Коррекционно-развивающая деятельность специалистов логопедических групп

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связан со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.

Цель

Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Задачи

  • Создать комплексную интегрированную модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов;
  • Способствовать творческому росту педагогов с целью повышения педагогического мастерства;
  • Формировать у специалистов ДОУ информационную готовность к работе с детьми-логопатами;
  • Создать оптимальные условия для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива.

Тип проекта

  • Практико-ориентированный;
  • Групповой (для старшей и подготовительной групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи);
  • Долгосрочный (на 2 учебных года).

Участники проекта

  1. Учитель-логопед;
  2. Воспитатели логопедических групп;
  3. Педагог по изодеятельности;
  4. Спортинструктор;
  5. Психолог;
  6. Музыкальный руководитель;
  7. Родители.

Ожидаемый результат

  • Высокий уровень профессионализма в вопросах коррекционной педагогики;
  • Повышение качества работы учителя – логопеда и специалистов, работающих на логопедической группе;
  • Повышение результативности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Проблема

«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»

«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»

Практическая значимость

Работа над проектом велась на протяжении 2 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического исследования речи детей.

Этапы реализации проекта

І. Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель: Углубленное изучение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, всеми специалистами ДОУ.

Составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы. Обозначение проблемы коррекционной работы.

Формы работы:

  1. Заседание ПМПк:
    «Утверждение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения»
  2. Консультации для педагогов:
    «Структура коррекционной работы воспитателя логопедической группы»
  3. Мини-педсовет:
    «Анализ недостатков речевого развития и выбор средств коррекционного воздействия применительно к каждому ребёнку»

ІІ. Основной этап (декабрь-апрель)

Цель: Распределение различных видов деятельности между специалистам ДОУ. Создание оптимальных условий для проведения коррекции речи детей.

Формы работы:

  1. Консультации для педагогов:
    «Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи»
    «Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи»
    «Воспитание правильной речи через художественные образы»
    «Логоритмика – как средство профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста»
  2. Индивидуальные консультации со специалистами ДОУ в рабочем порядке
  3. Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»
  4. Семинары-практикумы:
    «Роль лексической темы при составлении перспективного для роди узкими специалистами»
    «Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий»
  5. Заседание ПМПк:
    «Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп»
  6. Родительские собрания с показом фрагмента группового или индивидуального занятия» (октябрь, январь, май)
  7. Консультации для родителей
    «Воспитание навыков правильного звукопроизношения»
  8. Речевые праздники для родителей:
    «Умники и умницы»
    «Звёздный час»
    «Приходите нас послушать»
  9. Тематические выставки для родителей:
    «Что читать детям»
    «Родителям будущих первоклассников»
  10. Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом

ІІІ. Заключительный этап

Цель: Дать качественную оценку результатов проведения логопедического воздействия. Отметить характер участия каждого педагога в коррекционно-образовательном процессе.

Формы работы:

  1. Заседание ПМПк:
    «Итоги коррекционно-развивающего процесса с детьми подготовительной логопедической группы»
  2. Заседание круглого стола:
    «Пути совершенствования совместной работы специалистов логопедической группы»

Развивающая среда

Материально-техническая база

  1. Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, СD-диски.
  2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сюжетные картинки и картины, настольно – печатные игры, кубики Зайцева, кассы букв, магнитная доска, игрушки.

Методическое обеспечение

  1. Мультимедийные презентации комплекса артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз;
  2. Музыкальные упражнения для развития голоса, мимической мускулатуры;
  3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.