Урок словесности "Я – изысканность русской медлительной речи…" (по творчеству К.Д. Бальмонта) – повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис простого предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • Обучающая: повторить и обобщить изученное по теме «Синтаксис простого предложения» на творчестве К.Д.Бальмонта, подготовка к ГИА
  • Воспитательная: воспитывать понимание ценности каждого мига в жизни человека
  • Развивающая: развитие навыков анализа текста, расширение кругозора в области культурологии

Оборудование: портреты разных лет Бальмонта

Музыкальное оформление: музыка Дебюсси, Стравинского.

Художественное оформление: работы Клода Моне.

Приложение 1

Ход урока

I. Слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русской словесности «Я – изысканность русской медлительной речи…». Русский язык и литература будут тесно переплетены друг с другом, они будут равноправны, будут помогать друг другу, дополнять, обогащать.

Мы повторим и обобщим полученные знания по русскому языку по теме «Синтаксис простого предложения», а повторяя эти знания мы будем делать шаги по направлению к предстоящей ГИА, которая ждет вас в 9 классе. Какие темы мы прошли? (Ответы учеников.)

На урок я пришла вместе с поэтом серебряного века Константином Дмитриевичем Бальмонтом.

– Каких представителей серебряного века вы знаете?

– Когда у нас был серебряный век?

Серебряный век – это н. 20 века, эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, созвездия ярких индивидуальностей, рождение гениальных открытий. Ахматова, Цветаева, Блок, Пастернак, Мандельштам – современники Пастернака. А сам он был кумиром читающей России тех лет. Как отмечал Валерий Брюсов, «в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской позией».

Слайд 1: Пусть он представится перед вами своими стихами: стих-е «Я – изысканность русской медлительной речи…»(чтение учителя)

Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.

Слайд 2: А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько высказываний о нем его современников, и выполнить задания к ним (раздаются карточки с предложениями и заданиями). (Читает учитель.)

Раздаются карточки с предложенными заданиями. Выполнить их.

1. «Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Предтеча? Родоначальник? На это нельзя ответить. Его нельзя сравнивать. Он – весь исключение. Его можно только любить». (М. Волошин) Указать типы односоставных предложений.
2. «Думами всех овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих.». (В. Брюсов) Выделите с/с синт. связи.
3. «Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения, изменчивость настроений, повышенное внимание к поэтике стиха (увлечение звукописью, музыкальностью) – вот отличительные черты ранних книг К.Бальмонта». (М. Стахов) Составьте схему предложения, объясн. знаки препинания.
4. «У него было одно драгоценное достоинство – непосредственность и изначальная свежесть лирического чувства». (Вл. Орлов) Объясните знак препинания – тире.
5. «Изучив шестнадцать языков, пожалуй, говорил он на особом семнадцатом, на Бальмонтовском». (М. Цветаева) Синтасический разбор предложения.
6. «Творческий метод и поэтическую манеру Бальмонта характеризует слово – импрессионизм». (Ап. Григорьев) Каким членом предложения является слово «импрессионизм»?

– Подчеркните ключевые слова. Обратим внимание на слова «предтеча, «импрессионизм».
– Что вы поняли из этих высказываний?
– Каким же был поэт К. Бальмонт, по мнению его современников?»

а) он не похож на других
б) он царствовал в поэзии
в) очень музыкальные стихи
г) импрессионизм – обращение к справке
Его ещё называли «Паганини русского стиха» (обращение к эпиграфу). «Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и ликующий голос его слушала вся Россия. Слово Бальмонта утоплено в музыке, около 150 романсов написаны на его стихи, Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и ликующий голос его слушала вся Россия)

Слайды с картинами Клода Моне. Комментарий учителя:

Импрессионизм – художники импрессионисты работают маленькими мазками, накладывая чистые, несмешанные краски рядом, без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы лишь только намечались, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходили одно в другое. (Пабло Пикассо, Ван Гог, Клод Моне, Ренуар). Идеологом нового направления был Клод Моне. Он единственный всегда оставался, верен его идеям. Кстати, благодаря именно ему, точнее его картине, появился сам термин "импрессионизм", происходящий от французского "impression" – впечатление.

Рисунок, бывший основой всех основ на протяжении столетий, начиная с эпохи Возрождения, был изгнан. Живопись – это цвет. Пятна красок, громоздящиеся друг на друге. Отныне даже тень имеет цвет. Только черной краске не было места на их холстах. Мир стал набором красок на палитре. Цвет и свет – главными персонажами их картин. Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.

Импрессионисты ушли из мастерских на улицы Монмартра рисовать жизнь. Современную жизнь. Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, мгновение.

Новый ритм жизни, ускоряющийся с каждым годом, стал ритмом их искусства. Они не убегали от современности подобно символистам. Они любили ее, жаждали открыть ее искусству. Индустриальных "монстров", оскорблявших глаз эстета они научились изображать прекрасными. Точнее не их самих. Игру света в воздухе вокруг них. Игру цвета их поверхностей. Многие ли сейчас могут искренне сказать, что вокзалы Моне не красивы? Сломав традиционную систему ориентиров мира прекрасного, научив и зрителей, и художников по-новому смотреть на мир и искусство импрессионисты открыли путь современному искусству

Клод Моне хотел запечатлеть на холсте живое дыхание природы: шелест листьев, бег облаков, неуловимо меняющуюся игру солнечных зайчиков на зеленой траве.

Также работает и Бальмонт – «Природа – мозаика цветов», а стихи его запечатлевают мгновение.

Записать по аналогии 2–3 предложения, характеризующие Бальмонта, используя ключевые слова, сжимая текст

II. Переходим ко 2 части нашего урока.

Проблемная ситуация.

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце».
В центре доски я поместила Солнце, и это не случайно. Как вы думаете: как Солнце и Бальмонт связаны друг с другом? Какие ассоциации приходят к вам в голову, связанные словом «солнце»? Поместим их в лучики солнца: огонь – тепло – радость – свет – жизнь – хорошее настроение – весна – красота – молодость и т.д. Как же это связано с творчеством Бальмонта? (Ответы детей.)

Слайд со статьей: Внимательно прочитайте отрывок из статьи Льва Озерова «Песнь о Солнце» и скажите, верными ли были ваши утверждения? Какие ассоциации добавились? (Совесть и свобода.)

Отрывок из статьи Льва Озерова «Песнь о Солнце»

(1) «Будем как солнце!» – говорит поэт и называет так книгу своих стихов…
(2) Призыв к людям – «Будем как солнце» – желание непомерное.
(3) Но непомерность желаний – это и есть поэт К. Бальмонт…
(4) «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце – повторяет поэт вещие слова греческого философа Анаксагора.
(5) Призыв «будем как солнце» оправдан тем, что оно – по слову поэта – молодое.
(6) А поэт обращается к молодости.
(7) Во всем Бальмонту важно было почувствовать явное или скрытое присутствие солнца.
(8) Я не верю в черное начало,
    Пусть праматерь нашей жизни ночь,
    Только солнцу сердце отвечало
    И всегда бежит от тени прочь.
(9) Тема Солнца в его победе над тьмой прошла через все творчество Бальмонта…
(10) Вместе с Бальмонтом был Белый: «За солнцем, за солнцем, свободу любя, умчимся в простор голубой!»
(11) В книге «Будем как солнце!» поэт по справедливости ставит в центре мира Солнце, источник света и совести, в прямом и иносказательном смысле этого слова…

Обсуждение статьи:

– Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. Подходят ли эти слова в качестве эпиграфа?
– Докажите, что это текст. Тип текста.
– Средства связи предложений в тексте. (параллельные).
– Выполнить задания к тексту (из ЕГЭ) (Всего 8–10 заданий).

(Карточки с заданиями).

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов.

Слайд: Тесты с последующей взаимопроверкой под музыку Дебюсси «Прелюдия»

1) Укажите, в каком из предложений 2–4 встречается вводное слово
2) В предложениях 1–3 указать несогласованное определение
3) Среди предложений 9–11 указать предложение с обособленным приложением (приложение, имеющее причинное значение)
4) Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Укажите грамматическую основу во 2 предложении
6) Замените словосочетание непомерность желаний (3 предл.), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование
7) Среди предложений 4–7 найдите односоставное предложение и укажите тип.
8) В 7 предложении укажите тип сказуемого

Вывод учителя: Действительно, Бальмонта называют ещё поэтом солнца. Главный образ в творчестве поэта – образ Солнца. Он не устает петь гимны Ему:

Жизни податель
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою!
Пусть хоть несчастной
Сделай, но страстной
Жаркой и властной
Душу мою.

Солнце – источник жизни. Огненное начало – сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонта осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. (И. Бродский)

Слайд:

Я не знаю мудрости, годной для других.

Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры (инверсия)
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей … Вас я не зову.

  • Какое слово вы назвали бы ключевым? (Мимолетности.)
  • Какие синтаксические конструкции встречаются? В чём видит поэт назначение своей поэзии? (Все предложения простые. Есть неполные. Они передают ощущение мимолетности, мига. Есть даже предложения, которые разделены на отдельные слова, сегменты.) Найдите их.

Парцелляция. Логическое ударение на каждом слове придает им особую силу. Выделяет эти слова.

  • Какие ещё художественно – выразительные средства видите?
  1. Лексический повтор.
  2. Эпитет изменчивой радужной игры – объяснить: мимолетность окрашена во все цвета радуги. Выразительный прием синтаксиса эмоциональность.
  3. Риторический вопрос. Ему не нужен ответ на этот вопрос, да: он сам знает, куда и зачем ему плыть.
  4. Анафора: 2 р. – усиленное логическое выделение, выразительность речи.
  5. Сравнение: сравнивает себя с облачком, а почему?
  6. А есть ли Солнце в этом стихотворении: облачко, полное огня – как понимаете: облачко – мягкое, нежное, меняет форму оксюморон; огонь – эмоциональное, горячее, яркое, огонь внутри.
  7. Есть ли тут противопоставления?

На все вопросы есть ответы.
Мудрые – которые все знают.
Рациональный ум.

Многое ему непостижимо, мечтатель и он хочет открывать новое.

Вывод по уроку:

Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение: «Я – изысканность русской медлительной речи…», ответить письменно на вопросы «Каким вы представляете Бальмонта? О чем он писал? Как писал?» (с использованием разных синтаксических конструкций).
  2. Каким образом синтаксис работает на раскрытие смысла в стихотворении «Я не знаю мудрости, годной для других…» (письменно)