В период модернизации российского образования ведущим средством развития дошкольного учреждения стала педагогическая инновационная деятельность. Во время освоения коллективом нововведений появилась необходимость в кадрах способных работать по-новому. Система творческого взаимодействия педагогов способствует накоплению знаний, росту профессиональной активности, позволят более эффективно решать задачи, стоящие перед детским садом. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы с кадрами, которые будут способствовать совершенствованию профессионализма каждого педагога и коллектива в целом. Одной из таких форм методической работы явилось проведение педагогических советов с использованием интерактивных методов.
Педагогический совет – это постоянно действующий, коллегиальный орган управления педагогических работников. Именно педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива.
Педагогический совет – традиционная форма методической работы в детском саду. Изменение структуры педагогического совета, внедрение инновационных форм педагогического совета призвано не только изменить структуру работы, но и модернизировать содержание профессиональной деятельности педагогов и оптимизировать педагогический процесс.
При проведении педсовета основной задачей становится включение каждого педагога в процесс коллективной мыслительной деятельности. Раскрепощающие интерактивные методики и техники как нельзя лучше подходят для решения этой задачи. Ведь такие методы обеспечивают:
- активное участие каждого;
- создание демократической атмосферы;
- равенство возможностей;
- открытость и сотрудничество;
- взаимодействие, общение, развитие и обмен мнениями.
Кроме того, интерактивные методы легко комбинируются между собой, что для своевременного решения проблем чрезвычайно важно.
Для создания позитивного микроклимата и успешной работы заседания следует руководствоваться следующими правилами:
- уважать мнение и личность коллеги,
- активно участвовать в работе,
- слушать и слышать,
- кратко, четко, аргументировано выражать свои мысли,
- обсуждать проблему, а не личность.
Для проведения педагогических советов использую различные интерактивные методы:
- метод модерации,
- элементы тренинга,
- метод интерактивного общения,
- “Мозговой штурм”,
- деловая игра,
- круглый стол.
Предлагаю познакомиться с материалами проведения педагогического совета с использованием метода модерации.
Метод модерации – это метод работы над темой, проблемой, задачей, которая является актуальной для педагогического коллектива и требует оригинального, нестандартного решения. Этот метод позволяет:
- сосредоточиться на содержании,
- действовать целенаправленно,
- проявлять самостоятельность каждому участнику обсуждения.
- проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы. Каждый участник педсовета имеет:
- право на свое мнение,
- право на чужое мнение,
- право менять свою точку зрения.
Заседание такого педагогического совета проходит активно, творчески, способствует росту педагогического мастерства, развивает творческое мышление, интерес к работе.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: “ Эффективность деятельности ДОУ и задачи на 2010-2011 учебный год”
Цель: определить задачи на следующий учебный год.
Задачи:
- предоставить возможность проявить самостоятельность в обсуждении вопросов каждому участнику педсовета,
- провести обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Этапы проведения педагогического совета.
1. Начало педсовета
Каждому педагогу заранее раздается анализ образовательной работы за 2009-2010 учебный год.
Опрос педагогов. Есть ли вопросы, дополнения к анализу работы ДОУ.
2. Поиск.
Педагогам предлагается выбрать из перечисленных проблем каждого проекта программы развития ДОУ ту проблему, которая для них наиболее актуальна в следующем учебном году.
Проект “Здоровый дошкольник”
Проведение закаливающих процедур,
Планирование экспериментальной деятельной с детьми по развитию умения “слушать” и “слышать” свой организм , понимать его.
Взаимодействие с семьей по формированию у детей потребности и умения заботиться о своем здоровье.
Проект “Моя Родина Россия”
Сообщение знаний.
Выбор средств и приемов по формированию у детей
норм поведения и взаимоотношений, на основе
полученных знаний.
Проект
“Разностороннее развитие личности на основе
индивидуального
и дифференцированного подхода”
Создание условий для индивидуального и дифференцированного подхода (дидактические игры по уровням, раздаточный материал, взаимодействие с родителями),
Использование уже имеющего педагогического опыта,
Обобщение педагогического опыта.
3. Выбор. Помещаем на доске все собранные у педагогов карточки с ответами, распределяя карточки по проектам.
Рабочая группа выбирает наиболее актуальные вопросы для каждого проекта.
Педагоги распределяются на творческие группы для обсуждения и проработки того проекта программы развития, который для них наиболее актуален (количество групп зависит от количества проектов).
4. Проработка. Педагоги получают заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы, соответственно выбранных тем.
Проект
“Разностороннее развитие личности на основе
индивидуального
и дифференцированного подхода”
Тема “Обобщение педагогического опыта”
Карточка №1
Раз актуальна, то как можно решить проблему? | Если не актуальна, то в чем причина? |
Что уже сделано? | |
Проект “ Моя Родина Россия”
Тема “Сообщение знаний воспитанникам”
Карточка №1
Какие методы и приемы можно использовать? | Как на самом деле? |
Что для этого должно быть сделано? | |
Проект “Здоровый дошкольник”
Тема “Взаимодействие с семьей по формированию у детей потребности и умения заботиться о своем здоровье”
Карточка №1
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
5. Мероприятия – заказ на работу. Что конкретно можем сделать. Ответы записывают на карточки
Карточка №2
Проект “Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода”
Тема “Обобщение педагогического опыта”
Мероприятия
Что сделать? | Для чего? | Кто? |
Проект “ Моя Родина Россия”
Тема “Сообщение знаний воспитанникам”
Карточка №2
Мероприятия
Что сделать? | Для чего? | Как? |
Проект
“Здоровый дошкольник”
Тема “Взаимодействие с семьей по формированию у детей потребности и умения заботиться о своем здоровье”
Карточка №2
Мероприятия
Что сделать? | Для чего? | Кто? |
6. Заключение. Руководитель каждой творческой группы зачитывает все предлагаемые мероприятия. Определяются задачи на следующий учебный год:
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в воспитании потребности и умении на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье.
- Создание условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и своевременной коррекции проблем его развития.
- Накопление воспитанниками социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.