Нефть – природный источник углеводородов

Разделы: Химия, Экология


Цели использование ИКТ:

  • Улучшение качества обучения на основе использования новых информационных технологий;
  • Формирование у учащихся мировоззрения открытого информационного общества.
  • Усилить мотивацию познавательной деятельности учащихся к изучению предмета.
  • Увеличить интенсивность учебного процесса.

Цель: создать условия для формирования представлений о нефти как природном источнике углеводородов.

Задачи:

  • Образовательные: расширения представления учащихся о нефти и нефтепродуктах, их влиянии на живые организмы; раскрыть сущность экологических проблем, возникающих в связи с использованием нефти и продуктов её переработки;
  • Развивающие: совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, применять при изучении химии знания по другим предметам естественного цикла, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, культуру общения учащихся, развивать творческие способности и умение вести дискуссию и аргументировать свои мысли.

Литература:

  1. Учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 классы. М.: Дрофа. 2010.
  2. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия.11 класс, М.: Дрофа, 2006.

Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета:

  • Биология: Раздел: Экология, Тема “Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды” – 11 кл.
  • Химия: Тема “Природные углеводороды” – 11 кл.

Продолжительность: 40 мин.

Формируемые умения: самостоятельно работать с дополнительной информацией; работать в коллективе; проводить эксперимент; вести дискуссию и аргументировать свои мысли; применять знания в повседневной жизни.

Оборудование: стаканы химические (150 мл) с водой и нефтью, пробирки с машинным маслом, кисточки и перья птиц, коллекция “Нефтепродукты”, выставка рисунков-плакатов, книг, видеофильм “Важнейшие продукты нефтепереработки”.

Девиз урока: “Жить- значит узнавать” (Д.И.Менделеев).

Форма урока: Интегрированный урок

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • составление списка “известной информации”-кластер;
  • частично-поисковый-метод активного чтения “пометки на полях”;
  • экспериментальный;
  • работа с таблицей.

Формы организации учебной деятельности: работа в режиме “Обучение сообща”

  • индивидуальная работа;
  • работа в группах.

Необходимые условия: сотрудничество учитель-ученик.

Приложение (Презентация)

Ход урока

Стадия
(фаза)
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические рекомендации

1. Стадия вызова

Организационный момент Определяет готовность учащихся к работе. Формирует группы, проверяет оборудование Подготовка к уроку  
Актуализация опорных знаний. Стадия вызова и целеполагание

Демонстрация презентации

Слайд

Представьте, что вы оказались на самом большом нефтеперерабатывающем заводе, скажите, пожалуйста   Создание проблемной ситуации
1. Что вы знаете о нефти? 1.Учащихся отвечают на вопрос.
2. Дает инструкцию по составлению кластера (Приложение 1) 2. Работа в группах:“Вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию в графический кластер
3. Организует фронтальную беседу по кластеру.

Учитель комментирует, дополняет ответы с демонстрацией презентации.

3. Обсуждение содержания кластера
4. Учитель задает вопрос: Что бы вы хотели еще узнать об природном источнике углеводородов?

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ...

Познавательные цели

Узнать...
Уточнить...
Понять...
Выяснить...
Учебные цели

Научиться:

ставить вопросы...
составлять...
изображать...
находить...
объяснять...
анализировать...
обобщать...

Что ещё? (Дополнить.) (Приложение 2)

Запишите поставленные цели в тетрадь.

4. Учащиеся проговаривают, что бы они хотели бы узнать о нефти и нефтепродуктах.

Ученики работают с инструкцией 1 (Приложение 2), записывают поставленные цели в тетради.

2. Стадия осмысления

Работа с текстом

Демонстрация презентации

Слайд

1. Предлагает работу с текстом в течении 10–15 минут используя специальные пометки на полях.(Тексты)

Приложение 3,
Приложение 4,
Приложение 5,
Приложение 6

1.Индивидуально работают над текстом. Метод активного чтения “Пометки на полях”(частично-поисковый)

“V” – “это я знаю”;
“+” – “новая информация”;
“–” – “информация, противоречащая моим знаниям”;
“?” – “информация, требующая пояснения”;
“!” – “ это интересно ”.

(Обратить внимание уч-ся на информацию, требующую пояснения “?”, именно она может инициировать домашнее задание)

2. Предлагает заполнить и обсудить таблицу из 5 столбцов, используя информацию из текста (это дает им возможность проанализировать текст повторно)

Количество и смысл знаков заранее оговаривается (Приложение 7)

2. Индивидуальная работа.

Заполняют таблицу.

V + ? !
         
3.Предлагает в группе обсудить записи в таблице. Дополнить по возможности. (Демонстрация презентации) 3. Работа в группах. Обсуждают и дополняют информацию в таблице
Проведения эксперимента

Демонстрация презентации

Слайд

1. Демонстрирует образцы нефти.

2. Дает инструкцию по ТБ, выполнению опыта.

Самостоятельная работа учащихся в группах по выполнению эксперимента: опыт “Растворимость нефти в воде”, опыт “Влияние нефти на перьевой покров птицы”

3. Стадия размышления и рефлексии

Рефлексия

Демонстрация презентации

Слайд

1. Предлогаю учащихся вернуться к кластеру и внести изменения, дополнения на основе изученной информации и подготовиться к презентации. 1.Работа в группах. Учащиеся работают с кластером. Готовятся к презентации кластеров Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
2. Организует защиту каждой группы. 2. Презентация кластера
3.Предлогаю вернуться к целям на стадии вызова:

Достигли ли поставленных целей?

Какие затруднения встретились? (Обращение к таблице с стадии осмыслении.

3. Коллективное обсуждение кластера
4. Учитель предлагает заполнить Инструкция 2 “Подведение итогов” (Приложение 8) 4. Индивидуальная работа по выполнению инструкции.
5. Предлагает выполнить тест. 5. Выполнение теста (Приложении 9)
6.Контроль и оценка

Демонстрация презентации

Слайд

1. Предлагает осуществить самопроверку теста с помощью ключа (заранее написанного на слайде) 1. Индивидуальная работа: учащиеся осуществляют самопроверку.

Таблица 1

Ф.И. Работа в группе Устные ответы Самоконтроль Творческое задание Семинар Итог
             
2. Предлогает заполнить “Ведомость открытого учета знаний” (Таблица 1) 2. Заполнение таблицы- “Самооценка” (Приложении 10)
7. Домашнее задание

Демонстрация презентации

Слайд

Предлагает индивидуальные творческие задания по непонятным вопросам стадии осмысления. Индивидуальные задания записывают и уточняют с учителем индивидуально.  

Приложения 8, 9, 10 можно посмотреть, связавшись с автором статьи!