Цели:
Обучающие:
- Дать понятие о реакциях обмена.
- Сформулировать условия протекания реакций обмена до конца.
- Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.
Развивающие: развивать способность само и взаимоконтроля, наблюдательность, внимание.
Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в группе, в паре.
Методы и методические приемы: самостоятельная работа, взаимопроверка результатов работы в паре, группе.
Оборудование, реактивы: проектор, презентация, карточки с заданиями для групповой работы, карта страны Химических реакций.
Ход урока
Учитель: Мы с вами уже не первый урок путешествуем по государству, которое называется Федерация Химических Реакций. За время путешествия узнали много сведений о реакциях соединения, разложения, замещения. А сегодня наш путь лежит в республику Реакций Обмена.
Определим цель путешествия. (Учащиеся формулируют цель урока).
Для путешествия нам необходим будет багаж знаний. На столе у каждого лежит бланк. Внесите в него тот багаж знаний, который у вас имеется (повторение).
Багаж знаний (учащиеся вставляют пропуски).
Химическое явление – это процесс, сопровождаемый ___________________ веществ.
Химические процессы записываются с помощью _____________________________.
Химическое уравнение состоит из _______________ и ____________________ части.
В ________________ части записываются продукты реакции, а в _____________ части – исходные вещества.
Масса веществ, вступающих в реакцию, ________________ массе веществ, образующихся в ходе этой реакции.
Химические реакции, идущие с выделением теплоты, называются _____________________.
Химические реакции, идущие с поглощением теплоты, называются ____________________ .
Признаки, по которым можно судить о прохождении химической реакции:
а) _______________________
б) _______________________
в) _______________________
г) _______________________
д) _______________________.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.
(Фронтальная проверка ,учащиеся зачитывают, исправляют ошибки, если они есть.) Теперь я разрешаю вам посещение республики Реакций Обмена.
Учитель: Запишем тему урока в тетрадь. Учащиеся записывают тему.
На экране слайд 1, Приложение 1.
Учитель: Первая остановка – реакция нейтрализации. Что нас ждет? На экране слайд 2.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие вещества соединяются в реакции нейтрализации?
- Какие вещества образуются при нейтрализации?
Слайд 3. Демонстрация нейтрализации. Приложение 2.
Слайд 4. Безопасность.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что значит экзотермический процесс?
- Вы разлили кислоту на полу. Ваши действия?
- Кислота попала на кожу рук. Ваши действия?
Слайд 5. Модель реакции
Слайд 6. Уравнение реакции
Учитель: сформулируйте определение реакции нейтрализации.
Учащиеся дают определение реакции нейтрализации. Слайд 7.
Учитель: В каждой республике есть свои достопримечательности. Изучим особенности реакций обмена. Для этого выполните задания в группах и выскажите своё мнение об информации на карточках.
Учащиеся работают в группах по заданиям. После проработки заданий в группах идет их обсуждение с записью на доске схем и уравнений химических реакций, с доказательством своей точки зрения. Запись уравнений на доску и в тетрадь.
1. Для охраны лесонасаждений, поврежденных кислотными дождями, с самолета распыляют свежепомолотый доломит (CaCO3 и MgCO3 ).
Доломит реагирует с азотной и сернистой кислотой с образованием безвредных продуктов.
Составь уравнение реакции:
MgCO3 + HNO3 →
Назовите все вещества.
2. Геологи в полевых условиях определяя известняк, капают на минерал кислотой. Выделение газа – подтверждение того, что перед вами известняк.
Составь уравнение реакции:
CaCO3 + HCH3COO →
Назовите все вещества.
3. Особенностью Черного моря является наличие в нем сероводородного слоя. Его обнаружил 100 лет назад русский боцман, понюхав опущенный на глубину канат, от которого слегка пахло тухлыми яйцами. В результате землетрясений сероводород (H2S) выбрасывается на поверхность воды и происходят морские пожары, ведь он горюч, к тому же еще и ядовит. А образуется сероводород (H2S) в результате действия на сульфид кальция (CaS) растворенной угольной кислоты (H2CO3 ).
Составь уравнение реакции:
CaS + H2CO3 →
Назовите все вещества.
4. Иллюзионисты показывают получение «золота из воды». К горячему раствору нитрата свинца добавляют раствор иодида калия. При охлаждении выделяются золотисто-желтые кристаллы иодида свинца.
Составь уравнение реакции:
Pb (NO3)2 + KI →
Назовите все вещества.
Учитель: Посмотрите на уравнения реакций обмена.
Учащиеся отвечают на вопросы:
– Что общего в уравнениях?
– Чем уравнения отличаются?
– Какие реакции называются реакциями обмена?
– Как в общем виде представить схему реакций обмена?
Проецируется слайд 8.
Учитель: Еще очень важное правило обмена. Внимание на карту.
Реакции двойного обмена идут до конца:
Если выделится газ –
Это раз;
И получится вода –
Это два;
А еще – нерастворимый
Осаждается продукт…
«Есть осадок» – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда – порядок!
Проецируется слайд 9.
Закрепление.
Вы узнали, что реакции обмена протекают в природе, такие реакции помогают геологам, лесу, фокусникам и в домашних условиях.
- Какие вещества участвуют в реакции нейтрализации?
- Какие вещества образуются в результате нейтрализации?
- По тепловому эффекту нейтрализация какой процесс? Что это значит?
- Вы разлили кислоту на полу. Ваши действия?
- Вам на кожу рук попала кислота. Ваши действия?
- Реакция нейтрализации – это …….. (продолжить)
- Какие реакции называются реакциями обмена?
- В каких случаях реакции обмена идут до конца?
Рабочий лист 1.
Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание
Задания в рабочей тетради стр.107 – 108 (№ 1, 2, 4, 5).