Цели использование ИКТ:
- Улучшение качества обучения на основе использования новых информационных технологий;
- Формирование у учащихся мировоззрения открытого информационного общества.
- Усилить мотивацию познавательной деятельности учащихся к изучению предмета.
- Увеличить интенсивность учебного процесса.
Цель: создать условия для формирования представлений о нефти как природном источнике углеводородов.
Задачи:
Образовательные: расширения
представления учащихся о нефти и нефтепродуктах,
их влиянии на живые организмы; раскрыть сущность
экологических проблем, возникающих в связи с
использованием нефти и продуктов её переработки;
Литература:
- Учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 классы. М.: Дрофа. 2010.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия.11 класс, М.: Дрофа, 2006.
Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета:
- Биология: Раздел: Экология, Тема “Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды” – 11 кл.
- Химия: Тема “Природные углеводороды” – 11 кл.
Продолжительность: 40 мин.
Формируемые умения: самостоятельно работать с дополнительной информацией; работать в коллективе; проводить эксперимент; вести дискуссию и аргументировать свои мысли; применять знания в повседневной жизни.
Оборудование: стаканы химические (150 мл) с водой и нефтью, пробирки с машинным маслом, кисточки и перья птиц, коллекция “Нефтепродукты”, выставка рисунков-плакатов, книг, видеофильм “Важнейшие продукты нефтепереработки”.
Девиз урока: “Жить- значит узнавать” (Д.И.Менделеев).
Форма урока: Интегрированный урок
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Методы обучения:
- проблемный;
- составление списка “известной информации”-кластер;
- частично-поисковый-метод активного чтения “пометки на полях”;
- экспериментальный;
- работа с таблицей.
Формы организации учебной деятельности: работа в режиме “Обучение сообща”
- индивидуальная работа;
- работа в группах.
Необходимые условия: сотрудничество учитель-ученик.
Ход урока |
|||||||||||||||||
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации | ||||||||||||||
1. Стадия вызова |
|||||||||||||||||
Организационный момент | Определяет готовность учащихся к работе. Формирует группы, проверяет оборудование | Подготовка к уроку | |||||||||||||||
Актуализация опорных знаний.
Стадия вызова и целеполагание Демонстрация презентации Слайд |
Представьте, что вы оказались на самом большом нефтеперерабатывающем заводе, скажите, пожалуйста | Создание проблемной ситуации | |||||||||||||||
1. Что вы знаете о нефти? | 1.Учащихся отвечают на вопрос. | ||||||||||||||||
2. Дает инструкцию по составлению кластера (Приложение 1) | 2. Работа в группах:“Вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию в графический кластер | ||||||||||||||||
3. Организует фронтальную беседу по
кластеру. Учитель комментирует, дополняет ответы с демонстрацией презентации. |
3. Обсуждение содержания кластера | ||||||||||||||||
4. Учитель задает вопрос: Что бы вы
хотели еще узнать об природном источнике
углеводородов? СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ... Познавательные цели Узнать... Научиться: ставить вопросы... Что ещё? (Дополнить.) (Приложение 2) Запишите поставленные цели в тетрадь. |
4. Учащиеся проговаривают, что бы они
хотели бы узнать о нефти и нефтепродуктах. Ученики работают с инструкцией 1 (Приложение 2), записывают поставленные цели в тетради. |
||||||||||||||||
2. Стадия осмысления |
|||||||||||||||||
Работа с текстом Демонстрация презентации Слайд |
1. Предлагает работу с текстом в течении 10–15 минут используя специальные пометки на полях.(Тексты) | 1.Индивидуально работают над текстом. | Метод активного чтения “Пометки
на полях”(частично-поисковый) “V” – “это я
знаю”; (Обратить внимание уч-ся на информацию, требующую пояснения “?”, именно она может инициировать домашнее задание) |
||||||||||||||
2. Предлагает заполнить и обсудить
таблицу из 5 столбцов, используя информацию из
текста (это дает им возможность проанализировать
текст повторно) Количество и смысл знаков заранее оговаривается (Приложение 7) |
2. Индивидуальная работа. Заполняют таблицу.
|
||||||||||||||||
3.Предлагает в группе обсудить записи в таблице. Дополнить по возможности. (Демонстрация презентации) | 3. Работа в группах. Обсуждают и дополняют информацию в таблице | ||||||||||||||||
Проведения эксперимента Демонстрация презентации Слайд |
1. Демонстрирует образцы нефти. 2. Дает инструкцию по ТБ, выполнению опыта. |
Самостоятельная работа учащихся в группах по выполнению эксперимента: опыт “Растворимость нефти в воде”, опыт “Влияние нефти на перьевой покров птицы” | |||||||||||||||
3. Стадия размышления и рефлексии |
|||||||||||||||||
Рефлексия Демонстрация презентации Слайд |
1. Предлогаю учащихся вернуться к кластеру и внести изменения, дополнения на основе изученной информации и подготовиться к презентации. | 1.Работа в группах. Учащиеся работают с кластером. Готовятся к презентации кластеров | Установление причинно-следственных связей между блоками информации. | ||||||||||||||
2. Организует защиту каждой группы. | 2. Презентация кластера | ||||||||||||||||
3.Предлогаю вернуться к целям на стадии
вызова: Достигли ли поставленных целей? Какие затруднения встретились? (Обращение к таблице с стадии осмыслении. |
3. Коллективное обсуждение кластера | ||||||||||||||||
4. Учитель предлагает заполнить Инструкция 2 “Подведение итогов” (Приложение 8) | 4. Индивидуальная работа по выполнению инструкции. | ||||||||||||||||
5. Предлагает выполнить тест. | 5. Выполнение теста (Приложении 9) | ||||||||||||||||
6.Контроль и оценка Демонстрация презентации Слайд |
1. Предлагает осуществить самопроверку теста с помощью ключа (заранее написанного на слайде) | 1. Индивидуальная работа: учащиеся осуществляют самопроверку. | Таблица 1
|
||||||||||||||
2. Предлогает заполнить “Ведомость открытого учета знаний” (Таблица 1) | 2. Заполнение таблицы- “Самооценка” (Приложении 10) | ||||||||||||||||
7. Домашнее задание Демонстрация презентации Слайд |
Предлагает индивидуальные творческие задания по непонятным вопросам стадии осмысления. | Индивидуальные задания записывают и уточняют с учителем индивидуально. |
Приложения 8, 9, 10 можно посмотреть, связавшись с автором статьи!