Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

  • Обобщить и систематизировать материал по данной теме
  • Научить обобщать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических зданий стандартного уровня с переходом на более сложный уровень.
  • Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно – психическое напряжение; развивать познавательные интересы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.

Оформление: проектор, компьютер, раздаточный материал. (Приложение 1)

На слайде таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание. Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется название команды, так участники могут следить за ходом игры.

Ход урока

I. Организационный момент.

Провести мотивационную беседу с учащимися.

II. Сообщение правил игры.

– разбить класс на две команды (они будут решать задачи);
– выбрать название команды (например «крестики», «нолики»);
– выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков;
– команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего задания;
– главное условие игры – начинать с конкурса «Вспомнить»

III. Актуализация опорных знаний.

Входной контроль.

Конкурс «Вспомни». Каждой команде предлагается вспомнить правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений, содержащих только действия первой ступени. Задание этого конкурса заключается в том, чтобы восстановить недостающие цифры в магическом шестиугольнике, решая различные уравнения. Эту фигуру составил любитель математики Адамс после 50 – летних проб. Требуется в клетках шестиугольника расставить числа от 1 до 19 так, чтобы сумма в любом ряду (по трем направлениям) всегда была равна 38.

III. Игровые действия

Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в котором их выбирают команды, проставляя в таблице названия своих команд, поэтому структура урока может измениться в ходе игры.

Конкурс «Загадай желание». Каждой команде предлагается загадать число, с помощью которого можно составить магический треугольник, при этом учесть, что числа от 1 до 6 уже расставлены определенным образом, запись задания ведется в тетрадь для последующего выполнения дома. Таким образом, учащиеся получают одно из домашних заданий.

Конкурс «Помоги другу». Каждой команде предлагается заполнить таблицу «Произведения», выполнив устно вычисления.

a/b 6 60 7 70 8 80
12            
120            
102            
43            
430            
403            

Конкурс «Реши уравнение». Каждой команде предлагается уравнение, содержащее факториал, например: 6!х=720.

Конкурс «Составить задачу по уравнению». Каждой команде дается уравнение, по которому надо составить задачу.

Конкурс «Письмо из прошлого». Каждой команде предлагается конверт, в котором небольшое сообщение из истории математики, позволяющее выполнить задание по соответствующей теме.

Конкурс «!». Каждая команда, предварительно ознакомившись с текстом сообщения, содержащего сведения о симметричных числах, должна выполнить вычисления.

Возьмите двузначное число из промежутка от 11 до 99. прибавьте к нему записанное справа налево исходное число (зеркальное). К результату прибавьте его зеркальное число, например: 39+93=132; 132+231=363. Получили число, которое называется симметричным. Из промежутка от11 до 99 лишь 4 числа более упрямы и для получения симметричных чисел требуют не одно сложение, а даже от одного до четырех сложений. Для двух самых упрямых чисел требуется даже 24! сложения. Сколько же это на самом деле? Попробуйте вычислить 24! Если число найдено, научите своего соседа выполнять такие вычисления.

Конкурс «Черный ящик». Каждой команде предлагается решить задачу.

Конкурс «Эрудит». Почему одна из систем счисления носит название двенадцатеричная? Приведите примеры.

IV. Итог урока.

Подвести итог. Победителям выставить высшие баллы, а проигравшим на балл ниже. Учителю дается право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от их активности на уроке.

V. Домашнее задание.

В качестве дополнения к д/з, которое получили учащиеся в процессе урока, можно предложить творческую работу.

VI. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?
– Понравилась игра или нет?
– Что необходимо изменить, чтобы стало еще интереснее?