Актуальность темы
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связан со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.
Цель
Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Задачи
- Создать комплексную интегрированную модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов;
- Способствовать творческому росту педагогов с целью повышения педагогического мастерства;
- Формировать у специалистов ДОУ информационную готовность к работе с детьми-логопатами;
- Создать оптимальные условия для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива.
Тип проекта
- Практико-ориентированный;
- Групповой (для старшей и подготовительной групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи);
- Долгосрочный (на 2 учебных года).
Участники проекта
- Учитель-логопед;
- Воспитатели логопедических групп;
- Педагог по изодеятельности;
- Спортинструктор;
- Психолог;
- Музыкальный руководитель;
- Родители.
Ожидаемый результат
- Высокий уровень профессионализма в вопросах коррекционной педагогики;
- Повышение качества работы учителя – логопеда и специалистов, работающих на логопедической группе;
- Повышение результативности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Проблема
«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»
«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»
Практическая значимость
Работа над проектом велась на протяжении 2 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического исследования речи детей.
Этапы реализации проекта
І. Подготовительный (сентябрь-ноябрь)
Цель: Углубленное изучение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, всеми специалистами ДОУ.
Составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы. Обозначение проблемы коррекционной работы.
Формы работы:
- Заседание ПМПк:
«Утверждение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения» - Консультации для педагогов:
«Структура коррекционной работы воспитателя логопедической группы» - Мини-педсовет:
«Анализ недостатков речевого развития и выбор средств коррекционного воздействия применительно к каждому ребёнку»
ІІ. Основной этап (декабрь-апрель)
Цель: Распределение различных видов деятельности между специалистам ДОУ. Создание оптимальных условий для проведения коррекции речи детей.
Формы работы:
- Консультации для педагогов:
«Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи»
«Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи»
«Воспитание правильной речи через художественные образы»
«Логоритмика – как средство профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста» - Индивидуальные консультации со специалистами ДОУ в рабочем порядке
- Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»
- Семинары-практикумы:
«Роль лексической темы при составлении перспективного для роди узкими специалистами»
«Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий» - Заседание ПМПк:
«Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп» - Родительские собрания с показом фрагмента группового или индивидуального занятия» (октябрь, январь, май)
- Консультации для родителей
«Воспитание навыков правильного звукопроизношения» - Речевые праздники для родителей:
«Умники и умницы»
«Звёздный час»
«Приходите нас послушать» - Тематические выставки для родителей:
«Что читать детям»
«Родителям будущих первоклассников» - Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом
ІІІ. Заключительный этап
Цель: Дать качественную оценку результатов проведения логопедического воздействия. Отметить характер участия каждого педагога в коррекционно-образовательном процессе.
Формы работы:
- Заседание ПМПк:
«Итоги коррекционно-развивающего процесса с детьми подготовительной логопедической группы» - Заседание круглого стола:
«Пути совершенствования совместной работы специалистов логопедической группы»
Развивающая среда
Материально-техническая база
- Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, СD-диски.
- Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сюжетные картинки и картины, настольно – печатные игры, кубики Зайцева, кассы букв, магнитная доска, игрушки.
Методическое обеспечение
- Мультимедийные презентации комплекса артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз;
- Музыкальные упражнения для развития голоса, мимической мускулатуры;
- Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.