В общеобразовательной школе я преподаю предмет “Технология” (обслуживающий труд) и изобразительное искусство. Преподавание двух предметов дает мне ряд преимуществ. В своей работе я использую различные технологии: проектные, исследовательские, игровые, модульно-блочные, информационные. Своей задачей я считаю изменение условий обучения так, чтобы большинство учащихся учились на уровне усиливающихся познавательных интересов. Одной из целей изучения предмета “Изобразительное искусство” является формирование представлений о взаимных связях национальных пластических искусств (изобразительного искусства и архитектуры) с национальными временными искусствами (музыка, литература, театр).
Преподавание уроков изобразительного искусства осуществляется на основе программы “Изобразительное искусство” под редакцией Б.М. Неменского.
Тематическое планирование в 5 классе 1 четверти я построила с учетом национально-регионального компонента следующим образом:
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | Древние корни народного
искусства Древние образы в народном искусстве. Основы представлений о коми национальной художественной культуре и ее связях с русской культурой. |
1 | |
2 | Декор коми избы | 1 | |
3 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | |
4 | Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки (коми). Родовой пас. | 1 | |
5 | Нарядный праздничный костюм коми. | 1 | |
6 | Внутренний мир коми избы. | 1 | |
7-8 | Народные праздничные
обряды. Свадьба коми (обобщение темы). Календарные народные праздники - это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Характеристика видов деятельности учащихся: Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно – прикладное искусство. |
2 (1-й подготовительный, 1-й урок-игра) |
В течение всей четверти мы с обучающимися готовимся к итоговому уроку четверти – коми свадьбе. На уроках мы “осваиваем” новые земли нашего северного края, “помечаем” затесками на деревьях охотничьи угодья, изучаем типы поселений, “обустраиваем” внутренний вид избы, создаем родовой пас. Кроме того знакомимся с традиционными ремеслами и промыслами, расписываем прялки и сундуки, “вышиваем” коми орнаментом полотенца и свадебные рушники, “шьем” праздничные и свадебные наряды, “изготавливаем” свадебные подарки и приданое, рисуем декорации. На уроках технологии, готовясь к мероприятию, изготавливаем подарки для “молодых” (национальные сувениры из кожи), свадебный головной убор “юрной”, приданое невесты, сундук из картонной коробки.
Образовательная область: “Искусство”. Предмет “Изобразительное искусство”.
Класс: 5.
Раздел: Древние корни народного искусства.
Тип урока: урок - ролевая игра.
Продолжительность: 1 час.
Цель: формирование творческого подхода к оценке национальной культуры.
Задачи.
- Познакомить учащихся с традициями коми народа, связанных со свадебными обрядами.
- Воспитать у детей интерес к коми – народному творчеству.
- Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.).
- Развивать танцевально-игровое творчество, художественное восприятие, чувства, эмоции, речь учащихся.
- Воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное к ней отношение.
Ожидаемые результаты: целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников.
Оборудование, наглядности, дидактическое обеспечение: костюмы жениха, невесты (не обязательно), женские головные уборы (венчик - берестяной обруч, “юрной”, головной убор замужней женщины), женские платки (шали), домашняя утварь, сундук, посуда, “утка” – солоница, рушник, хлебный каравай (можно заменить подовым хлебом), конфеты, сладости, плакаты с изображением церкви (собора, храма), красного угла, банных принадлежностей (веник, ушат, ковш – черпак), приданое невесты (рубахи, сарафаны, чулки, рукавицы, полотенца, полотна ткани и т.д.). Для проведения игр и обрядов – ленты разных цветов, старинные денежные купюры и монеты (рисунки учеников), гребень, мыло, декорации помещения (оформление входа в кабинет березовыми ветками, лентами).
Технические средства: Музыкальный центр (аудиопроигрыватель), музыкальный ряд: композиции “Марьямоль”, “Зиль – Зель”, “Алая ленточка”, “Ах, гармошки”, “Белокурая Райда”, “Божество природы”, “Любовь”, “По – вечеру, скажи матушка”, “Солнышко – матушка”, “Кадриль”, “Частушки” в исполнении Лидии Логиновой.
Форма организации урока: дифференцированно-групповая.
Межпредметные связи: литература, история, технология.
Подготовительная работа: В каждом классе параллели 5-х классов выбирается группа учеников, участников свадебного обряда, в количестве 9-10 человек. Между ними распределяются роли жениха, отца и матери жениха, отца и матери невесты, крестной матери жениха (свахи), крестной матери невесты, священнослужителя (попа), подружки невесты, дружка жениха. Невеста выбирается женихом или его родителями на мероприятии импровизированно. Во внеурочное время группа учит свои роли, проводит репетицию. Перед проведением мероприятия вход в кабинет украшается рисунками с изображением березовых веточек. Парты ставятся общим единым столом, в помещении освобождается пространство для игр и танцев. В противоположной стороны помещения ставятся 3-4 стола для имитации внутреннего вида коми избы – дома невесты. На столы расставляются посуда, самовар, “утка” – солоница, раскладывается приданое невесты. На одну из стен помещения размещаем рисунок с изображением церкви (храма, собора), на другую – рисунки с атрибутами банных принадлежностей (веник, ушат, ковш – черпак).
Класс делится на две группы: жителей села (деревни). Каждая группа придумывает название села (возможно, по фамилиям учеников, например, Тарабукино, Молчаново). В одном селе “живет” семья жениха, в другом – невесты. Родители невесты садятся за столом, на котором стоит чайная посуда, самовар, свечи, домашняя утварь. Рядом находится сундук с приданым невесты.
Сценарий праздника “Коми свадьба”
Последовательность церемоний свадебного обряда:
- Сватовство.
- Рукобитье.
- Подготовка к свадебному пиршеству.
- Канун свадьбы. Баня.
- День свадьбы.
- Выход к венцу.
- После венчания.
- После свадьбы.
(Тихо звучит композиция “Божество природы” в исполнении Лидии Логиновой) Приложение 1
Комментарий ведущей (Сватовство): На высоком берегу северной реки стоят два села Тарабукино и Молчаново. Живет в селе Тарабукино большая семья Липиных. И вот однажды в один из осенних вечеров, когда первый снег покрыл пахотные земли в речных долинах, мать обратилась к старшему сыну.
Мать жениха: “Вот и закончился период страды, завершены полевые работы, собран и обмолочен урожай. Пора тебе, старший сын, жениться, двадцать лет тебе уже исполнилось. В соседнем селе мы присмотрели тебе красивую, здоровую и работящую невесту. На Покров Пресвятой Богородицы можно и свадьбу сыграть!”
Отец жениха: “Вот уже поздний вечер, все члены семьи невесты дома, самое время идти свататься”.
Жених, родители жениха, крестная мать жениха (сваха) идут в соседнюю деревню в дом невесты. Из проживающих в селе Молчаново девушек импровизированно выбирают невесту, подходят к столу, за которым сидят родители невесты, невеста садится рядом с родителями.
Сваха (обращаясь к родителям невесты, образно говорит): “Я видел оленя, потеряла его из виду, стала идти по следу и след привел сюда”, или “Мы ищем корову, указали на ваш дом. Уважите или нет?”, или “У вас есть хороший товар, а у нас богатый купец, просим ваш хороший товар нам продать”.
Сваха, расхваливая жениха: “Ваша невеста хороша, наш жених тоже хороший и пригожий…к нам можно идти, от богатства погибать стали, некуда девать стало. Пойдешь к нам – всю жизнь будешь красоваться; ветра, зимы, знать не будешь. Как под разлапистой елью проживешь”. Наш жених хорош собой, ловкий охотник, мастеровой, работящий.
Родители невесты дают знак, что не против предложения сватов.
Отец невесты: “У меня есть телица, давай посмотрим”. Проходите к самовару, за чашкой чая обсудим ваше предложение. Расскажите о себе, где живете, большое ли у вас хозяйство?
Отец жениха: Семья у нас большая, четыре поколения под одной крышей живут. Две избы у нас стоят рядом друг с другом на одном общем дворе. Глава семьи – батюшка, а руководит домашними работами “матушка”. Все в семье находится в общем семейном пользовании, а в личном — лишь одежда, обувь, украшения и мелкие женские безделушки. Есть у нас земельные наделы в речной долине, пожня (сенокосное угодье), коровы, овцы, охотничьи угодья.
Отец невесты: Согласны мы нашу дочь вам отдать. Наша дочь красивая, здоровая и работящая. С десяти лет приданое готовила, пряла, вязала и ткала - 12 пар чулок, 20 пар рукавиц, 19 пар штанов, 15 рубашек, 8 платков.
Родители невесты достают приданое из сундука и демонстрируют его сватам: носки, рукавицы, рубахи, штаны, сарафаны, женские чулки, полотенца, пояса. Расхваливают невесту. Родственники жениха осматривают приданое невесты.
Рукобитье
Отец жениха: Ну что ж, видно, что невеста работящая, прекрасная рукодельница. Такая нам в дом помощница нужна. Давайте назначать день свадьбы.
Отец невесты и жениха, в знак окончательного согласия, жмут друг другу руку, сваха разнимает их ударом руки снизу. После этого невеста уходит в другую комнату и начинает плакать. После плача невесту наряжают и ведут за стол. Родители невесты дают сватам залог — деньги, подготовленные для этого случая подарки, сват и отец невесты бьют по рукам, садятся за стол и обсуждают конкретные вопросы:
Мать невесты: Давайте обсудим свадебные приготовления, подарки жениха и невесты. Кроме того, на расходы вам вот 30 рублей денег. Надо успеть подготовиться к свадебному пиршеству, которое состоится через 6 дней.
Комментарий ведущей: Родственники жениха и невесты готовятся к свадебному торжеству: покупают наряды, свадебные подарки.
Ученики достают заранее подготовленные сувениры.
Подруга невесты у неё дома готовит приданое.
Невеста садится у окна, укрытая шалью, причитает о том, что покидает отцовский дом и продаёт свою косу.
(Звучит народная песня коми “Марьямоль”, частушки в исполнении Лидии Логиновой) Приложение 2
Комментарий ведущей (подготовка к свадебному пиршеству): Приглашаем всех на девичник — колип. Покажите, молодежь, как вы любите плясать, водить хороводы, петь величальные и шуточные песни.
Ученики танцуют заранее подготовленный коми танец, затем распределяются парами и играют в игру “Ручеек” или водят хоровод, поют песни.
(Звучит коми песня “По-вечеру, скажи, матушка” в исполнении Лидии Логиновой) Приложение 3
Комментарий ведущей (Канун свадьбы. Баня): И вот наступил день накануне венчания. Подруги невесты топят баню и караулят ее, чтобы никто не наколдовал.
Подруга и крестная мать ведут невесту к декорациям с изображением банных атрибутов: веник, ушат, ковш – черпак.
Жених перед мытьём приносит невесте мыло, гребень, ленты. Мыло при купании никому не даётся.
Подруги невесты “парят” невесту веником.
Невеста причитает, оплакивает свою косу. Подруги невесты расплетают ей косу, ленту из косы разрезают на части, делят между собой. Расчесывают и заплетают волосы, надевают свадебный головной убор “юрной”, ведут в дом.
(Звучит коми песня “Белокурая Райда”) Приложение 4
День свадьбы
Родственники жениха выходят из классного кабинета. Готовят “лошадей” (дружка жениха привязывает к дугам ленты и колокольчики), собирают свадебный поезд. Готовят подарки для тестя, тёщи, братьям и сёстрам невесты.
В доме невесты невеста, прикрытая платком, сидит у окна и причитает.
В это время “приезжают” (появляются в дверях) поезжане с женихом (родители жениха, дружки). Перед ними закрывают двери; чтобы их открыть, поезжане одаривают молодежь, разгадывают загадки, платят выкуп и т.д.
Пример: жених, стоя за дверью, тянет одну из трех цветных ленточек, тем самым угадывая ту, за которую держится его невеста.
Другое задание: жених должен подойти к невесте, но при каждом шаге навстречу к ней сказать прилагательное, характеризующее невесту (“трудолюбивая”, “добрая”, “красивая”, “мудрая” и т.д.)
Загадки:
Ходит без ног, рукава без рук, уста без речи (тень).
Не сеют, не сажают, сами вырастают (волосы).
Чего хочешь, того не купишь; чего не надо, того не продать (молодость и старость).
Тебе дано, а люди пользуются (имя).
Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть (ум).
Вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах).
После этого отец невесты с хлебом-солью встречает гостей.
(Звучит композиция “Коми свадебный плач” Лебедева Валентина – вокал, Миронов Сергей – сигудэк или “Алая ленточка” в исполнении Лидии Логиновой). Приложение 5
Выход к венцу
Жениха и невесту к венцу ведёт крёстный (крестная) жениха (подводит к декорации с изображением церкви (собора, храма). “Входя в церковь”, попу дают козин- холст, деньги, рукавицы.
Поп: Совет вам да любовь! Живите долго и счастливо!
Крестная невесты или подружка распускает волосы невесте. Жених с невестой зажигают свечи. Невесте заплетают косу и обвязывают вокруг головы, на голову надевают платок (или головной убор замужней женщины). Молодые “едут” в дом невесты.
(Звучит коми народная песня “Зиль-Зель”, “Кадриль” в исполнении Лидии Логиновой) Приложение 6
После венчания
После венчания молодожены “едут” на свадебный пир.
При входе в дом невесте дают в руки, завёрнутые в скатерть каравай, хлебный пирог и солоницу, сделанную в виде птички.
Элемент современного свадебного обряда: молодым предлагается без помощи рук откусить кусок каравая. У кого откусанный кусок окажется больше, тот будет главным в семье.
Комментарий ведущей: Угощение старались готовить как можно обильней: пекли рыбные и другие пироги, варили студень. Обязательно подавали мясной суп, жареную рыбу и мясо, грибы, ягоды, различные каши, выпечку и др.— в зависимости от достатка семьи. Старались не ударить лицом в грязь и прилагали максимум усилий, чтобы хорошо угостить гостей.
Учащиеся (гости свадебного пиршества) дарят “молодым” подарки, поздравляют, говорят напутственные слова, угощаются конфетами, печеньями, сладостями.
После свадьбы (испытание невесты)
“Молодая” подметает пол, гости ей мешают, подкидывают мусор, просят выкуп (невеста покорно подметает пол, гости кидают на пол обертки от конфет).
Комментарий ведущей: Гости мешают “молодой” печь пироги: в тесто втыкают лучину, скидывают на пол сырые хлеба, разливают воду. Требуют выкуп. Мешают топить баню. В дом жениха привозят приданое невесты, происходило объединение имущества молодых. Начинается совместная жизнь. Сын отделяется от семьи, обзаводится собственным “пасом”: за основу брал отцовский знак и добавлял к нему одну-три дополнительных черточки или узора. До массового распространения грамотности такой знак на документе заменял подпись.
Презентация. Приложение 7
Использованная литература:
- Конаков Н.Д. “Традиционная культура народа коми”. Коми книжное издательство 1994.
- Плесовский Ф.В. “Свадьба народа коми”. Сыктывкар. 1968.
- Лысаков В.Г. “1000 загадок”. Москва. 2006.