Цель урока: развитие творческих способностей и художественно-исторического видения учащихся.
Задачи урока:
- Обучающая: обобщить знания полученные детьми на уроках ИЗО и технологии по теме «Древние постройки наших предков».
- Развивающая: закреплять и развивать навыки работы с бумагой, ножницами. Развивать навыки индивидуальной и групповой творческой деятельности.
- Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
Оборудование: Плакаты и рисунки, макет: русской избы, рисунки элементов декорирования избы (наличники, лобовые доски, причелины, рушники, элементы резьбы по дереву). Таблица с изображением символики русского народного орнамента. Таблички с архитектурно-историческими терминами: (сруб, крыша (кровля), изба, лобовая доска, рушник, причелины, наличники, ставни.)
Оборудование и материалы для учащихся:
- Брёвна – 20 шт.
- Торцы брёвен – 40 шт. (ø 1,5 – 1 см.)
- Заготовки для окон – 3 шт.
- Причелины – 2 шт.
- Лобовая доска – 1 шт.
- Рушник – 1 шт.
Заготовки для построек из картона:
- Изба – 1 шт.
- Клей, ножницы, фломастеры, цветная бумага, карандаши.
План урока:
п/п | Этапы урока | Что делают на уроке | |
Учитель | Ученики | ||
0 | Предварительный этап урока. | Распределение индивидуальных заданий. | Грунтовка бумаги. Выполнение заготовок по шаблонам. Склейка «брёвен». |
1 | Организационный момент. | Проверка подготовки класса к уроку. | Подготовка к уроку, проверка инструментов заготовок и материалов к уроку. |
2 | Беседа о доме, хозяине дома. | Объявление темы урока. Обоснование целей и задач урока. | Ознакомление с темой урока и материалом, предложенным учителем. |
3 | Повторение. | Проверка степени усвоения материала предыдущих уроков. | Повторение изученного материала. |
4 | Изготовление основы деревянной постройки. | Проведение беседы по технике безопасности. Определение последовательности в выполнении работы. Контроль над выполнением поделки. | Индивидуальная подготовка к началу работы. Изготовление основы постройки. |
5 | Беседа об украшении деревянных построек. | Более глубокое повторение материала прошлых уроков. Систематизация знаний по теме «Постройки в нашей жизни». | Осмысление значения построек в нашей жизни, орнаментальных рисунков с целью их дальнейшего использования в своих творческих работах. |
6 | Украшение элементов построек. | Инструктаж по изобразительной деятельности (техники и приёмы работы карандашами и фломастерами). Контроль над правильностью выполнения задания. | Декорирование элементов постройки. |
7 | Окончательная сборка изделия. | Общий инструктаж по сборке изделия. Контроль над правильностью и поэтапностью выполнения работы. | Сборка изделия. |
8 | Итог урока. | Компоновка постройки на доске, так, чтобы получился дом с садом. Анализ работы учащихся. Оценка индивидуальной и групповой работы учащихся. | Совместное обсуждение хода и результатов работы. Помощь учителю в подведении итогов урока. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка подготовки класса к уроку.
II. Беседа о доме, хозяине дома.
– Зачем человеку дом? (Слайд 1) Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? (ответы детей).
– Ребята, а кто у нас сегодня в гостях? (Слайд 2) Вы его узнали? А кто такой домовой?
– Но только что-то наш гость не весел, буйну голову повесил.
– Ребята, Домовёнок мне рассказал, что у него сгорел дом. А он молод, ещё не опытен со страху убежал, да заблудился. Попал в нашу деревню. А где свою искать не знает. И жить ему негде. Ведь все дома уже заняты домовыми, а два в одной избе никогда не уживаются! А Домовой любит в хорошем, прочном доме жить, чтобы он был построен по всем древним правилам крестьянской науки. И чтобы люди в нём жили знающие да работящие, тогда и он им помогать будет.
– Вот такая история. Что будем делать? (ответы детей)
– Мы готовы тебе помочь. Только вот беда, многое из обычаев да обрядов строительства древнерусского дома мы забыли. Ты уж нам подсказывай, советуй. С чего начнём (ответы детей)
III. Повторение пройденного материала.
– Перво-наперво, надо выбрать место для строительства дома. По каким приметам выбирали место для избы? (ответы детей).
– Выбрали место. Как его нужно пометить? (ответы детей).
– А почему именно с этого знака начинается строительство дома? (ответы детей).
– Круг – символ солнца, которое считалось оберегом с древнейших времен, им земля как бы освящалась и оберегалась от злых сил. Будущий хозяин с помощью сохи пропахивал борозду на земле и обязательно замыкал круг.
– Вы почти готовы приступить к строительству дома. Только запомните, что для строительства использовались сосна, пихта, кедр, лиственница.
– Когда начинали строить новую избу, самый старший в семье клал первый камень или первое бревно в основание дома и насыпал под него горсть зерна, приговаривая:
Чтоб стояла хата,
Прочно и богато,
Чтоб в ней дружно жили
И детей растили.
– Ну а теперь за работу.
IV. Изготовление основы деревянной постройки.
(На доску вывешивается рисунок 1 – Приложение 6)
– Прежде, чем начать работу, повторяем правила техники безопасности.
При работе с клеем.
- Следить за тем, чтобы клей не попал на одежду и в глаза.
- Аккуратно обращаться с пузырьком, чтобы клей не разлить на парту.
При работе с ножницами.
- Не держать ножницы концами вверх.
- Не работать с ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
- Не резать ножницами на ходу.
- Не оставлять ножницы в открытом виде.
- Передавать ножницы кольцами вперёд.
Изготовление основы.
Изготовление сруба. (Слайд 3.)
Дети заранее выполнили заготовки сруба и брёвен. И сейчас им предстоит выстроить сруб-заготовку из «брёвен» (склеенных из бумаги) и приклеить торцы брёвен.
(Выполняется самостоятельная работа учащихся. Корректируется их работа.)
(Слайд 4.)
– Ну, вот сруб готов. Надо скорее крышу ставить – не ровен час снег или дождь пойдёт, всю постройку замочит. А из каких частей состоит крыша? (Слайд 5.) (Ответы детей)
– В состав крыши входили: кровля, лоб, охлупень, причелины, слега, конёк. (Слайд 6.)
– А вот вопрос у меня трудный, кто ответит на него, тот и крышу ставить будет. Почему крышу треугольной делали? (Ответы детей).
V. Беседа об украшении деревянных построек.
Обратив внимание детей на то, что старинные деревянные постройки украшались резьбой. (Слайды 7,8.)
– Какие символы использовались в русском народном орнаменте. (Ответы детей. Если дети затрудняются обратиться к Домовёнку за помощью.)
– Использовали в основном знаки Солнца, Земли и Воды. (Слайд 9.) (На доску вывешиваются рисунки 2,3,4 (Приложение 6)) (Приложение 1.)
– На различных украшениях обычно использовались различные виды орнаментов. Так, на рушниках традиционно присутствовал солярный символ. (На доску рисунок 5 (Приложение 6))
– Причелины украшались по своей длине растительным орнаментом в полосе с элементами символов воды и земли, а на концах могли быть солярные знаки. (На доску рисунок 6 (Приложение 6))
– Лобовые доски, так же как и причелины, украшались орнаментом в полосе и часто содержали изображения оберегов – животных и мифических существ.
– Ну, что ж ставим крышу. И прикрепляем два «бревна по краю крыши».
– Пока ставится крыша, остальные ребята помогают в оформлении её частей (пречелин, рушника, лобовой доски). (На доску рисунок 7 (Приложение 6)) (Приложение 2)
VI. Украшение элементов построек.
(Слайд 10.)
Дети выполняют росписи архитектурных элементов: причелин, лобовой доски, рушника.
– Прикрепляем (приклеиваем) готовые элементы на крышу. Вот и готова наша изба.
– Какая-то изба у нас грустная, чего-то ей не хватает. (Ответы детей). (Приложение 3)
– Вот давайте этим и займёмся. Отвечайте правильно на вопросы, чтобы наш дом радовал Домовёнка весёлыми окошками.
– Почему оконным проёмам придавалось большое значение? (ответы детей). (Приложение 4)
– Как назывались специальные доски вокруг окна? (ответы детей). (На доску рисунок 8 (Приложение 6))
– Обереги и солярные знаки также изображались на верхней части наличников и ставнях.
– Почему ставни закрывали на ночь? (ответы детей)
– Приступайте к росписи наличников, ставен.
VII. Окончательная сборка изделия.
Объяснить последовательность выполнения сборки окон.
(рама, наличники, ставни).
– Осталась у нас дверь с крыльцом. (Слайд 11.) (Приложение 5)
– Каково значение порога? Поищем ответ у Домовёнка в сундучке.
(На пороге нельзя стоять, сидеть; через порог нельзя здороваться, прощаться и говорить, нельзя ничего подавать и брать, через порог переносят невесту во время свадьбы.). А вот и крылечко. (Слайд 12.)
VIII. Итог урока.
– Вот и построили мы дом для Домовёнка. (Слайд 13.) А переезжал домовой на хлебной лопате, или на помеле.
– А теперь обустроим место вокруг дома. (Приклеивается дом на ватман на доске, рядом приклеивается дорожка к дому, деревья, забор.)
– Спасибо, вам ребята, что не оставили Домовёнка в беде. И вместо потехи занялись важным и трудным делом – строительством дома!
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А внутреннее убранство дома – это внутренний мир человека. Но об этом мы поговорим на следующих уроках ИЗО и художественного труда. Спасибо всем за работу! (Слайд 14.)
Информационные источники, используемые при подготовке к уроку.
- www/drugaya-arh.ru
- Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». СПб.: Паритет, 2004.
- domrezba.narod.ru/templates.html
- www.logograd.narod.ru
- rezba-po-derevu.tiu.ru
- Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», 2006.