Занятие из блока личностного познания. Цель данного блока – способствовать осознанию себя (своей личности) и обдумыванию возможных изменений, актуализации позитивного отношения к себе и более глубокому пониманию других людей. В процессе упражнений участники выявляют свои личностные качества, представляют их другим членам группы, оценивают объективные возможности коррекции некоторых черт собственного характера и выделяют те качества, которые они хотели бы развить. В данном блоке мы считаем эффективным использовать метод проектов. В процессе работы над проектом у детей происходит осознание своих социальных ролей, своей индивидуальности, формируется понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия, что какими бы разными мы не были (и внешне и внутренне), объединяет нас то, что каждый из нас человек.
Цель: формирование у детей ценности многообразия.
Задачи:
- Содействовать воспитанию, основанному на уважении к другим;
- Формировать установку на такое творческое, диалоговое решение проблем, благодаря которому ценности мира, справедливости, солидарности, сотрудничества и толерантности воплощаются в нашей повседневной жизни;
- Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побуждать их к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностей, к выработке личного отношения к ним, осознании собственной ценностной ориентации;
- Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.
Состав группы:
- Возраст участников: 12–14 лет.
- Количество детей в группе: 10–15 человек.
- Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.
- Оборудование:
- Ватман формата А-1;
- Акварельные краски, кисточки;
- Цветной картон;
- Клей;
- Цветные карандаши;
- Небольшой мячик.
Ход занятия
Упражнение «Противоположности»
Цель: повышение психологической работоспособности.
Процедура проведения: один из участников называет определение, которое может быть применено к описанию человека (например, добрый, наивный, умный), и кидает мяч другому члену группы. Тот должен поймать мяч и назвать определение, противоположное сказанному (соответственно злой, расчетливый, глупый). Затем он называет новое определение и кидает мяч третьему участнику и т.д. Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех участников. Либо пока не иссякнет набор определений.
Проект: «Дерево толерантности»
Дети рисуют дерево на ватмане. По возможности следует закрепить дерево таким образом, чтобы его можно было поставить.
Далее каждый ребенок придумывает фрукт, который будет расти на дереве. На нем пишет свое имя, а также какую-то информацию о себе: любимые дела, черты характера и т.п. можно прикрепить на каждый фрукт маленькую фотографию ребенка.
Дети прикрепляют свои фрукты на дерево. Психолог обращает внимание детей на то, какие они все разнообразные.
Психолог предлагает детям ответить на вопрос: «Мы такие разные, а есть ли что-то, что нас всех объединяет?» Выделенные детьми общие черты записываются на том же листе: на стволе дерева или у его корней.
После того, как дерево готово, нужно подготовить краткий рассказ о своем фрукте. Этот рассказ может включать как рассказ непосредственно о фрукте, о себе, о своих индивидуальных особенностях, о том, как они его изготавливали.
Защита проекта происходит в форме презентации. Приведем примерный сценарий.
Путешественник:
Я путешествую в разные страны,
Переплываю моря, океаны,
Сколько чудес я уже повстречал,
Дерева такого нигде не видал.
Это, возможно, какие-то странности:
Он называется деревом толерантности.
Что-то никак никого не найду:
Есть ли садовник здесь?
Садовник:
Здравствуйте, здравствуйте! Здесь мы всем рады,
Всех мы зовем прогуляться по саду.
Путешественник:
Только сначала узнать бы мне надо,
Что означает название это?
Мне бы хотелось об этом послушать.
Садовник:
Вот перед нами высокое дерево,
Если мы с тобой к нему подойдем,
То на вопрос твой ответ мы найдем.
Далее дети рассказывают о себе и о том, какие у них общие черты.
Путешественник:
Спасибо, ребята, что мне рассказали,
Зачем это дерево толерантным назвали.
Но разве не можем мы просто жить дружно?
Нам качество это действительно нужно?
Садовник:
Да, толерантность нам необходима,
Чтоб помогать и друзьям и любимым.
Путешественник:
А объяснить мне здесь кто-нибудь сможет:
Что делать, когда мы совсем непохожи?
Садовник:
Жить в мире с другими, конечно, непросто,
Но это доступно и детям и взрослым.
Путешественник:
Сегодня, ребята, признаться я должен,
Я даже не думал, что это возможно,
Чтоб дерево, где так много фруктов различных,
Без ссор и обид прожило бы отлично,
Здесь нет разногласий, конфликтов здесь нет.
Да, дружба, конечно, – великое чудо,
И быть толерантным стараться я буду.
Теперь наконец-то могу я признаться:
Хотелось бы мне навсегда здесь остаться!
Садовник:
Наш сад так хорош, только помнить нам надо,
Что всю нашу жизнь можем сделать мы садом.
Коль быть толерантными будем стараться,
То все вокруг нас будет в сад превращаться.
Упражнение: «Комплимент»
Цель: научиться замечать позитивное в другом.
Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например, «Анар, у тебя очень хороший «вкус» в одежде». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент. Упражнение считается завершенным, когда участник получает комплимент.
Завершающая часть представляет собой отреагирование накопившихся чувств. В конце занятия участники делятся впечатлениями, мнениями, подводят итоги и оценивают свой опыт, полученный в ходе занятия.