Урок окружающего мира "История русской одежды". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
  • Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.
  • Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.
  • Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация "История русской одежды".
  • Наглядные пособия: изображения элементов мужского и женского костюма, изделия с элементами вышивки, выставка русской посуды, головные уборы( платки и кокошники)
  • Костюмы для вокальной группы.
  • Музыкальное сопровождение "Во кузнице:"
  • Для выполнения творческих заданий (конверты): карточки с изображением людей в национальных костюмах, мозаика из пословиц, ребусы, бумажные куклы с набором одежды, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

I. Организационная часть урока

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке истории мы совершим путешествие по истории нашей Родины - России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия .Левушкина.

За ясные зори, умытые росами
За русое поле, с колосьями рослыми
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россиею.
Россия, Россия,
Раздолье. Равнины.
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства
И все же не можешь ни как наглядеться. (Слайд 2)

Мы уже познакомились с историей Москвы, с историей русской архитектуры, предметами быта.

А сегодня мы побываем в музее русской национальной одежды.

Знакомство с русской одеждой.

Учитель: Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

-Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? (защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека)

В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.

Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

III. Объяснение нового материала. Презентация

Путешествие по музею (Слайд 3)

- А что такое музей?

Зал мужского костюма

("Экскурсоводами" являются заранее подготовленные ученики)

1. РУБАХА (Слайд 4)

Ученик: Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Учитель: В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

2. ПОРТЫ (Слайд 5)

Ученик: Порты - неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

(Слайд 6)

ОНУЧИ - узкие куски ткани длиной до 2 метров.

ЛАПТИ - плетенная обувь из лыка.

Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе - холщевые.

3. ЗИПУН (Слайд 7)

    Ученик: Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

4. КАФТАН (Слайд 8)

Ученик: Поверх зипуна обычно надевали кафтан - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

Учитель: Вспомните загадки, в которых встречается слово "КАФТАН"

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус как сахар сладок.
А сам похож на мяч. (арбуз)

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня.
В зеленом кафтане богач невелик.
А орешками наградит. (орешник)

Зал женского костюма

1. СОРОЧКА (слайд 9)

Ученица: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

2. САРАФАН (Слайд 10)

Ученица: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Учитель: Вспомните загадки, в которых встречается слово "САРАФАН"

Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо
Узнаешь ее? :..(капуста)

На лесной полянке
Красуется Татьянка.
Алый сарафан,
Белые крапинки. (земляника)

3. ДУШЕГРЕЯ (Слайд 11)

Ученица: Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Учитель: Как вы думаете как образовалось слово "ДУШЕГРЕЯ"?

(из двух корней от слов "душа" и "греть")

4. ПОНЕВА (Слайд 12)

Ученица: Понева - юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по залам музея русской народной одежды. Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Подробно о моде и одежде можно прочитать в книге из серии "Я познаю мир" - "История моды".

Творческая работа

(класс делится на группы)

Учитель: А теперь мы с вами выполним творческие задания.

ОДЕНЬ КУКЛУ (бумажная)

Учитель: Найдите в своих волшебных конвертах куклу (юноша и девушка). На столе разложена одежда для кукол. Один человек от группы должен подойти, выбрать костюм, а группа одеть куклу. После поставить куклу на полянку.(на магнитную доску)

Физкультминутка (Слайд 13)

Учитель: Вышли на поляну красны девицы и добры молодцы, завели хоровод и запели песню.

Исполнение русской народной песни "Во кузнице"

  1. Во ку: во кузнице
  2. Во ку:.во кузнице
    Во кузнице молодые кузнецы
    Во кузнице молодые кузнецы.

  3. Они, они куют
  4. Они, они куют,
    Они куют принаваривают
    Молотами приколачивают.

  5. К себе, к себе Дуню
  6. К себе, к себе Дуню
    К себе Дуню приговаривают
    К себе Дуню приговаривают

  7. Сошьем, сошьем Дуне
    Сошьем, сошьем Дуне
    Сошьем Дуне сарафан, сарафан
    Сошьем Дуне сарафан, сарафан
  8. Носи, носи Дуня
    Носи, носи Дуня
    По праздникам надевай, надевай
    По праздникам надевай, надевай

Закрепление изученного

1. НАЙДИ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОМ КОСТЮМЕ (Приложение 1, Приложение 2)

    Учитель: Найдите в своих конвертах Листы с изображением людей в национальных костюмах. Найдите пару в русских костюмах и раскрасьте.

2. ПОСЛОВИЦЫ (Слайд 14)

Учитель: Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение. (Приложение 3)

  • На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел.
  • Не учась и лаптя не сплетешь.
  • По одежке встречают, по уму провожают.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • На воре шапка горит.
  • Работать спустя рукава.

3. РЕБУСЫ (Слайды 15-17)

Учитель: А теперь вам нужно каждой группе отгадать ребус.

Тест (обзорный по курсу истории (Слайды 18-19)

1) В каком году было первое упоминание о Москве?

А) 1050г.

Б) 1147г.

В) 1325г.

2) Кто из знаменитых людей был основателем Москвы?

А) Юрий Долгорукий

б) Александр Невский

в) Александр Македонский

3) В 1997 наша страна отмечала юбилей Москвы. Какую дату?

А) 600 лет

б) 1000 лет

в) 850 лет

4) Как называлось жилище русского крестьянина?

А) дом

б) изба

в) юрта

5) Что в русской избе занимало самое почетное место?

А) печь

б) стол

в) сундук

6) Из какого материала изготавливалась русская посуда?

А) глина

б) стекло

в) дерево

7) Что относится к русской посуде?

А) ваза

б) амфора

в) черпак

V. Подведение итогов и анализ урока

- Понравился ли вам урок? Что запомнилось?

Ой, ребята, мы забыли вспомнить еще одну русскую красавицу. А поможет нам вспомнить кто она - эта загадка:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (матрешка) (Слайд 20)

Чем знаменита Матрешка? Но пришла наша гостья не с пустыми руками, а принесла вам в подарок за отличный урок своих маленьких подружек, которых вы должны дома раскрасить.

Наша страна Россия большая и история у нашей страны большая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать. Но все это впереди. Давайте закончим наш урок такими словами

Берегите Россию.
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию
Нет России другой.
Е.Синицына