Задачи:
- Закрепить теоретические знания школьников о жанре басни (полученные ими на уроках литературного чтения).
- Работать с пословицами, сравнивая их между собой по смыслу и примеряя в качестве вывода – морали к басне.
- Учить детей коротко пересказывать текст, выбирая самое главное.
- Использовать живописное произведение в качестве иллюстрации.
Оборудование:
- Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык» 3класс.
- Учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение» 3класс.
- Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».
- Список пословиц.
- Варианты начала басни.
- Текст сказки «Сказка о мышах и кошке».
- Аудиозапись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград».
- Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Включена аудиозапись фрагмента ранее знакомой учащимся басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»)
– Откуда эти строки? Кто автор?
– А что такое басня?
– А известны ли вам имена других баснописцев? (Эзоп – Древняя Греция, Лафонтен – Франция, И.Крылов – Россия.)
Баснописцем нашего времени является С.Михалков.
Самыми первыми баснями были просто древние сказки. Приложение 1 (слайд )
Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине Готфрида Минда.(слайд )
Готфрид Минд родился в Берне в 1768 году и прожил там 46 лет. Современники называют его «кошачьим Рафаэлем». Прославился Готфрид искусными зарисовками сцен, взятых из жизни своей любимой кошки Минетты, а также ее многочисленного потомства.
Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».(слайд )
2. Беседа по картине.
– Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет?
– Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?
– Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?
– Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности?
– Найдите мышей, которые рассматривают кошку.
– Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)
– Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке?
Видно ли это по её позе?
– Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?
3. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ» (слайд)
4. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.
– Вам понравилась сказка?
Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?
– Какие герои чаще всего действуют в басне?
– Только ли о животных говорится в басне?
– Из каких частей обычно состоит басня?
– Можно ли на основе этой сказки сочинить басню?
Предлагаю в качестве морали к басне использовать пословицу.
Прочитайте пословицы:
- На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
- Видит око, да зуб неймёт.
- Близко локоть, да не укусишь.
- Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
- Отольются кошке мышкины слёзки.
- И через золото слёзки текут.
- Не всё коту масленица!..
- Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.(слайд )
– Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?
– Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.
– Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?
– Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?
5. Физкультминутка
6. Сочинение басни
– Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.
Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче.
Выбирайте из неё самое главное.
На какую хитрость пошли мыши, которых обижала кошка?
Теперь могла ли кошка причинить вред мышам?
Как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать или нет?
Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.
Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню (стр.109).
Маша началу свою сказку так: «Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»
– Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй для этого пословицу (стр.108), (слайд)
Или
«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…».
7. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах ).
8. Заслушивание и анализ нескольких работ.
9. Итог урока (слайд )