Урок математики в 4-м классе по теме "Умножение на числа, оканчивающиеся нулями"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить навыки устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; умение решать составные задачи в несколько действий; умение решать простые уравнения.
  • Развивать познавательную активность, интерес учащихся, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать чувство любви к представителям живой природы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки – рыбки с примерами, кружочки из картона (зелёные, красные, синие), рыбка из картона без чешуи

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

Прижмите кулачки к себе. А теперь частичку своего настроения передайте мне, а я вам. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке. Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.

II. Объявление темы и цели урока

– Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного  мира. Решая примеры, задачи, уравнения, мы узнаем много интересного из их жизни.
– Итак, мы сейчас с вами отправляемся в подводное царство. (Презентация. Слайд 1)  Закройте глаза. Прислушайтесь… Слышите шум воды, чувствуете запах водорослей? (Звуки журчащей воды). Представьте голубую прозрачную воду, вокруг вас проплывают диковинные существа. Вы хотите ухватить их, но они выскальзывают из рук. Вы плывёте дальше и дальше в мир водной красоты и блаженства. Мы постепенно открываем глаза, и перед нами подводный мир со своими обитателями. Кто же они? Мы узнаем, если посчитаем устно.

III. Устный счёт

– В подводном царстве больше всего рыб. А какая рыба самая большая, нам предстоит сейчас выяснить. (Слайд 2)
– Найдём значение данного выражения. Вам предлагается 4 варианта ответов. Посчитайте и выберите правильный ответ. Так вы узнаете, какая рыба самая большая. Предлагается 4 варианта ответов:

Рыба-верблюд
Китовая акула
Тигровая  акула
Щука 

– Правильно, ребята! Самая большая рыба – это китовая акула. (Слайд 3) Такая акула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна.
– А сейчас вы узнаете, какая рыба самая страшная. Выполним задания:

1. Чему равно произведение 100 и 3? (300)
2. Сумма двух чисел равна 150.Одно слагаемое 50. Чему равно второе слагаемое?
3. Как называются числа при умножении?
4. Как найти неизвестный множитель?
5. Увеличьте  8 в 90 раз. Увеличьте 36 в 100 раз?
6. Я задумала число, увеличила его в 10 раз и получила 900. Какое число я задумала?
7. Мальчик проходил 1 метр за 1 секунду. Сколько метров он пройдёт за 1 минуту?

– Вы справились с заданием и сейчас вы узнаете, что самой опасной, самой сильной и свирепой рыбой является белая акула. (Слайд 4) Длина этой белой акулы достигает до 12 метров. Если её поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до 4-го этажа. Вот такое большое это чудовище. Про таких акул моряки говорят «Что волк на земле, то акула в море».
– Сейчас, выполнив следующее задание, мы познакомимся с другими морскими животными. (Слайд 5)

Площадь прямоугольника 40 кв. см. Какими могут быть стороны этого прямоугольника?

– А сейчас посмотрите на две таблицы. (Слайд 6) Сначала внимательно посмотрите на первую, установите закономерность и вставьте недостающее число во вторую таблицу. (1200)
– Итак, знакомьтесь. (Слайд 7) Дельфины, кит, касатки. А этих рыб можно назвать большими рыбами? Киты, касатки, дельфины – это не рыбы. Они относятся к млекопитающим, т.к. выкармливают своих детёнышей молоком.
– А сейчас вы узнаете самое большое животное в  мире, но сначала решим примеры.  (Слайд 8) Запишите их к себе в тетрадь и решите. Давайте проверим. (Слайд9) Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, как он решил примеры и поставьте ему оценку. Если у него нет ошибок, поставьте «5». Если у него 1 ошибка поставьте «4», а если у него 2 или 3 ошибки, то поставьте «3».
Самое большое животное в мире – это голубой кит. (Слайд10) Он достигает 27 метров в длину и весит 150 тонн. Вам трудно представить, что значит 150 тонн. Это примерно столько, сколько весят 30 самых больших слонов или 150 легковых автомобилей. В результате охоты на них численность китов резко уменьшается и поэтому они занесены в «Красную книгу».
– Ну, а сейчас, решив задачу, мы узнаем ещё одного обитателя подводного мира. Прочитайте текст задачи: (Слайд 11)

От двух пристаней навстречу друг другу отправились два теплохода. Один из них шёл до встречи 3 часа со средней скоростью 32 км/ч, а другой теплоход шёл 4 часа со средней скоростью 30 км/ ч. Найдите расстояние между пристанями.

Повторите задачу. (Слайд 12)

IV. Работа над задачей

– Молодцы! Справились с заданием.
Итак, знакомимся с осьминогом. (Слайд 13)
Осьминоги – отряд моллюсков. На голове 8 длинных щупалец – «рук».  Длина тела   до 6 метров. У многих осьминогов развиты память, чувство дома. Есть ядовитые виды, опасные для человека.

– Ну, а сейчас немного отдохнём. (Слайд 14)

Физминутка

К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой

– Каких только рыб не бывает?
То плоские как поднос, то круглые, как тарелки, а то и вовсе бесформенные. Многих рыб и назвали по форме тела: рыба-лист, рыба-кузовок. А сколько ещё много названий! Вы узнаете название рыб, если решите уравнения. (Слайд 15)
– Что значит решить уравнение? (Это значит найти такое значение х, при котором данное равенство будет верным.)
Первый вариант решает 1 уравнение, а второй вариант 2 уравнение. У доски работает… Проверим.

– Итак, знакомьтесь. (Слайд 16)

Рыба-ремень  длинная и плоская. Иной раз достигает 9 метров. А уж тяжёлая – пятерым не поднять.
Рыба-молот. Это акула, голова её похожа и правду на молот. Эта рыба – хищница, иногда она нападает на неосторожных купальщиков.
Рыба-ёж. Она и, правда, похожа на ежа.
Рыба-игла. Живёт среди водорослей. Тоненькая и длинная рыбка. Хвостик острый, носик острый. Хоть её и назвали рыба-игла, а уколоть она никого не может, потому что мягкая.
Рыба-пила. Эту рыбу назвали так, потому что у неё длинный нос, похожий на пилу. Он ей нужен для того, чтобы выкапывать из морского дна всякую живность. А если ей грозит опасность – зубастый нос становится грозным оружием.

V. Работа с учебником

А сейчас мы поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 15 и найдите №3. Не вычисляя, поставьте знаки. Работаем в парах. Объясните друг другу  по очереди, почему вы будете ставить тот или иной знак.
Проверьте. (Слайд 17) Ребята, больших морских животных мы можем увидеть на картинке, по телевизору. А где можно увидеть маленьких красивых рыбок? Конечно в аквариуме.
– У кого есть дома аквариум? Кто знает, как нужно ухаживать за рыбками в аквариуме? (Менять воду, кормить рыбок…)
– А вам хотелось бы иметь свой аквариум? Считайте, что ваше желание сбылось. Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. (Слайд 18) Только рыбки не настоящие, а математические. Возле каждой рыбки пример. Решаем примеры, заселяем рыбок.
– Молодцы! У каждого из вас на столе рыбка с примером. Выберите те примеры, с которыми вы можете справиться. Решите их в столбик. Проверка.
– А сейчас задание на внимание. Внимательно посмотрите на рисунок и запомните всё, что на нём находится. (Слайд 19)
– А теперь закройте глаза.

Учитель:

– не производит никаких действий;
– заменяет цифру; (Слайд 20)
– прямую превращает в отрезок; (Слайд 21)   
– убирает одну фигуру. (Слайд 22)

– Что изменилось? Молодцы!

VI. Рефлексия

– Наш урок подходит к завершению.
– Чему учились на уроке?
– Что было интересно?
– Чем рыбы отличаются от других животных?
– Правильно, тело рыб покрыто чешуёй. (Слайд 23). А вот у нашей рыбки чешуи нет. Сейчас мы поможем ей нарядиться. Подумайте, понравился ли вам урок. Если понравился, то прикрепляем красную чешуйку, если не понравился, то синюю, а если вы сомневаетесь, то зелёную.

– Ребята, вы сегодня были просто молодцы. Вы так старательно трудились, что заслуживаете все наилучших оценок. (Слайд 24)

– Спасибо за урок!