Классный час "Конфликты и пути их решения. Толерантность"

Разделы: Классное руководство


цели:

  • познакомить учащихся с понятием «конфликт»,
  • привить навыки конструктивного разрешения конфликтов;
  • развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
  • ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения
  • содействовать воспитанию у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к другим людям.

Ход классного часа

1. Эпиграф:

(Приложение 1, слайды 1, 2)

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди.
(Б. Шоу)

Ведущий. Входя в школу, мы видим с вами разные лица: веселые, добрые, довольные, печальные, злые.

Зеркало при входе в школу позволяет вам увидеть свое настроение в нем и изменить его по возможности.

Очень плохо, если день у вас начинается с конфликта: испорченно настроение, теряется мысль, смятение, беспомощность.

Хотели бы вы научиться избегать конфликты?

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей – детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо». Приглашаю сюда по одному человеку от группы.

Игра «Хорошо – плохо»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Ведущий: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

(Ответы детей)

Ведущий: Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. .А теперь давайте подумаем, что же такое конфликты?

Прошу обсудить это в группах и дать ответ. (Ведущий записывает ответы на доске). Зачитаю из толкового словаря «Конфликт-столкновение, серьёзное разногласие, спор». (слайд 3)

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуаций и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя, чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность. Есть различные виды конфликтов – внешний и внутренний. Первый виден всем, а второй происходит в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например – тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете?

(Ответы детей)

Ведущий: А какие конфликты в последнее время случались у вас?

(Ответы детей)

Ведущий: Какие чувства вы тогда испытывали?

(Ответы детей.)

А теперь узнаем конфликтны ли вы.

(Слайды 4, 5)

Тест « Конфликтная ли вы личность?»

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызывай)» огонь на себя.

2. Выступаете ли вы на классном часе с критикой в адрес старосты класса?

а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только старосту, но и тех, кто ее защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.

4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) Молча, возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний.

5.если на улице, в классе вам наступили на ногу...

а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

Ответ а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов.

От 20 баллов до 16 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 16 до 9 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 9 баллов. Характер – вздорный. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела.

Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Сценка.

Два ученика (ведущие) не могут спокойно сидеть, делят парту.

Ведущий: Ребята, бывают у вас такие ситуации? Можно избежать конфликта? Можно, если проявить толерантность. А что это такое, спросите вы. Вот об этом мы и поговорим. (Слайд 6)

Ведущий. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

(Слайд 7)

На рубеже XVIII–XIX вв. во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».

Термин «толерантность» объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

– Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. (Снимают определения с информационного поля, прикрепляют к плакату.)

  • В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
  • Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».
  • В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
  • В персидском – «готовность к примирению».

Ведущий: У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

  • Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
  • Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
  • Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
  • Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта

Ведущий: Какие же качества вы выбрали? Зачитайте. Подумайте, а все ли мы обладаем этими .качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

– А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

(Слайды 8, 9, 10)

Ведущий: Мы подошли к основным правилам разрешения конфликтов:

  • в конфликте не бывает победителей.
  • встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»
  • детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.
  • расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
  • выслушайте оппонента – не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.
  • не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации. (Я хотел бы… Я вас прошу…)
  • контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей)

Ведущий: Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали?

Какие качества присущи толерантной личности?
Каково преимущество толерантного общения?
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.

И последнее вам задание. Перед вами квадратики 3-х цветов.
Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с их помощью.

Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

– Красный «да».
– Зеленый «сомневаюсь».
– Черный «нет».