Урок географии по теме "Гидросфера и ее состав"

Разделы: География


Цели: расширить и углубить знания, полученные в курсе природоведения в 5 классе: о водной оболочке Земли – гидросфере, Мировом круговороте воды; развивать умение анализировать, мыслить логически, составлять рассказ по схеме; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли.

Ход урока

I. Вводная часть: вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.
Тему нашего сегодняшнего занятия вы скажете сами. После того, как я прочитаю отрывок из стихотворения:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Стеклянной быть могу!

Совершенно верно: будем говорить о воде – самом удивительном минерале на Земле. Именно она станет героиней нашего урока. Посмотрите на рисунок, на нем не подписано одно название, как вы думаете, что это? (Гидросфера). А как связана вода и гидросфера? Верно, гидросфера – водная оболочка Земли. Тема нашего занятия «Гидросфера и её состав».

Сегодня мы узнаем состав гидросферы, о таком свойстве как единство гидросферы, её значении.

II. Изучение нового материала.

Ребята многие из вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине года? И тут вспомнила слова поэта А.Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий.
Один – спускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные и отважные. А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы – юнги.

Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем через пролив Эрудитов, но здесь очень сильное течение, чтобы его преодолеть, необходимо вспомнить в каких состояниях бывает вода. Подскажите, пожалуйста. (Жидкое, твердое, газообразное)

Пролив преодолен, но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Я получила сигнал с берега. Дело в том, что местные жители согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы выполним следующее задание. Юнги, за работу!

Много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на карту (воды больше). Из всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие запасы воды.

Из каких частей состоит гидросфера? Попробуйте определить части гидросферы, заполнив схему, которая лежит у каждого на столе.

Ученики заполняют, проверяем.

А теперь давайте вспомним распределение этих вод на Земле. Вы видите диаграмму распределения воды на Земле, нам нужно подписать названия.

Почти вся вода сосредоточена в Мировом океане (97%), реки и озера (0,01%), оставшаяся поровну между подземными водами и ледниками.

С помощью текста учебника (стр. 160) распределите воды Мирового океана, рек и озер, подземные воды и ледники.

Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной» Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой. Пираты тоже ищут клад, но не беспокойтесь – другой. Но для этого им нужно узнать, почему вода не убывает год от года? А в по мощь нам прислали стихотворение.

Спросил на днях
Малыш-сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? –
Спросил росу.
– Поверь и я из океана!
На поле лег туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
И я, Дружок,
Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А.Дитрих

Догадались, это мировой круговорот воды. А кто может рассказать, как происходит круговорот воды? (Рассказ по схеме).

Если говорить научным языком, то круговорот воды – это постоянное перемещение воды в результате действия солнечной энергии Земли.

Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг, на котором расположен город ученых. Здесь мы посмотрим

Демонстрация. Готовим перенасыщенный раствор. В теплой воде растворим соль небольшими порциями. В тот момент, когда соль перестает растворяться, раствор сливаем в другую емкость. В раствор погружаем ниточку с прикрепленным к ней маленьким кристалликом соли. Через сутки вокруг кристаллика обнаружится заметный рост солевых отложений.

А знаете ли вы, что на Земле есть водоем, который называют Мертвым морем. Мертвым водоем назван потому, что в нем нет жизни. Причина – большая соленость воды. Солей в ней в шесть раз больше, чем в водах Мирового океана. Благодаря этому вода Мертвого моря настолько плотная и соленая, что в ней практически невозможно утонуть. Но жить в такой воде невозможно.

А знаете ли вы, сколько времени человек может прожить без воды. Без пищи человек может прожить около 40 дней, а вот без воды – лишь 8. Наш организм очень остро ощущает недостаток воды. Потеря 6-8% влаги от веса тела вызывает состояние, близкое к обмороку. При потере более 20% неизбежно наступает смерть человека.

III. Закрепление материала.

Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка.

Квалификационный тест юного моряка

Фамилия, имя _________________________________________________

Из ниже перечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;
Б) твердом состоянии;
В) газообразном состоянии;
Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;
Б) выпадение осадков;
В) таяние снега и льда;
Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;
Б) в ледниках;
В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;
Б) Мировым круговоротом воды;
В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;
Б) моря и океаны;
В) подземные воды и ледники;
Г) нет правильного ответа.

– Молодцы! Прошли тест, а теперь поменяйтесь с товарищем по парте, проверьте друг у друга и поставьте оценки. (Ответы на слайде)

На каком из островов капитан Врунгель спрятал клад? А вот, кажется подсказка (достаю бутылку, в которой лежит свиток). Юнги, это послание капитана. Здесь написано название острова «Победа». Теперь мы знаем название острова, а вот и наш клад (на усмотрение учителя, например, конфеты), а внутри записка (дом. задание: написать рассказ «Путешествие капельки по большому круговороту воды»).

Что нового узнали на сегодняшнем занятии.

Я знала, все у нас получится,
Гидросферу с вами будем знать.
Всем ученикам 6 класса
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать,
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

IV. Домашнее задание

Написать рассказ «Путешествие капельки по большому круговороту воды».