Через стихи о природе дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворений о природе побуждают к собственному творчеству. Такие уроки несут в себе большой воспитательный заряд.
Мой подход к методике обучения анализу стихотворений о природе опирается на использование метода интеграции. Я стараюсь такие уроки чтения проводить в тесной связи с уроками русского языка, рисования, чтобы дети смогли прочувствовать красоту природы, запечатлённую в стихотворении, чтобы они смогли увидеть в нём образ самого автора.
Очень часто после уроков анализа стихотворения предлагаю детям дома попробовать себя в роли композиторов – сочинить музыку к изученному стихотворению. На следующих уроках ребята, не стесняясь, поют стихотворения, а не просто рассказывают их наизусть. Такие задания раскрепощают детей, способствуют развитию у них творческих способностей, появлению интереса к урокам чтения.
На таких уроках большое внимание также уделяю развитию навыков выразительного чтения стихотворения. Дети готовятся к выразительному чтению: под моим руководством они подчёркивают в стихотворении слова, на которые падает логическое ударение, указывают карандашом длительность пауз (II – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; I – запятая, точка с запятой, двоеточие). Также перед чтением обговариваем с детьми, с какой интонацией, каким голосом нужно читать определённые места. Поскольку в классе 25–30 человек, а читать хочется всем, практикую чтение хором, квартетом, трио, дуэтом. При этом настраиваю детей на то, чтобы они при чтении слушали друг друга.
Чтение детей оценивает жюри. В его состав входят три ученика, которых выбирает класс или назначаю я. В итоге в роли жюри бывают все дети.
Когда дети читают или рассказывают наизусть стихотворение, жюри внимательно слушает. Затем свои оценки жюри объясняет, анализируя чтение детей. Анализ, как правило, начинается с того, что жюри отмечает всё самое удачное в чтении.
Схема анализа чтения стихотворения всегда перед глазами детей. Она такова:
- С чувством ли читал?
- Соблюдал ли нужную интонацию?
- Правильно ли выдерживал паузы?
- Правильно ли ставил логическое ударение?
- Выделял ли голосом особые места?
- Не было ли при чтении ошибок в словах?
В процессе такой работы у детей развиваются внимание, аналитические способности, умение оценивать работу других.
Особо важное место в системе развития устной речи школьников занимает пересказ. Очень часто на уроках чтения или русского языка после полного анализа стихотворения о природе я предлагаю детям перевести данное стихотворение на язык прозы, т.е. пересказать. Прежде чем приступить к записи текста-пересказа, говорю детям: «Представьте: всё, что описал поэт в своём стихотворении, вы увидели сами, прочувствовали эти картины природы, но у вас нет такого дара – писать стихи. Тем не менее вы можете описать увиденные вами картины природы языком прозы».
Перед записью текста-пересказа стихотворения проводится большая подготовительная работа. Дети выделяют главную картину, настроение каждой строфы стихотворения, пересказывают отдельно каждую строфу языком прозы. После работы над отдельными строфами дети пересказывают языком прозы полностью всё стихотворение, затем самостоятельно письменно излагают свой пересказ.
В ходе такой работы у детей развивается речь (дети подбирают синонимы, учатся правильно строить предложения). Также подобная работа приучает детей к самостоятельному наблюдению за картинами природы и описанию увиденного как языком прозы, так и стихотворным языком.
Чтобы дети глубже поняли смысл, настроение стихотворения, предлагаю им проиллюстрировать его на уроках рисования. Готовясь к этой работе, дети рисуют словесную картину к каждой строфе. В ходе словесного рисования выясняем, что мы видим на этой картине на первом плане, на втором, на заднем плане, выбираем нужные цвета, обговариваем, как лучше расположить альбомный лист.
Описанная работа над стихотворением, на мой взгляд, способствует не только развитию речи, навыка выразительного чтения, но и эмоционально-эстетическому развитию ребёнка. «Пропуская» стихотворение через себя, ребёнок учится видеть красоту природы, описанную в стихотворении, глазами автора, становится внимательнее не только к окружающей природе, но и к самому себе и своим близким.
В качестве примера приведу урок литературного чтения, проведённый в 3 классе во II четверти (программа Л.В.Занкова).
Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».
Цели:
- Познакомить детей с творчеством И.А.Бунина.
- Продолжить работу над развитием у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.
- Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.
Ход урока
1. Актуализация (вступительная беседа)
– Что есть чтение? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на слова М.Цветаевой:
«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайны, оставшейся за строками, за пределами слов». М. Цветаева (слова – на доске)
(Стихи нужно читать не бездумно, механически, а видеть при чтении подтекст каждого слова, т.е. при чтении нужно прочувствовать настроение поэта, даже вдохнуть те запахи, которые описаны в стихотворении, услышать все звуки, шорохи, мысленно оказаться в описанном месте…)
2. Целеполагание
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Что нового узнаете на уроке? (На доске: знать: И.А.Бунин «Родник») (Познакомимся с творчеством И.А.Бунина, узнаем, что обозначает слово родник)
– Чему будете учиться? (На доске: уметь:
- выразительно
- с чувством
- правильно
- без ошибок)
(Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.)
– Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.
3. Вступительное слово о писателе
(Рассказывают подготовленные дети. На доске – портрет писателя.)
– И.А.Бунин родился 10 октября в 1870году в Воронеже. Умер поэт 8 ноября в 1953 году в Париже. С детства он очень любил родную природу: слышал шуршание каждого листика, колоска, для него любая травина, любой цветок были чем-то живым. В своих стихах он точно в деталях описывал природу, что, читая их, мы слышим различные звуки, мы чувствуем запахи свежескошенной травы, осеннего дождя… Язык стихов И.А.Бунина простой, поэтому его стихи читаются и заучиваются легко.
(Подготовленные дети читают наизусть стихи И.А.Бунина: «Северная берёза», «Детство», «Метель»)
– Можно ли И.А.Бунина, как и С.Есенина, назвать певцом русской природы? (И.А.Бунин – певец русской природы: он восхвалял, превозносил, воспевал красоту родной природы в своих стихах.)
– Можно ли стихи И.А.Бунина назвать певучими? (На стихи И.А.Бунина можно сочинить музыку и петь их как песни.)
4. Физкультминутка
– Послушайте удивительное стихотворение И.А.Бунина «Северная берёза» в исполнении моих бывших учеников. (Это стихотворение поётся хором. Музыку к нему коллективно сочинили мои бывшие третьеклассники из Шурышкарской средней школы. Пение детей записано на аудиокассету.)
– Во время слушания песни вы будете стоя изображать движения и состояние берёзы.
5. Знакомство с содержанием стихотворения
– А теперь послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.
6. Анализ стихотворения
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)
– Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)
– Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)
– Что обозначает слово родник?
(На доске – рисунок родника)
– Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается всё глубже в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется...? (Родник)
– Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.
– Какой корень в слове родник? Почему у места выхода ручья из земли такое название? (В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка. Корень слова родник род-.)
– Как можно по-другому назвать родник? Подберите синонимы. (Ключ, источник.)
– Почему назвали это место ключом, источником? (Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)
– В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ? (Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)
– Есть в природе горячие источники – гейзеры. (На доске – рисунок гейзера) Эти источники периодически, через определённое время бьют из земли. Они идут из глубины земли, где очень высокая температура. Вода там очень нагревается, начинает кипеть и поэтому выстреливает, как фонтан, наружу. Подумайте, когда в кастрюле вода кипит, что происходит, если кастрюля закрыта крышкой?
– Да, паром выбрасывает крышку с кастрюли, вода бежит из кастрюли, подобно гейзеру.
– Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, в нём описывается горячий или холодный источник. (Холодный источник «…родник студёный…»)
– Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?
– В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([к, ч, с, т] – глухие звуки.)
– А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] – звонкие звуки.)
– В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)
– Какой звук в этом слове громче остальных? ([р])
– Что он напоминает? (Журчание воды.)
– Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём место, где мы видим, как бежит вода в роднике.
– Зачитайте вслух. (2-я строфа)
– Итак, как движется вода в роднике, если автор использует слова кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)
– Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.)
– Если вода бурлит, бежит быстро, то какие звуки мы слышим? ([р-р])
– Итак, в слове родник видна жизнь ручья, вышедшего из земли, а в словах источник, ключ не видно этой жизни. И.А.Бунин не зря взял это слово.
– В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить? («В глуши лесной, в глуши зелёной…»)
– Как понимаете смысл слова глушь? (Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)
– Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?
– Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью? (Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)
– Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?
– И.А.Бунина привлекали не только светлые леса, где сухо и светит солнце, но он ещё и видел красоту в такой глуши, где очень сыро, где ветки деревьев не пропускают солнца.
– Что же увидел поэт в этой лесной глуши? («…бьёт родник…»)
– Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. Не написал же поэт бежит быстро родник. У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.
– Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт? (Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)
(На доске – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли)
– Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?
– Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном? (В переносном значении.)
– Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите. (Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)
– С чем ещё можно сравнить чистую воду? (Со слезой, с зеркалом…)
– Как вы думаете, почему вода в роднике чистая? (Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)
– Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали? (Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)
– А что такое голыши? (Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)
– С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)
– А что такое мозаика? (Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)
– Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной? (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)
– Кто сможет описать этот рисунок? (На этом рисунке мы видим, как в крутом овраге под горой бежит прозрачный родник, а лес нагорный как будто любуется им.)
(На доске – рисунок родника)
– Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)
– С кем сравниваются лес и небеса? Докажите. (С человеком: «…глядят, задумавшись…».)
– О чём говорит такое сравнение? (Кругом тишина.)
– И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.
– Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? ([ш.с])
– Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)
– Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)
– Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)
– Какой звук нам помог услышать эти звуки природы? ([ш])
– Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])
– На что похож этот звук? (На журчание родника.)
– Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?
– А ещё какие звуки вы услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)
– Итак, какова главная мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Просто надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)
– Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.
7. Выразительное чтение стихотворения
– Чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения, что нужно сделать? (Прочитать стихотворение выразительно.)
– Я буду читать стихотворение выразительно, а вы по моим следам подчёркивайте карандашом слова, на которые падает логическое ударение.
– Карандашом отметьте паузы.
– Какую строфу будете читать громче, чётче? (Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)
– Каким голосом будете читать первую и третью строфы? (Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)
– Читаем хором.
– Читает квартет … (4 ученика), а жюри (3 ученика, выбранные детьми) слушают внимательно и оценивают чтение по плану (план анализа – на доске).
– Читает дуэт … (2 ученика).
– Кто желает один прочитать стихотворение у доски?
8. Итог урока
– О творчестве какого писателе говорили?
– Какие стихи этого писателя вы знаете?
– Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)
– С чем делится с нами И.А.Бунин в своём стихотворении «Родник»? (Делится своими чувствами, которые он испытывал к своей родине, умением восхищаться красотой родной природы.)
– Что для себя вы взяли с сегодняшнего урока, чему, на ваш взгляд, можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»?
9. Домашнее задание
– Домашнее задание каждый для себя выберет сам из предложенных мною:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Сочинить музыку к стихотворению и спеть его как песню.
3. Сделать рисунок к стихотворению.
4. Картину, увиденную И.А.Буниным, передать языком прозы.