Интегрированный урок русского языка, окружающего мира и информационных технологий. 3-й класс. Тема: "Имя существительное. Обобщение. Несклоняемые слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели.

Формирование предметных универсальных учебных действий: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как род, склонение, падеж, синтаксическая роль в предложении; знакомство с несклоняемыми именами существительными; развитие речи учащихся; отработка навыка работы на компьютере в разных программах; развитие навыков быстрого набора текста; знакомство с командой “Копировать текстовое окно” с умением применять ее в работе; развитие умения работать с формами “черепашек”;

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в группе, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Оборудование и учебные материалы: ПК, программа “Клавиатор”, “ЛогоМиры 3”, мультимедийный проектор, учебник русского языка для 3 класса, автор – С.В.Иванов, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок.

2. Введение в тему урока и постановка целей.

- Великое количество слов в нашем языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. И сегодня мы побываем в гостях у Морфологии, на её острове. (Слайд 1)

- Подаст, к примеру, команду Морфология: “Части речи, становись!” И вмиг все слова построятся в чёткие колонны. (Слайд 1) А первым будет стоять старичок.

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы.

Какой же старичок правит первой страной на острове Морфологии? (Имя существительное)

Верно. (Слайд 1 - появляется первое слово “существительное”)

- А какие ещё части речи живут на острове Морфологии? Давайте назовём сначала самостоятельные части речи. (Глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие)

(Слайд 1 – появляются названные части речи)

- А теперь назовём служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие. (Слайд 1 – появляются все слова)

- Как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово в нашей речи. Поэтому эта страна такая большая. (Слайд 2)

Мы сегодня отправимся в путешествие по этой стране. А помогут нам в этом компьютер, учебник и те знания, которые мы получили на уроках русского языка.

3. Определение имени существительного. (Слайд 3)

- Итак, чтобы попасть в страну имени существительного, нам надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечает имя существительное, и что оно обозначает?

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет?)

- Проверим… (Слайд 4)

“Я – Имя существительное,
Очень удивительное.
На вопросы кто? И что?
Отвечать всегда должно!”.

- Пароль отгадан, и мы можем начать наше путешествие.

4. Работа со словарными словами.

- И вот мы уже в стране Имя Существительное. (Слайд 5)

Посмотрите, нас пришли встречать слова. Прочитайте их: животные, острова, медведица, охрана, территория, человек, Россия, путешествовать.

- Что это за слова? (Cловарные)

- Все ли из них из данной страны? Нет ли лишних? (Путешествовать)

- Почему оно лишнее? (Это глагол, он отвечает на вопрос что делать?)

- Можем ли мы превратить его в имя существительное? (Путешествие)

(Слайд 5 – вместо слова путешествовать появляется – путешествие)

- Запишите теперь эти слова столбиком, вставляя пропущенные буквы.

- Проверьте правильность написания слов. (Слайд 6)

- Какие правила встретились в данных словах? (ЖИ, непроверяемая гласная в корне, суффикс -иц- сущ. ж.р., удвоенная согласная)

- А теперь нам весёлый старичок предлагает поработать на компьютере.

5. Чистописание.

- Как называется программа, в которой представлено первое задание? “Клавиатор”.

- Для чего предназначена эта программа? (Она научит быстро печатать)

- Вспомните, какое положение занимают руки на клавиатуре?

- Какое место занимает левая рука. Установите ее на клавиатуру.

- Какое место занимает правая рука? Установите ее на клавиатуру.

- Первое слово путешествие,

- Определите, какие пальца будут печатать первое сочетание букв теш. Напечатайте два раза.

- Определите, какие пальца будут печатать первое сочетание букв ест. Напечатайте два раза

- Самостоятельно напечатайте слово путешествие.

- Перейдите на вторую строку.

Аналогичная работа со словами территория, Россия.

(Учащиеся выполняют команды компьютера под контролем и руководством учителя (2 минуты). Учитель оценивает работы учащихся).

- Поднимите руки, кто при выполнении задания в программе “Клавиатор” не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

6. Постоянные признаки имени существительного.

1) Одушевлённость и неодушевлённость.

- Мы продолжаем наше путешествие. Маршрут наш очень странный, дорога раздваивается. (Слайд 7)

- Не значит ли это, что имя существительное бывает разным? А на какие 2 группы вы бы его разделили? Если вы в чём-то сомневаетесь, то давайте посмотрим на слова, которые путешествуют с нами. Как они различаются? (Сущ. бывают одушевлённые и неодушевлённые). (Слайд 7 – раскрываются таблички.)

- Как определить, какое это существительное? (Задать вопрос)

- Запишите у себя рядом со словами, какое оно: одушевлённое или неодушевлённое.

Проверим. Назовите одушевлённые сущ.. Что они называют? (Животных и людей)

Назовите неодушевлённые сущ. Что они называют? (Предметы, растения, явления природы, чувства, географические названия)

2) Собственные и нарицательные.

- Идём дальше и видим, что дорожка наша опять раздваивается. (Слайд 8)

- На какие другие 2 группы можно разделить существительные? (Сущ. бывают собственными и нарицательными) (Слайд 8 – появляются слова)

- Какие сущ. называются собственными? (Которые называют единичные, неповторимые предметы)

- Назовите среди наших слов имена собственные? (Россия) что ещё могут называть имена собственные? (Страны, реки, города, имена, клички…)

- Как мы назовём все остальные словарные слова? (Нариц.)

Физкультминутка. Покажи на себе то, что услышишь.

Нос, глаза, нога, плечо,
Бедро, волос, горячо.
Уши, пятка и колено,
Живот, рот и перемена.

Назвали мы предметы по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Мягкие прыжки - раз, два, три.

Лёгкие рывки - раз, два, три.
Дружные хлопки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три

3) Род имён существительных.

- Продолжаем наше путешествие. Здесь наша дорога вдруг разделилась на 3 части. (Слайд 9)

- Почему? Как вы думаете? (Так как существительные бывают 3 родов: ж.р., м.р., с.р.) (Слайд 9 со словами)

- Как определить род сущ.?

- Назовите среди наших слов существительные ж.р.? (Россия, медведица, охрана, территория)

- Назовите сущ. ср.р.? (Животное, путешествие)

- Назовите сущ. м.р.? (Остров, человек)

4) Склонение имён существительных. (Слайд 10)

- Дорога наша дальше становится всё запутанней, почему? (Имена сущ. бывают 3 склонений). (Слайд 10 со словами)

- Расскажите, какие сущ. относятся к 1 склонению, ко 2 скл., к 3 скл.

- Теперь выполним задание на компьютере. . (Слайд 11)

- Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать? Определить род сущ. и склонение.

Тетрадь Медведь Страна Государство Заповедник Степь Земля

- Как вы думаете, для чего в этом задании сидят черепашки? Верно, их следует одеть в формы.

- Откройте готовые формы. С помощью бегунка найдите нужные для выполнения задания формы склонений и родов.

- Расскажите, как одеть черепашку в нужную форму (выбрать нужную, нажать на неё, затем кликнуть по черепашке)

Взаимопроверка.

- Есть замечания? Озвучьте вариант ответа.

- А это ещё что за пустое окошечко? Значит, есть ещё и 4 склонение?

А вот об этом мы узнаем дальше.

7. Непостоянные признаки существительных.

- Что такое склонение? (Это изменение окончаний существительных по вопросам падежей)

- Значит существительное изменяется по падежам. (Слайд 12)

- Сколько вы знаете падежей в русском языке? (Назовите их)

- Что помогает нам их легко вспомнить и записать в правильном порядке? (Поговорка – Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку)

- Вспомните вопросы и вспомогательные слова.

- Выполните задание на компьютере. Просклоняйте слово река.

- Как бы вы стали выполнять это задание? (Откр. тект. окно, установить нужный размер шрифта, впечатать слово и так 5 раз). Это займет у вас много времени. Сегодня я хочу познакомить вас с новой командой “Копировать текстовое окно”, которая позволит вам справиться с этим заданием намного быстрее. По этой команде тестовое окно копируется вместе с тем словом, которое в нем записано и вам останется только поставить нужное окончание. (Показать на экране)

- Наведите курсор на текстовое окно со словом “река”. Щелкните правой кнопкой мыши, выберите команду “Копировать текстовое окно”.

Затем в Главном меню программы ЛогоМиры выберите команду Редактор-Верни. Текстовое окно вместе со словом появилось на экране.

- Осталось перетащить текстовое окно на место и исправить в слове окончание.

- Самостоятельно скопируйте текстовое окно, поставьте его напротив Р.п., исправьте в слове окончание.

- Кто догадался, какую следующую команду надо дать компьютеру, чтобы заполнить строку напротив Д.п.? (Редактор-Верни) Почему? (Скопированное 1 раз изображение, можно вставлять в работу много раз)

- Самостоятельно заполните таблицу. Проверка.

- Сверьте свою работу с тем, что на доске. У кого нет ошибок? В чём ошиблись? (Слайд 13)

8. Несклоняемые сущ.

1) Работа в группах

- А теперь, возьмите листочки и поработайте в группах. Ваша задача - просклонять слово – метро, понаблюдать за ним и найти что-то интересное и особенное.

- Что вы увидели? Что интересного заметили? (Дети высказывают своё мнение). (Слайд 13 – щёлкнуть ещё 1 раз. Появится слово - метро)

- Есть в русском языке существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончания. Такие сущ. называют несклоняемыми. Почему так происходит? Эти слова иноязычные, пришедшие к нам из других языков. Они не подчиняются системе падежных окончаний русского языка, они не изменяются.

Значит 4 пустое окошко – это? (Несклон. Сущ) (Слайд 14 – появляется слово несклоняемые.)

2) Работа в учебнике.

- Откройте учебник на стр. 40. Прочитайте правило.

- Что вы узнали из этого правила?

- Назовите несклоняемые сущ., о которых говорится в правиле.

- Выполним упр. 1. (Работа в парах)

- Что нужно сделать? Выписать несклоняемые сущ. Работайте.

Проверяем. Какаду, радио, пальто, желе, такси, кафе.

9. Изменение по числам. (Слайд 15)

- Продолжим наше путешествие. Как ещё может изменяться сущ.? (По числам) (Слайд 15 со словами)

Определите число у наших словарных слов, запишите его рядом.

- Какие существ. стоят во множеств. числе? А какие в ед. числе?

- Какие слова не имеют формы множественного числа? (Охрана, Россия)

10. Роль в предложении.

1) Задание. (Слайд 16)

Имя существительное задаёт нам новое задание и вопросы.

“Составьте предложение из данных словарных слов: медведь, охрана, территория, остров, Врангель, человек, заповедник. Каким членом предложения я могу быть?”

2) Остров Врангеля.

- Прочитайте данные слова. Кто такой Врангель? (Слайд 17)

Фёдор Петрович Врангель был русским путешественником и мореплавателем. Он жил в 19 веке и долгое время искал медвежий остров в Чукотском море. В 1867 году на севере нашей страны этот остров был открыт и назван его именем. (Слайд 18)

Почему же этот остров так искали? Его называют главным “родильным домом белых медведей” России. Почти со всей Арктики сюда приходят белые медведи, чтобы дать потомство, вырастить и воспитать своих медвежат. (Слайд 19)

4 месяца медвежата находятся со своей матерью на этом острове. Данный остров является заповедником и охраняется нашем государством, а белые медведи занесены в Красную книгу России. В марте этого года данному заповеднику исполняется 35 лет.

3) Составление предложений и разбор.

- А теперь давайте составим предложения из слов: медведь, охрана, территория, остров, Врангель, человек, заповедник. (Слайд 20)

Устно составляем предложения.

- А теперь запишем предложение: Белые медведи приходят на остров Врангеля.

(Оно должно появиться в окошке вместо задания.)

Разберём данное предложение по членам. (На экране появляются подчёркивания поочерёдно:

- Итак, каким членом предложения является сущ.? (Существит. может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством)

11. Итог урока. (Слайд 21)

Старичок спрашивает:

Что вы можете обо мне рассказать?

Что я обозначаю и на какие вопросы отвечаю?

Каким я бываю?

Сколько у меня склонений?

Как я изменяюсь?

Каким членом предложения бываю?

12. До свидания, Имя Существительное. До новых встреч! (Слайд 22)

Запишите домашнее задание: учебник стр. 41, упр. 2.

Списать слова группой, найти лишнее и подчеркнуть его. У всех слов выделить окончания, определить род, скл.

м.р.1, м.р. 2, ж.р. 1. ж.р. 3 ср.р. 2 ж.р. 3 ср.р. нескл.
дядя, сад, дача, печь, поле, мышь, пальто

- Урок окончен. Спасибо за работу.