Пояснительная записка
Направленность:
Данная образовательная программа реализует социально-педагогическую направленность.
Актуальность:
В современных условиях перед Россией стоит сложная задача: построить правовое демократическое государство.
Главной особенностью правового государства является исполнение закона со стороны не только граждан и организаций, но и государственных органов и должностных лиц. Чтобы заставить государственную власть жить по общим законам, нужен особый контингент людей: грамотных, просвещенных в правовом отношении. Молодых людей надо с детства учить чувствовать себя достойными обладателями личных, экономических, политических и других прав и свобод, умению требовать от государственной власти не только защиты людей, но и истинного служения им.
Демократия предоставила широкие права и свободы гражданам нашего государства. Они получили возможность реализовать себя, как личность. Но есть и обратная сторона развития демократии: враждебность в отношениях между людьми, утрачены многие нравственные ценности, правовая безграмотность. Самой незащищенной частью нашего общества являются пожилые люди и дети. Эта программа позволит сформировать навыки самозащиты, подготовить ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав и законов нашей страны.
Правовое обучение обучающихся – это необходимый шаг в преодолении хронической болезни, поразившей все российское общество: правового нигилизма (отрицание ценности права, неприятие его). Правовое воспитание и образование – путь к обновлению России.
Актуальность программы определяется тем, что обучающиеся получат углубленные знания о своих правах и смогут их отстоять, если они будут нарушены.
Данная программа поможет ребятам получить не только теоретические знания, но и их практическое применение. Большинство рассматриваемых вопросов позволит обучающимся лучше ориентироваться в современном законодательстве, поможет осознать свое место в жизни.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность ребятам ориентироваться в общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права; развить гражданское самосознание обучающихся, политическое мышление.
Основные задачи программы:
- Обучающая: Формировать навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, развивать активную гражданскую позицию и осознание приоритета прав.
- Развивающая: Развивать гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, умение ясно и четко выражать свою точку зрения; развивать практические навыки участия в процедуре голосования.
- Воспитательная:
- Воспитывать человека и гражданина, подготовленного к жизни в условиях современного государства, уважение к законам; воспитывать чувство патриотизма.
- Программа рассчитана для детей 14–15-летнего возраста на 1 год. Продолжительность образовательного процесса 1 год – 152 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы работы: групповая.
Структура учебного занятия:
5 минут – организационные моменты; 45 минут – занятие; 10 минут – динамическая пауза; 45 минут – занятие; 15 минут – организационные моменты, проветривание помещения.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся должны быть:
- сформированы навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, активная гражданская позиция и осознание приоритета прав;
- развиты гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, практические навыки участия в процедуре голосования, умения ясно и четко выражать свою точку зрения;
- воспитано уважение к законам, подготовленность к жизни в условиях современного государства.
Способы проверки знаний:
- анкетирование
- выполнение практических заданий
- написание мини-сочинений, эссе
- составление проектов
- рефлексия: что знали и что нового узнали на занятиях?
- деловые игры, сюжетно-ролевые игры.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах творческих работ, олимпиады, тестирование, выставки творческих работ, соревнования, защита проектов, сюжетно-ролевые игры.
Для того, чтобы вызвать интерес к правоведению и решить поставленные задачи, используются активные и интерактивные методы: совместная групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения, правильно подобранные вопросы (вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание, помогающие оценить уровень знаний, помогающие более углубленно подойти к теме, апеллирующие к эмоциям учащихся), метод проектирования, публичные выступления, тренинговые игры, мозговой штурм. Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.
Для обучения необходимо не только разнообразие методов, но и методических и дидактических материалов. Для этого используются: учебники, монографии, первоисточники, документы, законы, периодическая печать. Большую помощь для выполнения поставленных задач играет техническое оснащение занятий: компьютер, видеоаппаратура, телевизор.
Содержание программы:
Раздел 1.
Роль права в жизни человека и общества
Что такое право? Понятие права. Теории происхождения права. Основные отрасли права. Система права. Понятие отрасль права. Предмет правового регулирования. Базовые отрасли.
Для чего нужны нормы права? Понятие норма права. Структура правовой нормы. Особенности правовой нормы. Классификация норм права. Виды правовых норм. Управомочивающие, обязывающие. запрещающие. Категорические и альтернативные нормы права. Правовое положение личности. Правовой статус человека и гражданина. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Международные документы о правах человека. Понятие декларации и конвенции. Основное содержание декларации. Работа с текстом декларации.
Раздел 2.
Я – гражданин России
Кто такой гражданин? Понятие гражданин. Понятие гражданства. Приобретение гражданства. Россия – Родина моя. Понятие Родины. Понятие малой родины. Гражданский долг. Понятие гражданского долга. Художественные источники о гражданском долге. Государственные символы. Понятие государственные символы. История появления герба. Герб РФ. История создания гимна. Гимн РФ. История появления флага. Флаг РФ.
Оформление уголка «Государственные символы». Выступление перед учащимися 5-х классов «Государственные символы России». Клубный час.
Раздел 3.
Изучаем Конституцию
История становления и развития Конституции. Конституция -основной закон государства. Понятие конституции. Этапы конституционного развития. Характерные черты Конституции 1993г. Конституция РФ: достоинства и недостатки. Достоинства Конституции. Недостатки Конституции. Мнения политологов. Основы конституционного строя. Понятие конституционный строй. Понятие гражданское общество. Статьи Конституции об основах конституционного строя. Как рождается закон? Понятие закон. Право разработки закона. Порядок принятия закона. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
Раздел 4.
Избирательное право
Понятие «избирательное право». Понятие избирательное право. Источники избирательного права. Сущность избирательного права. Выборы в демократическом обществе. Понятие выборы. Значение и разновидности выборов в РФ. Закон «О выборах». Процесс создания закона. Содержание и особенности закона. Значение закона для развития государства. Необходимость участия граждан в выборах. Принципы участия граждан РФ в выборах. Избирательная система в России. Понятие избирательная система. Понятие мажоритарная система. Особенности мажоритарной системы. Понятие пропорциональная система.
Особенности пропорциональной системы. Избирательная компания. Стадии избирательного процесса. Назначение даты выборов и начало избирательной компании. Образование
избирательных округов. Формирование избирательных комиссий. Составление списков избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Голосование и установление результатов. Политическая пропаганда и агитация. Понятие политическая пропаганда. Понятие агитация. Средства и содержание предвыборной агитации.
Избирательный бюллетень. Содержание, внешний вид . Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игре «Выборы президента». Составление программ. Проведение этапа агитации и политической пропаганды. Выборы президента.
Раздел 5.
Семейное право
Что такое семья? Понятие семья. Роль семьи в государстве. Роль семьи в жизни человека. Семья и государство. Виды семей. Условия вступления в брак. Понятие брак. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие браку. Порядок регистрации и прекращения брака. Содержание статей Семейного кодекса. Права ребенка в семье. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Понятие личные права. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Имущественные права ребенка. Обязанности родителей и детей. Содержание прав и обязанностей родителей и детей. Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия. Значение службы защиты прав ребенка. Принципы работы службы защиты.
Раздел 6.
Мои права и обязанности в школе
Для чего я хожу в школу? Значение школы в жизни ребенка. Устав школы. Закон об образовании. История создания закона. Содержание закона. Ученик – учитель, ученик – одноклассники. Правила поведения учитель-ученик. Взаимоотношения ученик– одноклассники.
Подготовка к проектной деятельности, создание проектов по теме «Школа XXвека».
Раздел 7.
Право на труд
Трудовое право. Понятие трудовое право. Источники трудового права. Договорное регулирование трудового права. Трудовой договор. Понятие трудового договора. Виды трудового договора. Охрана труда в РФ. Обеспечение занятости граждан и гарантии реализации права граждан на труд. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Трудовая книжка. Понятие трудовая дисциплина. Трудовые обязанности. Меры поощрения. Условия наложения дисциплинарного взыскания. Права детей по трудовому законодательству, льготы. Специфика охраны труда несовершеннолетних. Изучение Трудового кодекса глава «Труд молодежи».
Раздел 8.
Гражданское право
Гражданское право. Понятие гражданское право. Гражданско-правовое отношение. Основания возникновения и прекращения гражданско-правового отношения. Правоспособность и дееспособность. Понятие правоспособность. Понятие дееспособность. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Сделки. Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок.
Право собственности в РФ .Понятие собственности. Понятие права собственности. Содержание прав собственности. Защита прав собственности. Закон РФ «О защите прав потребителей».
Содержание закона. Предпринимательство. Понятие предпринимательство. Юридическое регулирование предпринимательской деятельности гражданина. Отличительные качества предпринимателя.
Раздел 9.
Уголовное право
Уголовное право. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный кодекс РФ. Особенности нового Уголовного кодекса РФ. Преступление. Понятие преступление. Признаки преступления. Категории преступления. Уголовная ответственность. Понятие уголовная ответственность. Состав преступления. Основания уголовной ответственности. Неоконченное преступление. Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Преступление и подросток. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних. Правонарушение и его отличие от морального проступка. Понятие правонарушения. Понятие морали. Отличие правонарушения от преступления. Юридическая ответственность. Понятие юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Институт инспекторов по делам несовершеннолетних. Роль и значение института инспекторов по делам несовершеннолетних. Содержание работы инспекторов по делам несовершеннолетних. Подросток и наркотики. Причины употребления наркотиков. Профилактика против употребления наркотиков. Подросток и алкоголизм. Причины употребления алкоголя. Методы борьбы против алкоголизма. Итоговое занятие «Право и будущее России». Клубный час.
Учебно-тематический план (Приложение 1).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (Приложение 2).
Список литературы:
- Алексеев С.С. Теория права. – М.,1994.
- Ануреева И. А., Суворов В. И., Фадеев В.И. Основы государства и права. – М.,1992.
- Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.,1998.
- Боголюбов Л.Н. Человек и общество. ч. II. – М., 1993.
- Всеобщая декларация о правах человека.
- Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. С-Птб.,1994.
- Избирательный закон: материалы к обсуждению. – М., 1993.
- Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.Изд. дом «Новый учебник», 2003.
- Конституция РФ. – М., 2008.
- Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1994.
- Мы, народ… Гражданин и конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков Н.М.Воскресенская, А.Н.Иоффе, А.Ф.Никитин.– М., 1998.
- Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. – М., 1996.
- Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Дрофа, 1998.
- Семейный кодекс РФ.– М.: ГроссМедиа, 2007.
- Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 9 класс,– М.: Дрофа. Гражданин, 1999.
- Трудовой кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
- Уголовный кодекс РФ.– М.: ГроссМедиа. 2007.
Список литературы, рекомендуемый детям:
- Всеобщая декларация о правах человека.
- Конституция РФ. – М., 2008.
- Семейный кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
- Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
- Трудовой кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
- Уголовный кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.