Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение. Все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. |
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками.
У педагогов и психологов вызывает тревогу то, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Особенно трудно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально и нравственно не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности. И сделать это нужно еще до того, как ребенок вступит на школьный порог.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, развитие коммуникативных умений и навыков, а также подготовка родителей будущих первоклассников к школе.
Работа с детьми по программе «20 дней из жизни школьника» преследует цель постепенного усвоения детьми общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, а также моральных суждений и социально приемлемого поведения. Это поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого. Робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Кто-то из детей, может быть, впервые почувствует поддержку и внимание своих родителей и увидит их в другом свете.
При разработке программы был учтен опыт, лучшие педагогические находки уже существующих программ, например, материалы программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (составители Крюкова С.В., Слободняк Н.П.), «Подарки фей» (составители А.Ю. Капская, Т.Л.Мирончик).
Новизна данной программы заключается в том, что развитие и отработка навыков общения детей дошкольного возраста проходит через основную деятельность – игру, но сама структура занятия строится по аналогии с расписанием уроков в школе, где чередуются между собой перемены и уроки, а также подразумевается выполнение домашних заданий (они прописываются в «Дневнике настроения») совместно с родителями. То есть в решении задач программы принимают участие и родители. «Дневник настроения», который заполняется ребенком в начале и в конце занятия, позволит педагогу отрефлексировать как настроение ребенка, так и эффективность самого занятия. А также служит связующим звеном между родителем и ребенком и позволяет закрепить, расширить знания детей, полученные на занятии.
Конструкция программы создана с синтезом известных элементов, способов и приемов, используемых в сфере образования, с новыми и прогрессивными методиками развития.
Основные развивающие, познавательные и воспитательные задачи:
- Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентаций.
- Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.
- Сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
- Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
- Развивать умение чувствовать и понимать другого человека.
- Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
- Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.
Методические рекомендации по работе с программой.
Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.
Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития детей. Для диагностики когнитивного компонента нравственного сознания можно использовать методика «Закончи историю», «Лесенка»(С.Л.Рубинштейна), методику Рене Жиля и др. Для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания можно использовать следующие методики: «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений» и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания использовалась методика «Сделаем вместе».
Содержанием формирующего этапа является проведение коррекционно-развивающих занятий нравственной направленности.
Контрольный этап заключается в тестировании.
Успешность реализации программы во многом зависит от степени организации занятий, гибкости мышления педагога, прогнозирования возможного развития разнообразных ситуаций на занятии, владение яркой, образной, эмоциональной речью.
Методические рекомендации по проведению занятий.
– Курс, состоящий из 20 коррекционных занятий, предназначен для детей 6-7 лет. Численность группы – 6-8 человек.
– Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия – 30 минут.
– Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, необходимые для занятий.
– Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1-2 раза в неделю.
– Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, подвижные игры, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику(имитационные игры); свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т.п.; танцы, ритмику, телесные упражнения.
– Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строиться на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
– Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с педагогами и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с педагогами и родителями необходимо поддерживать на протяжении всего курса.
– Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.
– Материальное оснащение занятий должно включать в себя наличие: магнитофона, аудиокассеты или диски с записями звуков природы, животных, мелодии разного направления; материалы для игр и упражнений (рисунки, фотографии, схемы и др.), реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, небольшие сувениры или наклейки для поощрений, награждений, школьный звонок.
Структура занятия.
Занятие состоит из нескольких частей.
Часть 1. Вводная.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия.
Часть 2. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка, которые проводятся во время уроков и перемен.
Часть 3. Завершающая.
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается заполнение «Дневника настроения», объяснение домашнего задания, ритуал прощания.
Предполагаемые результаты реализации программы.
– Развитие способности познания себя и других людей;
– становление коммуникативных навыков. Умение выражать свои чувства и
переживания;
– сформированность навыков самораскрытия и творческого самовыражении;
– улучшение детско-родительских отношений;
– повышение уровня самооценки;
– эмоциональное принятие ситуации поступления в школу.
Результаты реализации программы.
Применение программы в детском саду № 224 г. Казани дало хорошие практические результаты. Дети с удовольствием посещали занятия, активно и плодотворно работали, осваивали навыки общения, выполняли домашние задания вместе с родителями.
Занятия по авторской программе «Двадцать дней из жизни школьника» вызвали положительные отклики педагогического коллектива детского сада и родителей, которые приветствовали проведение таких занятий в стенах детского сада.
Многие родители с радостью отметили перемену в своих детях в лучшую сторону. Они стали более внимательны к окружающим, даже к тем детям, которые считались в группе отверженными. Постепенно выросла их уверенность в себе, повысилась самооценка. При выполнении коллективных заданий повысилась организованность, ответственность, согласованность.