Цель:
- Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика».
- 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности.
- Воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями, толковые словари, мягкая игрушка, интерактивная доска.
Методы: частично-поисковый, практический, игровой, наглядный, групповой.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Улыбнемся и подарим друг другу улыбки. Улыбка располагает к приятному общению. На уроке русского языка повторим тему «Лексика».
II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.
Орфографическая пятиминутка.
- Начинаем урок с орфографической пятиминутки. Прочитать слово, назвать орфограмму, подобрать проверочное слово.
В. сёлый, ни.кий, кре.кий, радос.ный, ш.рокий, у.кий, чудес.ный, пр.мой, звёз.ный, п.тнистый, кр.сивый, прекрас.ный.
- На какие группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударная гласная, непроизносимая согласная, парная согласная).
- Что общего у всех этих слов? (Имя прилагательное).
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- Найди слова близкие по значению. (Весёлый, радостный). (Красивый, прекрасный, чудесный).
- Как называются эти слова? (Синонимы).
- Найдите слова противоположные по значению. (Широкий, узкий).
- Как называются эти слова? (Антонимы).
- Назовите науку русского языка, которая изучает лексическое значение слова. (Лексика).
- Какие слова включает в себя лексика? (Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы).
III. Всесторонняя проверка знаний.
1.Слово – строительный материал языка. Каждое слово имеет свое значение, им оно и отличается от других слов языка.
- Какие слова называются синонимами?
Дополнительный материал, подготовленный учеником.
- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов.
2. Работа в группах. Прочитать слова, найти лишнее слово, объяснить лексическое значение слов.
Огонь, дым, пламя.
Лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только по-разному названы.
Алфавит, азбука, чистописание.
Алфавит и азбука – это буквы, расположенные по порядку. Лишнее слово чистописание.
Лошадь, конница, кавалерия.
Лишнее слово лошадь, потому что она одна, а в коннице и кавалерии их много. Раньше был вид войск – конный. Конный воин назывался конником или кавалеристом. Конница – конное войско или кавалерия.
Шалун, тихоня, озорник.
Лишнее слово тихоня. Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного ребенка.
Записать синонимы в тетрадь.
Вывод. Какие слова называются синонимами?
3. Работа в парах.
- Поупражняемся в подборе синонимов. К словам первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.
Скакал |
|
весело |
|
учебник |
|
морозный |
|
неясный |
|
Проверка.
Записать пары синонимов в тетрадь.
Какой частью речи выражены пары синонимов?
4. Работа с предложением.
Ребята, помните, что точное использование синонимов делает нашу речь выразительной и точной.
Вставить на место пропуска слово, которое наиболее точно отражает содержание предложений.
В библиотеке мы взяли ______ Марка Твена для урока внеклассного чтения. Маленький жеребенок резво ______ по лугу.
Комментированное письмо предложений.
С каким произведением Марка Твена мы недавно познакомились на уроке литературного чтения?
Синтаксический разбор второго предложения.
Вывод. Какие слова называются синонимами?
IV. Работа с антонимами.
1.Проблемная ситуация.
А что это за слова: |
|
День и ночь, |
|
- Это антонимы. Какие слова называются антонимами?
2. Дидактическая игра «Магнит».
- Отработаем умение подбирать антонимы.
Знак «+» притягивает добрые слова, знак «-» - слова с противоположным значением.
Самостоятельная работа.
Ласково, трудолюбивый, трус, грубо, ненавидеть, ленивый, внимательный, любить, храбрец, рассеянный, жадный, щедрый.
Проверка. Прочитать пары антонимов. Определить часть речи слов.
- Устно составить предложения с добрыми словами.
Вывод. Какие слова называются антонимами?
3. Работа в парах. Устно составить антонимы.
Проверка: каждая пара называет антонимы.
4. Чтение учениками стихотворных загадок.
- Ребята, попробуйте отгадать антонимы.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
Я в бутылках лимонада,
А зовут меня … (прохлада).Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я …(конец).Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима).Я антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе,
От печали и от боли
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач).Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …(тишина).
Вывод. Какие слова называются антонимами?
V. Развитие речи.
- Ребята, мы поговорили о многих словах. И я думаю, что в нашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть еще много замечательных слов. Слова хранятся в словарях, которых существует множество. Толковые словари помогут понять лексическое значение слова. Словарь Владимира Даля, в котором растолковано свыше 200 тысяч слов, поможет нам понять лексическое значение слова «комплимент».
Дополнительное сообщение ученика. Комплимент - учтивость на словах или на письме, приветствие с похвалою, вежливость, приятные слова.
- Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?
А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже очень приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердце.
Дидактическая игра «Комплимент».
- Вы дарите вот это сердце (мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент, благодарит вас и передает следующему. Комплимент можно говорить о внешности, характере, способностях.
Вывод: следуйте хорошему примеру – продлевайте добрым словом жизнь людей.
VI. Подведение итогов.
Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай …(конец).
- Ребята, о какой науке русского языка мы говорили на уроке?
- Какие вопросы вы бы задали по этой теме?