усвоение нового материала.
Мы с вами повторили сочинительные союзы; знаем, что простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми, а теперь переходим к изучению нового материала. Сегодня вы узнаете правило о сложносочинённых предложениях, части которого не отделяются запятыми.
Откройте учебник на стр.28, найдите примечание. Прочитаем вслух. (Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки). Слайд № 7.
Закройте учебник, ответьте на вопрос: почему в сложносочинённом предложении иногда не ставится запятая? (Запятая не ставится в сложносочинённом предложении, если в нём имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения). Слайд № 8.
6. Первичное закрепление нового материала.
Выполняем упр. 60 стр. 29. Коллективная работа. Задание: сначала выпишите все предложения, в которых имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения, затем остальные предложения. Поставьте, где необходимо, запятую. (Читаем предложение вслух, объясняем, нужна или не нужна запятая.)
За окном брезжил рассвет и кричали петухи. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. На строительной площадке работал башенный кран и забивали в землю бетонные сваи.
Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. Сверху жарко палило солнце, и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. В ветер леса шумят великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком. (Самопроверка). Слайды № 9-10
7. Работа с учебником. (Парная работа)
Выполнение упр.61 стр.29. Умение составлять сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом и простые с однородными членами по образцу, данному в учебнике.
Утром мама приготовила завтрак и …
- Утром мама приготовила завтрак и мы все сели за стол.
- Утром мама приготовила завтрак и пригласила всех за стол.
Вечером на улице было много народу и …
- Вечером на улице было много народу и ездили автомобили.
- Вечером на улице было много народу и машин.
На крыше лежал снег и …
- На крыше лежал снег и сидели голуби.
- На крыше лежал снег и хлеб для птиц.
В небе плыли облака и …
- В небе плыли облака и летали птицы.
- В небе плыли облака и тополиный пух.
Взаимопроверка. Слайды № 11-14.
8. Самостоятельная работа с тестом. Слайды № 15-19.
Обведите кружком свой ответ в каждом задании теста. Подпишите работу.
1. Найдите сочинительный союз:
- Едва, 2) зато, 3) словно, 4) лишь только.
2. Два простых предложения соединены в одно словом либо. Какое это предложение?
- Бессоюзное сложное предложение.
- Cложноподчинённое предложение.
- Cложносочинённое предложение.
- Простое предложение.
3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены).
- Была зима но все последние дни стояла оттепель.
- Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся.
- Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
- Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле.
- За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
- В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
5. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
- Мы вылетели к месту зимовки и вслед за нами отправили самолёты с оборудованием.
- У неё слёзы были на глазах и голос дрожал.
- Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
6. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
- Вечерело и становилось прохладно.
- Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты.
- На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые.
Самопроверка. Ответы: Слайд № 20. (Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте оценку “5”, допустили одну ошибку – “4”, допустили две-три ошибки – “3”, свыше трёх ошибок – “2”.)
1 – 2
2 – 3
3 – 1
4 – 1
5 – 2
6 – 3
9. Игра “Третье – лишнее и почему?” Слайд № 21.
Даны три предложения, одно из них лишнее, почему? Запятые не поставлены.
1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.
2. В парке легко дышалось и птицы вовсю возились в листве.
3. По утрам здесь особенно тихо и природа, словно нехотя, просыпается.
(Лишнее 1 предложение, так как в нём нет общего второстепенного члена предложения.)
10. Подведение итогов. Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Какое пунктуационное правило изучили? Чему мы научились? Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему?
11. Домашнее задание: выписать из любых художественных произведений 5 сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом предложения.
Тест (Приложение)