Тип урока: формирование новых знаний.
Метод обучения: групповой метод с элементами проблемного обучения.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о сезонных явлениях в жизни птиц;
Обучающие задачи: формирование основных понятий по теме “ Сезонные явление в жизни птиц”, расширение кругозора за счёт введения дополнительной информации и проблемных заданий;
Развивающие задачи: совершенствование умения работы с учебником, развитие наблюдательности и памяти, стимулирование познавательной активности учащихся через постановку проблемных вопросов;
Воспитательные задачи: развитие любознательности, интереса, снятие усталости, развитие внимания и взаимопомощи, кооперации при групповой работе;
Средства обучения: гнезда птиц, фонограмма “Голоса птиц”, фотографии птиц и их гнезд, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Изучение нового материала по группам:
На доске: запись этапов в жизни птиц:
- предгнездовой,
- гнездовой,
- послегнездовой.
В начале урока учитель объясняет, что сегодня изучение нового материала будет происходить по группам:
Группа № 1 – изучает предгнездовый период.
Группа № 2 – изучает гнездовый период.
Группа № 3 – изучает заботу о потомстве.
Группа № 4 – изучает послегнездовый период.
Группа № 5 – изучает перелетных птиц.
Группа № 6 – изучение перелетов.
Группа № 7 – консультанты – решают расчётные задачи, сообщают дополнительную информацию /готовят её заранее/
Задание для группы №1
- Прочитайте статьи “Начало размножения” и “Образование пар”.
- Расскажите о предгнездовом периоде по
плану:
1) Каковы причины различий в сроках размножения птиц?
2) На сколько лет образуются пары?
3) Что предшествует образованию пар?
4) Каково биологическое значение пения в жизни птиц?
Свадебные подарки / Дополнительная информация консультантов/
Когда самец крачки готовиться вступить в брак, он ловит рыбу и подносит её самке, которая берет этот подарок в клюв. Многие орнитологи полагают, что так будущие супруги знакомятся с обликом друг друга. Действительно, прежде чем поднести рыбу, самец заглядывает многим самкам “в лицо”. Некоторые исполненные добродетели самки иногда возвращают подношения. Но самец недолго печалится и спешит отдать рыбу другой. Самка принимает подношение, но никогда не съедает его. Только много позже, когда самка начнет высиживать птенцов, подношение утратит свой символический характер, и рыба будет действительно поедаться. Но влюбленные самки начинают назойливо выпрашивать у самца пищу еще задолго до этого.
У кулика самка тихо зовет супруга. Тот быстро прибегает, готовый сменить её в гнезде. Но не так просто это делается! Первым делом самец приподнимается, схватывает какой-нибудь камешек, с глубоким поклоном подносит его наседке. Та должна принять подарок клювом, и, пока не возьмет его, самец будет отбивать поклоны.
Задание для группы №2
- Прочитайте статью “Гнездование птиц”.
- Расскажите о гнездовом периоде по плану:
1) Из чего птицы строят гнезда и где их
размещают?
2) Число яиц в кладке, их окраска?
3) Значение гнезда в жизни птиц?
Знает ли птица свою кладку? /Дополнительная информация консультантов/
На этот вопрос нельзя дать общего ответа. Многочисленные опыты показывают, что большая часть хищных птиц, куриных, уток и многие другие птицы не могут отличать свои яйца от яиц других представителей того же вида, но пытаются садиться на все, что по своей форме пригодно для этого. Цвет при этом имеет лишь небольшое значение. Так, лебеди иногда сидят на бутылках, а голубям подкладывали пестрые с хорошо заметными пятнами яйца различных ржанок. Некоторые птицы не допускают, однако, слишком резких различий. Проведенные в колониях чаек и крачек опыты показали, что эти птицы не принимают ярко – красных яиц. Также и одноцветно – белые яйца не подходят для замены зеленоватых с коричневыми пятнами яиц чаек.
Задание для группы №3
- Прочитайте статьи “Забота о потомстве” и “Выведение птенцов”
- Расскажите, как птицы заботятся о потомстве
по плану:
1) В чем проявляется забота о потомстве?
2) Кто насиживает яйца?
3) От чего зависят различные сроки насиживания яиц?
4) Чем отличается забота о потомстве гнездовых и выводковых птиц?
5) Какова продолжительность пребывания птенцов в гнезде?
Узнает ли птица своих птенцов? /Дополнительная информация консультантов/
Между гнездовыми и выводковыми птицами в этом отношении наблюдается существенное различие. У многих выводковых птиц есть врожденное свойство осматривать птенцов после их выхода из яйца и слушать, как они пищат. Если полученное впечатление не соответствует имеющемуся в ее мозгу представлению, чужак рассматривается либо как враг и умерщвляется, либо встречает со стороны матери совершенно равнодушное отношение.
Гнездовые птицы, насиживавшие чужие яйца, выкармливают вышедших из них птенцов нормально. Можно, например, положить в гнездо черного дрозда яйца певчего; птенцы будут выведены и выкормлены. Тоже можно проделать с ястребом и канюком и, вероятно, еще со многими другими птенцами.
Задание для группы №4
- Прочитайте статьи “Послегнездовый период жизни птиц” и “Оседлые и кочующие птицы”.
- Расскажите о послегнездовом периоде по
плану:
1) Как складывается жизнь птиц после выведения птенцов?
2) Кто такие оседлые и кочующие птицы?
3) Что помогает оседлым птицам пережить суровые зимы?
Задание для группы №5
- Прочитайте статьи “Перелетные птицы” и “Способы ориентирования”.
- Расскажите о перелетных птицах по плану:
1) В какое время года можно наблюдать перелеты птиц?
2) Каких птиц называют перелетными?
3) Какие птицы раньше других отправляются на зимовки, а какие позже?
4) Как птицы ориентируются во время перелетов?
5) Каковы причины перелетов птиц?
Может быть, старики показывают дорогу?/Дополнительная информация консультантов/
Орнитологи давно уже оставили эту идею, хотя было время, когда в нее верили: дорогу в южные страны и обратно молодым птицам показывали старые. Сейчас мы знаем, что у многих пернатых молодежь, едва научившаяся летать, отправляется на юг самостоятельно, без родителей и вообще без взрослых птиц. Пример тому – скворцы и сорокопуты. Кукушки, выращенные певчими птичками, никогда и не видят своих родителей и улетают в Африку значительно позже взрослых кукушек, которые уже в августе порхают вокруг Килиманджаро.
Задание для группы №6
- Прочитайте статьи “Способы изучения
перелетов”, “Причины перелетов птиц”
по плану:
1) Для чего кольцуют птиц?
2) Что стало известно с помощью кольцевания?
3) Чем вызваны сезонные перелеты птиц?
Малиновки знают, как движутся звезды. /Дополнительная информация консультантов/
Ученые заметили, что малиновки прямо со старта берут нужное направление. Начаты эксперименты под искусственным звездным небом в планетарии. Малиновок поместили в специальные клетки, задрапированные снизу, чтобы птицы могли видеть только звездное небо. “Небосвод” точно соответствовал небу над Бременом. Маленькие трещётки полетели на юго-запад – в направлении Турции… Птицы летели в том направлении, где по расположению звезд должен быть юго-восток, хотя фактически это был север или запад.
Многочисленные опыты показали, что малиновки различают отдельные карты звездного неба, “знают” как в течение ночи “путешествуют” по небу звезды и как, изменяется звездное небо смене времени года.
Задание для группы №7/консультантов/
Решите задачи:
- Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая птенцам более 300 грамм вредных насекомых. Рассчитайте, сколько насекомых уничтожит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птенцов (17 дней)
- Пара ласточек в период выкармливания прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5 г насекомых. Период выкармливания длиться 20 дней. Сколько кг насекомых уничтожат в период выкармливания птенцов 3 пары ласточек?
II. Заслушивание ответов групп и дополнительной информации консультантов
По ходу ответов у учащихся в тетрадях появляются записи о сезонных явлениях в жизни птиц на каждом этапе.
III. Закрепление изученного: решение проблемных задач
а) с недостатком или с отсутствием пищи в осенний и зимний период;
б) минусовой температурой воздуха в зимний период;
в) коротким днем в зимний период.
Основным сигналом к перелету является:
а) уменьшение корма;
б) похолодание;
в) уменьшение длины дня.