Урок чтения. Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"

Разделы: Коррекционная педагогика


Коррекционные цели:

Обучающие:

  • выработка навыков грамотного, беглого, выразительного и сознательного чтения;
  • раскрыть смысл басни, образное содержание;
  • ярко представить животных, их действия;
  • составление коллективного повествовательного рассказа об особенностях насекомых.
  • развивать мыслительную и творческую деятельность

Развивающие:

  • коррекция произношения;
  • коррекция мышления на основе способности к установлению причинно-следственных связей;
  • коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  • коррекция воображения, эстетических чувств, образного восприятия.

Воспитывающие:

  • бережное отношение к природе родного края;
  • раскрыть многообразие флоры и фауны;
  • осознание последствий лени и беззаботности человеческих пороков и недостатков.
  • воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

Здоровьесберегающие:

  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию
  • повышение работоспособности;
  • развитие чувств темпа и ритма;
  • координации движений;
  • приобщать детей к ЗОЖ.

Оборудование:

  • Портрет И.А. Крылова;
  • Магнитофон;
  • Аудиокассета. Аудиодиск;
  • Поделки из природного материала стрекозы и муравья;
  • Выставка детских книг с текстом басни;
  • Пословицы: «Делу время – потехе час», «Поспешишь – людей насмешишь», «Кто не работает – тот не ест», «Кончил дело – гуляй смело»;
  • Плакаты со знаками «? » «!»;
  • Коллекция насекомых;
  • Учебник чтения;
  • Осенние листочки;
  • Детские рисунки стрекозы и муравья;
  • Названия осенних месяцев, дней недели;
  • Карточки – насекомые;
  • Пазлы «Стрекоза и Муравей» для индивидуальной работы;
  • Прописи – раскраска для малышей «Козявочки», «Басни И.А.Крылова».

Ход урока

I. Организационный момент

– К нам на урок пришли гости с подарками.

1. Психологический настрой

Каждый день – всегда, везде
На уроках и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Артикуляционная гимнастика:

Чтобы четко говорить – произнесем гласные звуки:

О У И А Ы Э Я Ю Е Ё

3. Работа с языком:

«Улыбочка». Удержать губы, сильно растянутые в улыбке. Зубов не видно. «Вкусное варенье» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

II. Упражнения на активизацию умственной деятельности

1. Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

2. Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Какой сейчас месяц? (Октябрь)

– Расскажем стихотворение об осени, которое мы учили наизусть.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
А.Н. Плещеев

4. Ребята, продолжаем тему «Уж небо осенью дышало...». И опять загадки на внимание.

Я работаю в артели
У корней лохматой ели
По буграм тащу бревно
Больше плотника оно. (Муравей)

Дети читают с доски:

В лесу у пня суетня, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)

На доску вывешивается иллюстрация муравья.

– На внимание.

На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.

Демонстрация рисунков насекомых, поделок из природного материала, выполненные на уроках труда (работаем с учащимися около выставочного стола)

III. Актуализация знаний

– Ребята, Стрекоза и Муравей пришли к нам в гости. Они послушают как вы умеете читать и отвечать полным ответом

Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.

– Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?

Летает. Порхает, садится.
Ловит мошек, комаров.

Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)

– А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)

Муравей – санитар леса. Уничтожает вредных насекомых. Живет в муравейнике. Муравейники надо беречь. Муравьи – наши друзья.

(По ходу беседы демонстрируются словарные слова и иллюстрации с изображениями стрекозы и муравья.)

веселая
резвая
порхает
сильный
трудолюбивый
муравейник

IV. Пальчиковая гимнастика

Покажите пальчиками размеры муравья и стрекозы по образцу (маленький и большая)

Стол стоит на толстой ножке (cтол)
Рядом стульчик у окошка (стул)
Два бочонка под столом (бочонки обеими руками)
Вот такой я видел дом (дом).

V. Знакомство с басней

– Ребята, в природе большое разнообразие стрекоз и муравьев. С одними из них мы и познакомимся в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

С какой басней дедушки Крылова мы уже знакомы? («Лебедь, Щука и Рак».)

1. Повторим. Басня – короткий поучительный рассказ. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность.

2. Прослушивание записи с диска в исполнении И.Ильинского.

3. Выразительное чтение басни учителем.

4. Задание на дом. Выучить наизусть басню.

VI. Анализ басни

  1. В какое время года происходит действие? (Осень.)
  2. Назовите главных героев басни. (Стрекоза. Муравей.)
  3. К кому пришла Стрекоза с наступлением зимы? (К муравью.)
  4. О чем стала просить Муравья? (Приютить.)
  5. Как отнесся Муравей к ее просьбе? (Отказал.)

VII. Работа со словарными словами

  • Помертвело – опустошилось
  • Удручена – озабочена
  • Желудок – орган (показать ладошкой. Переваривает нашу пищу.)
  • Кум – родственник
  • Вешних – весенних (учащиеся проговаривают)

VIII. Физкультминутка

Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),
А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)
И на травушке – роса, и на кустиках – роса (приседание, наклоны туловища).
Мы ладошки отряхнули – улетели стрекоза (взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась – только песенка осталась: «Д-зз, д-зз» (имитируют полет)
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз – росой она умылась (имитируют умывание),
Два – изящно покружилась (кружатся),
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.

IX. Чтение басни

Учащиеся читают по частям с разбором содержания каждой из них по вопросам и заданиям учителя.
Обратить внимание учащихся на знаки ? !

Плакат на доске.

1 часть. Как Стрекоза провела лето? Ждала ли она лето? Готовилась и к ней?

Как понять выражение «Зима катит в глаза».

2 часть. Как изменилось поле осенью? Какими стали дни? Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом. Почему «под каждым ей листом был готов и стол и дом»? Как понять это выражение?

3 часть. Почему не поет Стрекоза? Как об этом говорится в басне? Как понять выражение «злой тоской удручена»? О чем просит она Муравья? До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить её? Что ответил ей Муравей? Что означают слова «Так, поди же, попляши»

X. Мышечная релаксация

Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон». Аудиокассета Бетховена «Лунная соната»

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, ... засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
И в вашем единстве – ваша сила.
На счет «три» откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!

Продолжение работы с басней.

Сравнение внешнего вида Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям детских книг.

Х. Повторное чтение басни по ролям

Предварительно обговаривается правильная интонация слов Стрекозы, Муравья, автора.

XII. Физкультминутка (для глаз)

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)

Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.

(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

(Встают на носочки и выполняют летательные движения)

XIII. Работа с пословицами

Кончил дело – гуляй смело.
Поспешишь – людей насмешишь
Делу время – потехе час.
Кто не работает – тот не ест.

(Учащиеся читают пословицы с доски.)

1. 1. Какие пословицы подходят к нашей басне? Объясните.

2. Какая пословица не подходит? Что она означает?

XIV. Итог урока

  1. С какой басней мы познакомились на уроке? («Стрекоза и Муравей».)
  2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
  3. Назовите главных героев. (Стрекоза, Муравей.)
  4. Чему учит нас басня? (Трудолюбию.)

Чтоб выучиться чтению – хватило вам терпения.
И вот урок отлично, здорово прошел.
За то, что вы внимательны, послушны и старательны,
Дарю я вам по книжке – учитесь хорошо!
Получите гостинец дорогой.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

  1. Разукрасить стрекозу и муравья
  2. Собрать пазлы по иллюстрациям басни
  3. Сопоставление картин из настольного лото: насекомые, цветы.