Урок русского языка по теме "Общий второстепенный член в сложносочиненном предложении". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: применить полученные знания и умения по теме: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”.

Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).

Ведущий принцип: доступности, научности.

Подход: личностно-ориентированный.

Технологии: арт-технология, технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока: видеопроектор, ноутбук.

Дидактические средства: карточка-информатор, карточка-тест для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Формирование мотивации к изучению темы. Слайды № 1-2.

Слово учителя.

Ребята, как отличить, на ваш взгляд, образованного человека от необразованного? Какие предложения произносит грамотный человек?

Учитель: “Употребляя в своей речи сложные предложения, мы производим впечатление грамотного, образованного человека; наша речь становится яркой, выразительной. Если не заниматься совершенствованием своей речи, то она может стать похожей на речь героини из кинофильма “Двенадцать стульев” Эллочки, которая, общаясь с людьми, использовала отдельные слова, а самой длинной фразой была: “Не учите меня жить”

Я хочу, чтобы ваша речь не была похожа на речь Эллочки.

Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова французского историка Ренана:

Хорошо говорить – значит
просто хорошо думать вслух.
Э.Ренан

Как вы понимаете слова эпиграфа? Сегодня мы с вами и будем учиться хорошо говорить, употребляя в своей речи сложные предложения”.

3. Объявление темы и целей урока.

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Запишите число и тему урока.

Целеполагание: сегодня мы с вами познакомимся с понятием “общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”, будем учиться находить его в нём, научимся правильно расставлять запятые в сложносочинённых предложениях там, где они необходимы.

4. Актуализация знаний.

Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы? Помогут вам в выполнении этого задания карточка – информатор оранжевого цвета и слайды № 3-6.

1) Какие предложения называются сложносочинёнными? Сложносочинённые предложения – это такие, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами. Слайд № 3.

2) Как делятся сложносочинённые предложения по союзам и по значению? Слайды № 4-5.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим. Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Например: То светило солнце, то шёл дождь.

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому. Например: Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.

3) Чем отделяются друг от друга простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение? Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. Слайд № 6.

5. Первичное усвоение нового материала.

Мы с вами повторили сочинительные союзы; знаем, что простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми, а теперь переходим к изучению нового материала. Сегодня вы узнаете правило о сложносочинённых предложениях, части которого не отделяются запятыми.

Откройте учебник на стр.28, найдите примечание. Прочитаем вслух. (Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки). Слайд № 7.

Закройте учебник, ответьте на вопрос: почему в сложносочинённом предложении иногда не ставится запятая? (Запятая не ставится в сложносочинённом предложении, если в нём имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения). Слайд № 8.

6. Первичное закрепление нового материала.

Выполняем упр. 60 стр. 29. Коллективная работа. Задание: сначала выпишите все предложения, в которых имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения, затем остальные предложения. Поставьте, где необходимо, запятую. (Читаем предложение вслух, объясняем, нужна или не нужна запятая.)

За окном брезжил рассвет и кричали петухи. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. На строительной площадке работал башенный кран и забивали в землю бетонные сваи.

Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. Сверху жарко палило солнце, и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. В ветер леса шумят великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком. (Самопроверка). Слайды № 9-10

7. Работа с учебником. (Парная работа)

Выполнение упр.61 стр.29. Умение составлять сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом и простые с однородными членами по образцу, данному в учебнике.

Утром мама приготовила завтрак и …

  1. Утром мама приготовила завтрак и мы все сели за стол.
  2. Утром мама приготовила завтрак и пригласила всех за стол.

Вечером на улице было много народу и …

  1. Вечером на улице было много народу и ездили автомобили.
  2. Вечером на улице было много народу и машин.

На крыше лежал снег и …

  1. На крыше лежал снег и сидели голуби.
  2. На крыше лежал снег и хлеб для птиц.

В небе плыли облака и …

  1. В небе плыли облака и летали птицы.
  2. В небе плыли облака и тополиный пух.

Взаимопроверка. Слайды № 11-14.

8. Самостоятельная работа с тестом. Слайды № 15-19.

Обведите кружком свой ответ в каждом задании теста. Подпишите работу.

1. Найдите сочинительный союз:

  1. Едва, 2) зато, 3) словно, 4) лишь только.

2. Два простых предложения соединены в одно словом либо. Какое это предложение?

  1. Бессоюзное сложное предложение.
  2. Cложноподчинённое предложение.
  3. Cложносочинённое предложение.
  4. Простое предложение.

3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены).

  1. Была зима но все последние дни стояла оттепель.
  2. Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся.
  3. Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле.
  2. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
  3. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

5. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

  1. Мы вылетели к месту зимовки и вслед за нами отправили самолёты с оборудованием.
  2. У неё слёзы были на глазах и голос дрожал.
  3. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

6. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

  1. Вечерело и становилось прохладно.
  2. Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты.
  3. На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые.

Самопроверка. Ответы: Слайд № 20. (Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте оценку “5”, допустили одну ошибку – “4”, допустили две-три ошибки – “3”, свыше трёх ошибок – “2”.)

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 1

5 – 2

6 – 3

9. Игра “Третье – лишнее и почему?” Слайд № 21.

Даны три предложения, одно из них лишнее, почему? Запятые не поставлены.

1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.

2. В парке легко дышалось и птицы вовсю возились в листве.

3. По утрам здесь особенно тихо и природа, словно нехотя, просыпается.

(Лишнее 1 предложение, так как в нём нет общего второстепенного члена предложения.)

10. Подведение итогов. Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Какое пунктуационное правило изучили? Чему мы научились? Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему?

11. Домашнее задание: выписать из любых художественных произведений 5 сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом предложения.

Тест (Приложение)