Цели и задачи урока:
- Расширять знания учащихся об экологическом кризисе, дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия; учить соблюдать правила и нормы поведения в природе.
- Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.
- Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Аудиозапись для физминутки, карточки для каждой группы.
Ход урока
I. Организационный момент
(Звучит музыка, слышны голоса птиц, журчание воды.)
Учитель:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг - … (Природа)
Синоптики, расскажите какая у нас в природе погода?
Сегодня … октября, день недели …, утром было …(облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха …, ветер (безветренно), осадки (есть)
II. Актуализация знаний
- А теперь я вам предлагаю сделать «разминку», чтобы нам было легко прийти к новым открытиям.
Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд угадать.
- Отражение звуков от предметов. (Эхо)
- Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар) - Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк) - Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса) - Время года (осень)
- Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках. (Пингвины)
- В народе это дерево называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа)
- Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)
- Какое слово получилось по вертикали? (Экология)
III.Создание проблемной ситуации
- А вам знакомо это слово?
- Что оно обозначает?
Сформулируйте тему урока.
Что такое экология?
IV. Работа по теме урока
1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Кто же знает, что такое экология?
Слово экология состоит из двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
- Нужна ли вообще эта наука? Давайте вместе попробуем с вами ответить на этот вопрос.
2. Работа в группах
Вы, ребята, сели по группам, я надеюсь, что вы дружно, слаженно, помогая друг другу, сообща, умея слушать и слышать, выполните все задания и приобретёте много нового для себя.
У вас на столе в конвертах лежат карточки с картинками и листы: красного и зелёного цвета.
Задание: распределите картинки в две группы, на зелёный листок положите, те изображения, на которых, по вашему мнению, изображено хорошее для природы, на красные – плохое, чем мы наносим ущерб. Постарайтесь свой ответ аргументировать.
3. Проверка.
Физминутка (под музыку)
V. Совместное открытие новых знаний.
- Ребята, посмотрите, сколько мы делаем положительного, а сколько отрицательного для природы. Вы удивились?
- Действительно, человек своей деятельностью наносит непоправимый вред природе. Этот вред можно сравнить с ранами, которые получает сам человек.
-Вспомните, были ли у вас случаи, когда вы порезали палец, ударились? Что вы испытывали при этом?
- Как долго заживали ваши раны?
-Есть ли среди вас дети, которые ломали руку или ногу?
- Как долго заживала эта рана?
Вот и в природе так же. Человек может нанести ей малые раны, которые достаточно быстро заживут. А могут быть и большие раны, на восстановление, которых уйдут годы. Бывают такие раны, которые не лечатся вообще.
- Кто наносит природе именно такие раны?
Да, к сожалению, чаще всего эти раны наносят дети. Они рвут цветы, ловят бабочек, пугают птиц на гнёздах, ломают ветви деревьев. Уходя из леса, эти «гости природы» оставляют там мусор, не затушенные костры. Если рядом не оказалось взрослых, объяснивших вред такого поведения, то эти дети вырастают и становятся теми самыми взрослыми, которые наносят природе большие раны.
Вот о таких людях наши ребята приготовили стихотворения:
1 обучающийся:
Бом – бом – бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу.
Сколько здесь в лесу народа!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор.
2 обучающийся:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
3 обучающийся:
В час раздумий и наших тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
4 обучающийся:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
Вместе: На планете мы останемся одни.
Учитель: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студёной водой.
5 обучающийся:
Бежит она, струится,
Сверкает и журчит…
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною.
Ой, небо голубое!
Ой, реченька – река!
Учитель: А вам, ребята, хотелось бы напиться студёной водицы из этой речки?
К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки -наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
6 обучающийся:
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Сценка
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. Он такой натуги я и краснела, и зеленела. И синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Чёрная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?
- Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните от чего река стала цветной?
Источники загрязнения воды:
- Сточные воды заводов.
- Разлив нефти.
- Мусор с кораблей.
- Как можно очистить реку?
- Как сохранить чистой воду в реке?
- А что делать с заводами, ведь без них не могут прожить люди? Не могут жить люди не пользуясь бумагой, мебелью и другими предметами, которые изготавливают из древесины. Как же быть?
7 обучающийся:
Текут ручьи, звенят их голоса.
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивленья.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
- Я хочу вам напомнить, что обучающиеся нашей гимназии и их родители на деньги, собранные на ярмарке «Дары осени», приобретут саженцы деревьев, которые мы с вами посадим, будем ухаживать за ними, оберегать их, поможем нашему школьному саду преобразиться , и я, надеюсь, что мы с вами сможем показать наш замечательный сад будущим поколениям.
А сейчас закройте глаза и представьте, каким будет наш школьный сад через 5 лет.
Физминутка для глаз, точечный массаж.
2. Работа с учебником.
Прочитайте самостоятельно текст в учебнике.
- Как вы думаете, нужно ли что-то делать такого грандиозного, чтобы не дать природе погибнуть?
3. Работа в группах.
Совместно группой выработайте меры по улучшению экологической обстановки в природе.
4. Отчёт групп.
VI.Итог.
- Человек живёт на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы, самолёты.
Вместе с тем человек вырубает леса, перекапывает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе.
- А какие вы сделали для себя выводы?
- На какой вопрос мы хотели ответить в начале урока?
- А как бы вы ответили:
- Что же такое экология?
VII. Оценивание.
VIII. Дом задание.
Нарисовать рисунки на экологическую тему.