Цель: Учить разбирать слова по составу используя алгоритм
Задачи:
- Формировать умение подбирать однокоренные слова и развивать умения находить в словах корень, приставки, суффиксы, окончание, основу.
- Учить их видеть орфограммы в разных частях слова, выделять их графически.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на хорошую работу.
Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
II. Чистописание.
- Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа».
- Назовите буквы и буквосочетания.
Зз зи за
- Назовите буквосочетания, в котором буква з обозначает мягкий согласный звук.
- Пропишите буквы Зз и буквосочетания.
- Прочитайте слова.
зима Зима зимородок заморозки
- Объясните лексическое значение слов.
Зима́ — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки.
Зимородок - это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно ярким оперением. Верх тела его зеленовато-голубой, брюшко же - огненно-рыжее. Гнездится зимородок по береговым обрывам в норах глубиной до 2 м. Пищу - мелких рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая добычу на какой-нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”. Зимородки улетают в августе—сентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре — перед самым ледоставом. А вот в европейской части России зимородков можно увидеть и в студеную пору — возле незамерзающих речных родников и стремнин, где пернатые рыболовы, подобно оляпкам, остаются на зиму.
За́морозки - легкие утренние морозы осенью или весной. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
- Что заметили? Разделите слова на группы.
- Какие слова называются однокоренными?
- Что общего? Признаки какой части речи называли?
- Что вы знаете об именах существительных?
- Подчеркните ошибкоопасные буквы в словах.
- Как проверить ошибкоопасные буквы в слове заморозки? Подобрать проверочные слова.
- Какую букву нельзя проверить?
- Как называются слова написание надо запомнить? (словарные слова)
- Запишите слова.
III. Актуализация.
- Подберите однокоренные слова к слову заморозки. Мороз, заморозка, мороженое,
морозец, морозилка, морозильник, Морозко, морозная.
- Что знаете о частях слова?
Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания.
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
IV. Проблемная ситуация
- Так какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока).
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Тема урока: Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу.
Цели урока: научить определять части слова, разбирать слова по составу; развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к процессу познания.
Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.
V. Открытие нового.
- Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм. Вернёмся к нашему слову – заморозки и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части.
Вывод:
Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.
VI. Физминутка.
Пускай снегами все заносит,
(Руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(Левой рукой плавное движение вверх – вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
VII. Первичное закрепление.
- Запишите слова: зимушка, холода, снежинка, прогулка, горка. (Выполняют ученики разбор слов по составу с комментированием)
- А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу?
- Какие части слова входят в основу?
Вывод: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова, будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс.
VIII. Зрительный диктант.
На дереве висит кормушка. На ветку села синичка. Над елкой закружила стайка дроздов.
- Прочитайте предложения.
- Запишите предложение под диктовку.
- Найдите, подчеркните ошибкоопасные буквы в предложениях.
- Найдите грамматическую основу предложения. Определите части речи в предложениях.
IX. Творческая работа.
- Какое время года трудное для животных? Почему?
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
(Александр Яшин)
- Подберите к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.)
- Составьте cинквейн на тему «Зима».
- Прочитайте cинквейн. Запишите.
Х. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова)
Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.
Литература
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
- http://www.inpic.ru/tag/зимородок
- http://birds-altay.ru/2009/10/goluboj-zimorodok/
- http://www.liveinternet.ru/users/3872837/post142442036
- http://free-extras.com/search/1/winter.htm
- http://www.redbook.ru/article483.html
- https://urok.1sept.ru/articles/517799/