Урок окружающего мира по теме "Новое время – торжество Европы" (Школа-2100). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Сформировать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали); учить находить в современной жизни явления, достижения и открытия, сохранившиеся с эпохи Нового времени; учить работать с картой.
  • Развивать мышление, внимание, умение слушать ответы своих товарищей, развивать аналитические умения и навыки, навыки самостоятельной работы.
  • Вырабатывать (воспитывать) у детей моральные качества (учить объяснять, согласен или нет с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Нового времени).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка (повторение).

(Во время разминки ученики стоят около своих мест, у каждого ученика в руках три карточки с буквами А Б В)

(Учитель читает вопрос и предлагает три варианта ответа на него. Каждый ученик поднимает карточку с той буквой, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу.)

1. Древний мир – это время появления:

А) Первых людей
Б) Первых цивилизаций
В) Первых деревень

2. Египетское государство возникло на берегу реки:

А) Евфрат
Б) Ганг
В) Нил

3. Средние века – это время:

А) Между Первобытным миром и Древним миром
Б) Между Древним миром и Новым временем
В) Между Первобытным миром и Новым временем

4. В Средневековых государствах большинство населения жило:

А) В городах
Б) В пещерах
В) В деревнях

5. Это слово первоначально означало «всадник»:

А) Варвар
Б) Трубадур
В) Рыцарь

6. В каком году рыцари-крестоносцы отбили у арабов священный город Иерусалим:

А) 999 год
Б) 1099 год
В) 1199 год

3. Проверка домашнего задания.

(у каждого ученика на парте лежит карточка с вопросами; даётся несколько минут, чтобы ответить на вопросы; после чего учитель собирает карточки для проверки)

Вопросы для проверки домашнего задания:

  1. Перечислите цивилизации Древнего мира.
  2. Почему эпоха Средних веков получила такое название?
  3. На какие ветви разделилось христианство в Средние века?
  4. Перечислите достижения эпохи Средневековья.

4. Тема урока (новая тема).

– Наше «путешествие» по эпохам Всемирной истории продолжается. Откройте учебник (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Человек и человечество») на странице 46. Посмотрите на «ленту времени». Как называется следующая «остановка»? (эпоха, которую учёные назвали Новым временем) Сколько веков охватывает данная эпоха? Перечислите эти века.

– Открываем страницу 68 и прочитаем тему нашего урока. (Новое время – торжество Европы) Ребята, как вы понимаете слово «торжество»?

Торжество – большое празднество по случаю какого-либо события.
Торжество – чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.
Торжество – победа, полный успех кого или чего-нибудь.

– Какое значение слова подходит к теме урока? Как вы думаете, почему Новое время назвали «новым»?

– Прочитайте диалог героев учебника и сформулируйте ответ.

– Рассмотрим карту на странице 70–71 учебника. Как изменились по сравнению со Средневековьем границы цивилизованных стран в Новое время? (расширились и охватили все материки) Определите с помощью карты и условных обозначений, какие земли были заселены выходцами из Европы? (в Средние века Европа занимала маленькую территорию. В эпоху Нового времени европейцы заселили Австралию, Северную и Южную Америку, юг Африки, покорили страны Востока и Африки) Так почему же в названии темы урока появилось выражение «торжество Европы»?

– Сейчас я предлагаю вам прочитать самостоятельно в полголоса часть параграфа под названием «Новое время, новые порядки» (страницы 68-72). Кто прочитает, тот встанет с учебником в руках.

Выборочное чтение (проверка понимания детьми прочитанного):

– Где проживало большинство граждан?
– Как стали называть новое общество?
– Что доказали учёные в Новое время?
– Что дало европейцам изобретение новых лекарств от страшных болезней?
– Чем знаменит 1492 год? (учитель вывешивает на доску иллюстрацию)
– Какие государства подчинили себе многие земли и народы?

5. Физкультурная пауза.

6. Тема урока (продолжение).

– Рассмотрите рисунки «Технические достижения в эпоху Нового времени» на странице 69. назовите особо значимые изобретения.

(Учитель может показать дополнительные иллюстрации с изображением первого телефона, первой электролампочки, первых самолётов и паровозов)

(Данный урок предполагает, что будут небольшие по объёму и продолжительности выступления заранее подготовленных учеников с сообщениями об изобретении телефона, лампочки, фотографии, самолёта и др.)

– Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? (возможности человека расширились, стало проще и удобнее жить)

– По мере того, как жители западного мира осваивали далёкие земли, изменялось и отношение людей друг к другу. На странице 73 при помощи рисунка вспомните старые порядки Средневековья. (общество делилось на группы с разными правами и обязанностями, судьба человека зависела от того, в какой семье он родился, в государстве всё зависело от воли государя) Сравните с той формой организации общества, которая сформировалась в Европе.

– Сейчас прочитаем часть параграфа под названием «Все люди – братья!» (стр.72–73).

– Существовали два способа перехода от старых порядков к новым.

Революция – переворот в жизни общества, который приводит к уничтожению отжившего общественного и политического строя и передаёт власть в руки передового класса.

Преобразование – изменение чего-либо в иную, лучшую сторону.

7. Домашнее задание.

– Новое время интересно не только своими техническими достижениями, революциями и преобразованиями, но и архитектурными символами. На стр.70–71 рассмотрите их изображения. Найти сведения об Эйфелевой башне, Биг-Бене, Московском Кремле, Тадж-Махале. Прочитать параграф учебника.

8. Самостоятельная работа в тетради.

(Рабочая тетрадь к учебнику)
стр.46–47 №1, страница 48 №2.
(Фронтальная проверка)

9. Итог урока.

– Назовите эпоху, следующую за Средневековьем.
– Почему Новое время назвали «новым»?
– Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся по сей день?