Интегрированный урок (изобразительное искусство + технология) по теме "Дом снаружи и внутри"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: развитие творческих способностей и художественно-исторического видения учащихся.

Задачи урока:

  • Обучающая: обобщить знания полученные детьми на уроках ИЗО и технологии по теме «Древние постройки наших предков».
  • Развивающая: закреплять и развивать навыки работы с бумагой, ножницами. Развивать навыки индивидуальной и групповой творческой деятельности.
  • Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.

Оборудование: Плакаты и рисунки, макет: русской избы, рисунки элементов декорирования избы (наличники, лобовые доски, причелины, рушники, элементы резьбы по дереву). Таблица с изображением символики русского народного орнамента. Таблички с архитектурно-историческими терминами: (сруб, крыша (кровля), изба, лобовая доска, рушник, причелины, наличники, ставни.)

Оборудование и материалы для учащихся:

  • Брёвна – 20 шт.
  • Торцы брёвен – 40 шт. (ø 1,5 – 1 см.)
  • Заготовки для окон – 3 шт.
  • Причелины – 2 шт.
  • Лобовая доска – 1 шт.
  • Рушник – 1 шт.

Заготовки для построек из картона: 

  • Изба – 1 шт.
  • Клей, ножницы, фломастеры, цветная бумага, карандаши.

План урока:

п/п Этапы урока Что делают на уроке
Учитель Ученики
0 Предварительный этап урока. Распределение индивидуальных заданий. Грунтовка бумаги. Выполнение заготовок по шаблонам. Склейка «брёвен».
1 Организационный момент. Проверка подготовки класса к уроку. Подготовка к уроку, проверка инструментов заготовок и материалов к уроку.
2 Беседа о доме, хозяине дома. Объявление темы урока. Обоснование целей и задач урока. Ознакомление с темой урока и материалом, предложенным учителем.
3 Повторение. Проверка степени усвоения материала предыдущих уроков. Повторение изученного материала.
4 Изготовление основы деревянной постройки. Проведение беседы по технике безопасности. Определение последовательности в выполнении работы. Контроль над выполнением поделки. Индивидуальная подготовка к началу работы. Изготовление основы постройки.
5 Беседа об украшении деревянных построек. Более глубокое повторение материала прошлых уроков. Систематизация знаний по теме «Постройки в нашей жизни». Осмысление значения построек в нашей жизни, орнаментальных рисунков с целью их дальнейшего использования в своих творческих работах.
6 Украшение элементов построек. Инструктаж по изобразительной деятельности (техники и приёмы работы карандашами и фломастерами). Контроль над правильностью выполнения задания. Декорирование элементов постройки.
7 Окончательная сборка изделия. Общий инструктаж по сборке изделия. Контроль над правильностью и поэтапностью выполнения работы. Сборка изделия.
8 Итог урока. Компоновка постройки на доске, так, чтобы получился дом с садом. Анализ работы учащихся. Оценка индивидуальной и групповой работы учащихся. Совместное обсуждение хода и результатов работы. Помощь учителю в подведении итогов урока.

 Ход урока

I. Организационный момент. 

Проверка подготовки класса к уроку.

II. Беседа о доме, хозяине дома. 

– Зачем человеку дом? (Слайд 1) Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? (ответы детей).

– Ребята, а кто у нас сегодня в гостях? (Слайд 2) Вы его узнали? А кто такой домовой?

– Но только что-то наш гость не весел, буйну голову повесил.

– Ребята, Домовёнок мне рассказал, что у него сгорел дом. А он молод, ещё не опытен со страху убежал, да заблудился. Попал в нашу деревню. А где свою искать не знает. И жить ему негде. Ведь все дома уже заняты домовыми, а два в одной избе никогда не уживаются! А Домовой любит в хорошем, прочном доме жить, чтобы он был построен по всем древним правилам крестьянской науки. И чтобы люди в нём жили знающие да работящие, тогда и он им помогать будет.

– Вот такая история. Что будем делать? (ответы детей)

– Мы готовы тебе помочь. Только вот беда, многое из обычаев да обрядов строительства древнерусского дома мы забыли. Ты уж нам подсказывай, советуй. С чего начнём (ответы детей)

III. Повторение пройденного материала. 

– Перво-наперво, надо выбрать место для строительства дома. По каким приметам выбирали место для избы? (ответы детей).

– Выбрали место. Как его нужно пометить? (ответы детей).

– А почему именно с этого знака начинается строительство дома? (ответы детей).

– Круг – символ солнца, которое счи­талось оберегом с древнейших времен, им земля как бы освящалась и обере­галась от злых сил. Будущий хозяин с помощью сохи пропахивал борозду на земле и обязательно замыкал круг.

– Вы почти готовы приступить к строительству дома. Только запомните, что для строительства использовались сосна, пихта, кедр, лиственница.

– Когда начинали строить новую избу, самый старший в семье клал первый камень или первое бревно в основание дома и насыпал под него горсть зерна, приговаривая:

Чтоб стояла хата,
Прочно и богато,
Чтоб в ней дружно жили
И детей растили.

– Ну а теперь за работу.

IV. Изготовление основы деревянной постройки.

(На доску вывешивается рисунок 1 – Приложение 6)

– Прежде, чем начать работу, повторяем правила техники безопасности.

При работе с клеем.

  1. Следить за тем, чтобы клей не попал на одежду и в глаза.
  2. Аккуратно обращаться с пузырьком, чтобы клей не разлить на парту.

При работе с ножницами.

  1. Не держать ножницы концами вверх.
  2. Не работать с ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
  3. Не резать ножницами на ходу.
  4. Не оставлять ножницы в открытом виде.
  5. Передавать ножницы кольцами вперёд.

Изготовление основы.

Изготовление сруба. (Слайд 3.)

Дети заранее выполнили заготовки сруба и брёвен. И сейчас им предстоит выстроить сруб-заготовку из «брёвен» (склеенных из бумаги) и приклеить торцы брёвен.

(Выполняется самостоятельная работа учащихся. Корректируется их работа.)

(Слайд 4.)

– Ну, вот сруб готов. Надо скорее крышу ставить – не ровен час снег или дождь пойдёт, всю постройку замочит. А из каких частей состоит крыша? (Слайд 5.) (Ответы детей)

– В состав крыши входили: кровля, лоб, охлупень, причелины, слега, конёк. (Слайд 6.)

– А вот вопрос у меня трудный, кто ответит на него, тот и крышу ставить будет. Почему крышу треугольной делали? (Ответы детей). 

V. Беседа об украшении деревянных построек.

Обратив внимание детей на то, что старинные деревянные постройки украшались резьбой. (Слайды 7,8.)

– Какие символы использовались в русском народном орнаменте. (Ответы детей. Если дети затрудняются обратиться к Домовёнку за помощью.)

– Использовали в основном знаки Солнца, Земли и Воды. (Слайд 9.) (На доску вывешиваются рисунки 2,3,4 (Приложение 6)) (Приложение 1.)

– На различных украшениях обычно использовались различные виды орнаментов. Так, на рушниках традиционно присутствовал солярный символ. (На доску рисунок 5 (Приложение 6))

Причелины украшались по своей длине растительным орнаментом в полосе с элементами символов воды и земли, а на концах могли быть солярные знаки. (На доску рисунок 6 (Приложение 6))

– Лобовые доски, так же как и причелины, украшались орнаментом в полосе и часто содержали изображения оберегов – животных и мифических существ.

– Ну, что ж ставим крышу. И прикрепляем два «бревна по краю крыши».

– Пока ставится крыша, остальные ребята помогают в оформлении её частей (пречелин, рушника, лобовой доски). (На доску рисунок 7 (Приложение 6)) (Приложение 2)

VI. Украшение элементов построек.

(Слайд 10.)

Дети выполняют росписи архитектурных элементов: причелин, лобовой доски, рушника.

– Прикрепляем (приклеиваем) готовые элементы на крышу. Вот и готова наша изба.

– Какая-то изба у нас грустная, чего-то ей не хватает. (Ответы детей). (Приложение 3)

– Вот давайте этим и займёмся. Отвечайте правильно на вопросы, чтобы наш дом радовал Домовёнка весёлыми окошками.

– Почему оконным проёмам придавалось большое значение? (ответы детей). (Приложение 4)

– Как назывались специальные доски вокруг окна? (ответы детей). (На доску рисунок 8 (Приложение 6))

– Обереги и солярные знаки также изображались на верхней части наличников и ставнях.

– Почему ставни закрывали на ночь? (ответы детей)

– Приступайте к росписи наличников, ставен.

VII. Окончательная сборка изделия.

Объяснить последовательность выполнения сборки окон.

(рама, наличники, ставни).

– Осталась у нас дверь с крыльцом. (Слайд 11.) (Приложение 5)

– Каково значение порога? Поищем ответ у Домовёнка в сундучке.

(На пороге нельзя стоять, сидеть; через порог нельзя здороваться, прощаться и говорить, нельзя ничего подавать и брать, через порог переносят невесту во время свадьбы.). А вот и крылечко. (Слайд 12.)

VIII. Итог урока.

– Вот и построили мы дом для Домовёнка. (Слайд 13.) А переезжал домовой на хлебной лопате, или на помеле.

– А теперь обустроим место вокруг дома. (Приклеивается дом на ватман на доске, рядом приклеивается дорожка к дому, деревья, забор.)

– Спасибо, вам ребята, что не оставили Домовёнка в беде. И вместо потехи занялись важным и трудным делом – строительством дома!

Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А внутреннее убранство дома – это внутренний мир человека. Но об этом мы поговорим на следующих уроках ИЗО и художественного труда. Спасибо всем за работу! (Слайд 14.)

Информационные источники, используемые при подготовке к уроку.

  1. www/drugaya-arh.ru
  2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». СПб.: Паритет, 2004.
  3. domrezba.narod.ru/templates.html
  4. www.logograd.narod.ru
  5. rezba-po-derevu.tiu.ru
  6. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», 2006.