Цель: формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой.
− Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Я думаю, у вас хорошее настроение.
2. Объявление темы.
− Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, послушайте отрывок из сказки, вспомните ее автора и название.
− Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со
шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль
на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и пресердито залопотал.
Бедный утенок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было
уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и
сестры сердито говорили ему:
– Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
– Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала
ногою”.
− Назовите сказку. (Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»)
− Почему обитатели двора стали обижать утенка?
Учащиеся выбирают ответ на доске:
Утенок был самый умный.
Утенок был не похож на других.
Утенок был самый красивый.
Утенок был самый вежливый.
− Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?
− Можем ли мы в жизни встретиться с такой же ситуацией, которая произошла на
птичьем дворе? Где?
− Как строить отношения с теми, кто не похож на нас? Об этом мы сегодня с вами
поговорим.
3. Работа по теме.
К доске вызываем детей класса по два человека и наглядно сравниваем их. На каждый случай новая пара.
Мальчик – мальчик, мальчик – девочка, близнецы, рост, цвет и длина волос,
полнота, имя и т.д.
− Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни
– худые, другие – полные.
− Почему вы так отличаетесь?
− Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть
непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. − Но встречаются
семьи, в которых есть дети близнецы. Внешне они очень похожи друг на друга.
Можем ли мы сказать, что они одинаковые? Чем они различаются?
− Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные,
энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит
от наследственности и воспитания.
− Итак, мы все очень разные. В общении между людьми большое значение имеет
умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить
себя на место другого человека в той или иной ситуации.
Работа в парах.
− Соберите пословицу: О вкусах не спорят.
− Как вы понимаете пословицу? (Не ссориться, если другой думает иначе, это его право. Даже если вам не нравится то, о чем говорит человек и как он думает, это не значит, что вы должны ему сделать что-то плохое.)
Упражнение «Волшебная шкатулка».
− Ребята, у меня в руках волшебная шкатулка. Как вы думаете, что в ней? Сейчас я приглашаю сюда по одному человеку от группы. Вы закроете глаза и будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает её, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
− Как вы думаете, кто этот уникальный и неповторимый человек?
− Как вы понимаете значение слова «уникальный?»
− Если каждый заглянет в шкатулку, он увидит себя.
− Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Работа в группах.
− Послушайте историю, которая произошла в одной школе.
В одном классе были ребята: красивая высокая девочка Кира, полная девочка Люба и низенький мальчик Петя. Люба очень переживала, что она толстая.
− Эх, Кира, вот бы стать красавицей! У меня мама очень красивая. И почему я на маму не похожа? Как мне быть?
Кира была очень мудрой девочкой. Она ответила:
Внимание! Задание 1-й группе: Что ответила Кира Любе?
У каждого из нас есть свои достоинства и свои недостатки. А вот некоторые человеческие качества вовсе не являются недостатками, зато их хозяева очень переживают по этому поводу. Надо поверить в свою привлекательность. Это только злые люди обращают внимание на те качества, которые им не нравятся у других. Не прислушивайся к тому, что порой говорят злые люди, ─ посоветовала Кира Оксане.
Тут вошел Петя.
− Ой, Кира! Я слышал ваш разговор. Может быть, ты и мне добрый совет дашь? Я вот переживаю оттого, что слишком низенький. Папа у меня высокий, баскетболом занимается, а я маленький.
− Ой-ой, ─ закричала Люба, ─ нашел о чем страдать! Маленький да удаленький. Сколько великих людей были маленького роста. Великий полководец – генералиссимус Суворов, например.
− А вот в Петре Первом было два метра, ─ возразил Петя. – Поэтому его так и называют – Петр Великий. А я, получается, ─ Петр Невеликий, что ли? Смешно…
− Эх, Петя, Петя, ─ сказала Кира.
Внимание! Задание 2-й группе: Как Кира успокоила Петю?
Задание 3-й группе: Какую помощь могут оказать одноклассники Любе и Пете?
Твои страдания – вымышленные. Вот если бы ты был болен или печален, тогда – другое дело. У тебя есть друзья, которые тебя всегда поддержат.
− Да, самое лучшее, что можно сделать для человека, ─ это дружить с ним, не обращая внимания на те качества, из-за которых он сам расстраивается.
− Каждый человек по-своему красив. Ну и что, что я маленький? – успокоился Петя.
− Конечно, зато ты – первый отличник. А еще тебе надо заняться специальной гимнастикой, вот ты и подрастешь.
− Непременно займусь, сегодня же.
− А что же делать мне, ведь я толстая, – спросила Люба.
− Ты не толстая, ты просто крепенькая. Вот посмотри, какая у тебя тонкая талия. Попробуй надеть ремешок, чтобы подчеркнуть ее. И распусти волосы, тогда они скроют твои щечки. И ты будешь стройной. А еще займись танцами, и забудешь о своей проблеме.
− Из-за чего переживали Люба и Петя?
− Какие советы дает им Кира?
− Что самое лучшее можно сделать для человека, который переживает из-за своих недостатков? (Дружить с ним.)
− А еще видеть достоинства в человеке и не замечать его недостатки.
Притча о белом листе бумаги.
Учитель однажды позвал своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которого стояла черная точка.
− Что вы здесь видите? – спросил учитель.
− Точку, – ответил один.
− Черную точку, – подтвердил другой.
− Жирную черную точку, – уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
− Скажи нам, отче, о чем так горько плачешь? – удивились ученики.
− Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа.
(Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.)
Вопросы:
− Почему расстроился учитель?
− Что скрывается за черной точкой? (Все нехорошее, темное плохое, недостойное
человека.)
− Чему хотел научить мудрый учитель своих учеников? (Быть доброжелательными,
вежливыми, стараться увидеть в каждом хорошее и не замечать плохого, больше
прощать, чем критиковать.)
Прием «Цветочная поляна»
− Каждый из вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Вы – нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как вы.
А теперь загадка: что принадлежит только вам, а пользуются им другие? (имя).
Каждому при рождении даётся имя. У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок соответствующего цвета, приклейте в центр цветка и напишите на нем свое имя.
На лепестке цветка напишите качество, которое характерно для вас. Оставьте свободными 4 лепестка. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого – в сердцевине цветка. Цветками обмениваетесь до тех пор, пока каждому не вернётся «его» цветок.
Прочитайте, что хорошего написали о вас друзья. Спасибо. Как чувствует себя ваш цветок?
Что нужно, чтобы этим цветам было хорошо? Перед вами «поляна». Найдите место, где вашему цветку будет уютно, комфортно. (Дети приклеивают цветы на «поляну».) Как назовём эту цветочную поляну?
4. Итог урока.
− Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
Все мы – люди.
− Давайте ответим на наш главный вопрос: как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
− Итак, мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нтность». Как, по-вашему, звучит это слово?
Рефлексия.
─ Ребята, какой важный вывод сделал каждый из вас сегодня на классном часе?