Выполняя обязанности ответственного организатора на ЕГЭ по русскому языку и литературе, я отметила, что основная трудность выпускника на экзамене – написание сочинения-эссе по предложенному отрывку литературного произведения. Обучение данному виду работы начинается уже в начальной школе на уроках русского языка. Чтобы такие занятия были не только плодотворными, но и увлекательными, традиционных уроков недостаточно. Поэтому я стала разрабатывать и проводить уроки в технологии «Мастерская творческого письма». Данная работа строится на следующих принципах:
- раскрытие эмоциональной сферы ученика;
- учитель вместе с детьми участвует в творчестве;
- мы не торопимся отвечать на вопросы.
Алгоритм данной технологии достаточно освещен в методической литературе. Но к каждому занятию учитель должен готовиться в соответствии с особенностями своего класса, учитывая подготовленность учеников, уровень их развития. Предмет, которым начинается урок – индуктор – подобрать не сложно. Это должен быть знакомый, ничем не примечательный предмет. А вот подбор материала и работа с ним – сама сложная часть урока. В то же время, удачно подобранное произведение помогает ученику двигаться от осознания личного опыта к произведениям национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Если ребенка просто заставить прочесть стихотворение , он сделает это , не задумываясь о теме, идее произведения. В данной технологии ученик не только работает со словом, но и развивает ассоциативное мышление , при котором соединяются идеи, восприятия, образы, фантазии.
Учащиеся моего класса очень любят такие уроки. В них есть элемент игры, интрига. В начале урока запускается проблема, вокруг которой строится работа:
- самоконструкция;
- социаконструкция (работа в парах);
- социализация (озвучение работ).
Приведу разработку одного из уроков в данной технологии.
Тема: Дом.
Материал для работы: Стихотворение Б.Серикбаева «Дом».
Технология: «Мастерская творческого письма».
Ход урока
1. Рисуем дом на заранее заготовленных листах в клеточку.
2. Рядом с рисунком пишем слова – описания нарисованного дома.
3. Чтение написанных слов несколькими учащимися по желанию.
4. Работа в парах – проверка написания слов, заимствование слов друг у друга.
5. Чтение учителем стихотворения Б.Серикбаева «Дом».
Дом
Я дом нарисую
Многоэтажный.
Конечно, он будет
Немного бумажный,
Конечно, он будет
Не очень кирпичный,
Зато белостенный,
Зато симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.
6. Запись запомнившихся слов из стихотворения.
7. Чтение несколькими учащимися записанных по памяти слов.
8. Закончи предложение:
- Мой дом старый, но………...
- Мой дом новый, но…………
- Холодный дом – это………...
- Идеальный дом – это………..
9. Написать о доме, в котором вы хотели бы жить.
10. Самостоятельная работа учащихся.
11. Чтение работ вслух по желанию (социализация).
Итоги урока. Рефлексия
Отметки на этом уроке не ставятся.
Так от простого описания привычного для детей предмета – дома – ученики пришли к раскрытию нравственного понятия «дом».