Цель: обобщить и систематизировать знания суворовцев о способах связи слов в словосочетаниях.
Задачи:
- Образовательные: дать определение понятию «словосочетание»; отработать умение выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях; выполнить задания ЕГЭ части В по данной теме; закрепить навыки правописания.
- Развивающие : совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение сравнивать и обобщать изучаемый материал; совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку; развивать познавательную самостоятельность и активность; способствовать повышению мотивации обучения.
- Воспитательные : воспитывать ответственность за качество своих знаний; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка подготовленности обучающихся к уроку:
1) устный комментарий упражнения 181 (по учебнику Власенкова А.И.,Рыбченковой Л.М.) Задание: составить с указанными словосочетаниями предложения, располагая причастия после определяемого слова. (Проверка по цепочке).
– Каким правилом воспользовались для пунктуационного оформления получившихся предложений? (Обособление определений, выраженных причастным оборотом).
2) работа со слайдом на интерактивной доске. Задание: из данного предложения выписать причастия. Выделить в них суффиксы. Объяснить.
Книги – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А.Герцен)
Проверка задания: умирающего, начинающему, передаваемый, отправляющимся, заступающему.
В суффиксах действительных причастий настоящего времени –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) пишутся буквы: -У– (-Ю-), если причастие образовано от глагола 1 спряжения; -А-(-Я-), если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени –ем– или –им– пишутся буквы: Е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; И, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
Задание: назовите все словосочетания из предложения с причастиями. Определите тип связи. Какую особенность отметили?
3. Изложение темы урока:
1) Работа со слайдом на интерактивной доске. Задание: выписать все словосочетания из данного текста (отрывок из стихотворения И.Северянина «Эпилог»), нарисовать схемы, определить тип связи слов в этих словосочетаниях.
Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечется в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив!
Словарная работа: примитив – нечто простое
Проверка задания (коллективная работа):
- Мой мозг ( мест. + сущ.) – согласование.
- Мозг прояснили ( сущ. + глаг.) – управление.
- Влечется в примитив ( глаг. + сущ.) – управление.
- Росные туманы (прилаг. + сущ.) – согласование.
- Вижу туманы (глаг. + сущ.) – управление.
- Слышу мотив (глаг. + сущ.) – управление.
- Липовый мотив (прилаг. + сущ.) – согласование.
2) актуализация теоретических знаний. Опрос + визуальный ряд на интерактивной доске.
– Что называется словосочетанием?
– Какие типы словосочетаний вы знаете?
– Что вы знаете о заданиях ЕГЭ по русскому языку, связанных с темой нашего
урока?
Ответы:
Словосочетание – единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.
главное слово + зависимое слово
– вопрос –
Главное слово в словосочетании может быть выражено различными самостоятельными частями речи.
НО! Подлежащее и сказуемое – это предложение, а не словосочетание!!!
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные
Виды словосочетаний:
Именные – в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
Глагольные – в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями.
Наречные – в таких словосочетаниях главное слово выражено наречием.
Виды связи в словосочетаниях:
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей?
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.
Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине.
Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как?
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.
Словосочетаниями НЕ являются:
- Грамматическая основа
- Однородные члены предложения
- Служебная часть речи + существительное
- Фразеологизм
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
3) слово преподавателя.
Задания под литерой В1 – В8 относятся ко второй части работы ЕГЭ и отличаются тем, что требуют применения теоретических знаний. Кроме того, ответ записывается в бланке в виде последовательных цифр или букв. То есть ответ представляет собой какое-то число, слово или словосочетание
Задание В3 проверяет знание типов связей слов в словосочетании.
4) разбор разных вариантов заданий части В по теме урока. Работа со слайдами.
№ 1. Из предложений выпишите словосочетания со связью
1.Согласование
И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
2. Управление
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
3 .Из предыдущего предложения выписать словосочетания со связью примыкание.
Ответы:
1. Нежная (какая?) психика – согласование.
2. Судьбу (кого?) человека; стать (чем?) звездой; решить (что?) судьбу –
управление.
3. Прочитанная (как?) вовремя – примыкание.
№ 2. Задание В3. Народное искусство
(1)Народное искусство многое дает для понимания скульптуры. (2)Чувство материала, его весомости, плотности, красоты формы отчетливо видны в деревянной деревенской посуде: в резных деревянных солоницах, в деревянных ковшах-скопарях, которые ставились на праздничный деревенский стол. (3)И.Я. Богуславская пишет в своей книге «Северные сокровища» о ковшах-скопарях и солоницах, делавшихся в форме утицы: «Образ плывущей, величаво-спокойной, горделивой птицы украшал стол, овевал застолье поэзией народных преданий. (4)Многими поколениями мастеров создавалась совершенная форма этих предметов, совместившая скульптурный пластический образ с удобной вместительной чашей. (5)Плавные очертания, волнообразные линии силуэта словно вобрали в себя медленный ритм движения воды. (6)Так, реальный прообраз одухотворил бытовую вещь, придал убедительную выразительность условной форме. (7)Еще в древности она утвердилась как национальный тип русской посуды».
(8)Форма народных произведений искусства – это форма, художественно отточенная временем. (9)Такой же отточенностью обладают и коньки на крышах деревенских северных изб. (10)Недаром этих «коней» сделал символом одного из своих замечательных произведений русский писатель, наш современник, Федор Абрамов.
(11)Что такое эти «кони»? (12)На крыши деревенских изб, чтобы придавить концы кровельных досок, придать им устойчивость, клалось огромное тяжелое бревно. (13)Бревно это имело одним из концов целый комель, из которого топором высекалась голова и могучая грудь коня. (14)Конь этот выступал над фронтоном и был как бы символом семейной жизни в избе. (15)И какой чудесной формой обладал этот конь!..
Задания (выполняются по вариантам):
1. Укажите среди предложений 1-7 такое, в котором используется словосочетание
со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Укажите среди предложений 8, 9 такое, в котором используется словосочетание с
типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
3. Укажите тип связи, используемый в словосочетании ЧУДЕСНОЙ ФОРМОЙ (предложение
15).
Ответы (индивидуальная и визуальная проверка):
- Видны (как?) отчетливо.
- Отточенная (как?) художественно.
- Формой (какой?) чудесной – согласование.
№ 3. Задания выполняются по вариантам.
Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входит в состав предложения?
Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я стремительно уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании стыдно перед ними из предложения
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
Ответы:
1) переполненный радостью, вскочил на дворец, превратив в груду, в груду
песка, превратив снова – 5 словосочетаний.
2) стремительно уехал.
3) управление.
4. Подведение итогов урока. Устный опрос.
– Назовите тему сегодняшнего урока.
– Что называется словосочетанием?
– Какие типы словосочетаний вы знаете?
– Какой материал был абсолютно новым для вас?\
– Какой показался наиболее сложным?
5. Задание на самоподготовку:
1) повторить теорию;
2) упражнение 217 (Вл.,Р.) – составить словосочетания с данными словами.
* написать рассуждение на общественно-политическую тему, используя словосочетания из упражнения 217 (Вл.,Р.)
Список использованной литературы
- Русский язык. 10-11 классы. \ В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко \ Просвещение, 2004
- Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. \ Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. – 2-е изд., перераб. и доп.– ВАКО,2004
- ЕГЭ – 2007: Русский язык: сборник заданий \ С.И. Львова, И.П. Цыбулько – Просвещение, Эксмо, 2007
- ЕГЭ, Русский язык. Комплексная подготовка \ Л.Н. Федосеева – Айрис-пресс, 2010
- Материалы с веб-сайтов:
- www.skavronskayaoa.ucoz.ru
- www.gramota.ru
- www.peressa2009.narod2.ru
- www.schkola2009.ucoz.ru
- www.saharina.ru