Профильное обучение как условие повышения качества образования

Разделы: Администрирование школы


Приложение 1.

В «Концепции профильного обучения» обозначено: «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями, построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. («Концепция профильного обучения»)

В соответствии с Концепцией профильного обучения в 2005 году школа перешла на Федеральный базисный учебный план. Таким образом, в школе на старшей ступени были образованы классы универсального обучения и естественно-научного профиля. Администрацией и педагогическим коллективом школы была проведена следующая работа:

  • Проведен педсовет «О вступлении в эксперимент по введению профильного обучения»
  • Анкетирование по изучению образовательного запроса учащихся и их родителей
  • Тестирование уч-ся «Ваши пожелания по организации профильного обучения»
  • Родительские собрания, индивидуальные беседы с учащимися и родителями
  • Разработана целевая Программа «Реализации Концепции профильного обучения в МОУ СОШ №1», Положение об элективных курсах, Положение о зачислении в профильные классы, Положение о промежуточной аттестации учащихся профильных классов, Положение о портфолио

Разработаны Рабочие программы по учебным предметам (базовый и профильный уровни) и элективным курсам.

При формировании профильных классов педагогический коллектив столкнулся с проблемами:

  • Набор учащихся (нежелание выпускников 9-х классов расстаться с родной школой);
  • Противодействие педагогических коллективов других школ (нежелание отпускать после 9 класса лучших учащихся в нашу школу);
  • Так как в нашей школе наполняемость классов не менее 25 человек, то приходилось в первые годы добирать классы за счет непрофильно ориентированных учащихся, что, несомненно, затрудняло работу учителя при достижении всеми учащимися более высокого уровня усвоения материала.

1 сентября 2011 года начал функционировать информационно-технологический профиль. Администрацией школы проведена большая работа по подбору кадров, усовершенствованию учебно-материальной базы, в том числе за счет победы школы в 2006 и 2008 годах в Приоритетном национальном проекте «Образование». В 2005 году приобретен кабинет биологии. Его укомплектованность позволила в полном объёме выполнять практические и лабораторные работы, проводить демонстрационные опыты не только на базовом, но и на профильном уровне, заниматься исследовательской работой. Кабинет биологии дважды в 2005 и 2010 году был признан «Лучшим учебным кабинетом городской школы». Кабинет химии включает в себя необходимое оборудование для проведения занятий по органическому синтезу, лабораторную посуду, реактивы, плакаты, таблицы по органической и неорганической химии.

В химико-биологических классах обучаются выпускники 9-х классов из многих школ Узловского района.

Результаты исследований, проведенных в 10-11 классах, показали, что, несмотря на увеличение учебной нагрузки, успеваемость учащихся профильных классов значительно выше успеваемости в классах универсального обучения. Устойчивая мотивация плюс серьезное отношение к учебе со взглядом в будущее – вот, что характерно для учащихся профильного класса. Это достигается за счет талантливых учителей. 50% педагогов, работающих в профильных классах, награждены ведомственными наградами, профильные предметы химию и биологию преподают учителя – победители нацпроекта «Образование». Учитель биологии высшей квалификационной категории Мелехина Е.Б. награждена нагрудным знаком «Почетный работник РФ», в 2010 году ее имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Учитель химии высшей квалификационной категории Капитонова В.А. - Заслуженный учитель РФ, пятикратный лауреат Соровской премии. Учитель математики высшей квалификационной категории Афонина Н.А. - награждена нагрудным знаком «Почетный работник РФ». Учитель информатики первой квалификационной категории Теселкина Н.В.- награждена Почетной грамотой департамента образования Тульской области (2008г), лауреат районного конкурса «Профессионал года» (2011г.)

Учащиеся посещают элективные курсы, сориентированные на углубленные знания по химии и биологии (в рамках химико-биологического профиля), математики и информатики (в рамках информационно-технологического профиля), подготовку к ЕГЭ.

Эффективность обучения во многом определяется широким применением разнообразных форм и методов урочной и внеурочной работы. В учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки. Преобладающие методы обучения – проблемный, исследовательский, Современный урок невозможен без использования ИК – технологий, поэтому при подготовке к урокам учащиеся используют кабинет информатики: оформляют исследовательские работы, делают презентации. Широко распространена форма проведения урока - пресс-конференция. Часто на эти занятия приглашаются специалисты - врачи. Семинары – еще одна из форм работы на уроках в профильном классе. Именно на семинарах учащиеся обсуждают проблемные вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать. Лабораторные и практические занятия – важная форма урочной работы в профильном классе. Лабораторные работы, включающие непосредственные наблюдения природы, дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями в их естественном окружении, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для ребят.

В рамках Программы развития школы реализации целевой программы «Одаренные дети» для старшеклассников не только МБОУ СОШ №1, но и других школ района в дни летних каникул на базе нашей школы работает профильный лагерь химико-экологической направленности «Симбиоз». Девиз лагеря «Союз химии и биологии – залог жизни на Земле». Цель организации лагеря: создание благоприятных условий для развития детей, проявляющих интерес к химии, биологии, экологии, валеологии, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности, укрепление здоровья подростков. Программа лагеря ориентирована на раскрытие особой роли химии в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности ее в сложившейся экологической ситуации», на расширение и углубление знаний по химии, биологии, экологии, валеологии. Смена учебной деятельности в условиях профильного лагеря на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы позволяет подросткам уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Уникальные опыты по химии, увлекательные практикумы по биологии в сочетании с серьезной научной информацией по предметам, разгадывание кроссвордов, участие в конкурсах и викторинах, решение задач, просмотр учебных фильмов, поездки в Тульский областной экологический центр, экскурсии на ОАО «Пластик» делает пребывание в лагере незабываемым. Организация работы лагеря также нацелена на создание благоприятной атмосферы для деятельности, общения, самопознания и самовоспитания подростка.

Сотрудничество с «Сибур» позволяет ученикам посещать химические лаборатории промышленного предприятия ОАО «Пластик», увидеть наяву связь науки с жизнью. Так, в сентябре 2011 г. на базе школы состоялся брейн-ринг по химии. В игре приняли участие 11-классники химико-биологического профиля и молодые специалисты «Сибур», учащиеся нашей школы стали победителями этих интеллектуальных состязаний, были награждены памятными дипломами и призами от предприятия.

Важнейшим условием повышения эффективности управления учебным процессом является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатами обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов.

В рамках внутришкольного мониторинга проводится сравнительный анализ результативности и качества обучения, который служит основой для принятия эффективных управленческих решений.

В рамках целевой программы «Управление качеством образования в школе» разработан внутришкольный контроль профильных классов:

  • входной контроль по предметам на начало обучения на старшей ступени,
  • классно-обобщающий контроль 10, 11 классов (Как правило, проводится: 10 классы - в ноябре-декабре, 11 классы – в феврале). Итоги подводятся на совместном собрании родителей и учащихся с участием педагогов профильных классов.);
  • промежуточный итоговый контроль 10 классов (апрель-май);
  • государственная итоговая аттестация выпускников.

Качество обучения учащихся 10-11 классов по профильным предметам отслеживается начиная с набора учащихся в 10 класс до окончания школы и результативности поступления в высшие учебные заведения. Следует отметить, что отмечается спад по итогам первого полугодия. Это связано как с адаптацией к новому коллективу, так и усложнению требований к результатам обучения на старшей ступени школы.

В дальнейшем происходит повышение показателей качества обученности, и на конец 11-го класса результативность по профильным предметам довольно высокая: по химии – выше 75 %, по биологии – выше – 70 %, что значительно выше областных показателей.

Кроме того, она подтверждается как результатами контроля по профильным предметам в ходе проведения аккредитации школы, так и результатами единого государственного экзамена.

 

МОУ СОШ №1

Узловский район

Тульская область

Средний балл по биологии в 2011 году

65,8

56,1

54,7

Средний балл по химии в 2011 году

71,6

66

61,4

Учащиеся нашей школы показывают не только высокий средний балл по предметам при сдаче ЕГЭ, но и высокие личные достижения. За последние три года результаты представлены в таблице.

Название предметов

2009 год

2010 год

2011 год

Химия

Абрамов Артур – 79 б
Маркин Иван – 79 б

Январёва Надежда – 91 б
Комедина Вероника – 83 б

Ворысалова Юлия – 95 б
Олешкевич Оксана – 89 б

Биология

Абрамов Артур – 77 б

Январёва Надежда – 95 б
Стариков Сергей – 82 б Комедина Вероника – 81 б
Шаталина Елена – 81 б

Олешкевич Оксана – 86 б
Ворысалова Юлия – 81 б

Большое внимание администрация школы уделяет контролю элективных курсов. С этой целью проводится не только тематический контроль по организации и проведению элективных курсов, но и отслеживается результативность работы учащихся в ходе изучения нового материала, степень усвоения и одновременно расширения знаний. Этот контроль проводится не только администрацией школы или учителем. Активно в контроль и взаимоконтроль включаются сами обучающиеся профильных классов. Это может быть: решение нестандартной практической задачи, конкурс, эссе, лабораторная работа, экспериментальный практикум, тестовая работа, собеседование и другие. Вид контроля зависит от поставленных целей с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся, причем ученик сам вправе выбирать уровень и вид контроля по конкретной теме.

Выстроенная система внутришкольного контроля профильных классов способствует выработке осознанных знаний учащихся, умению их применить в нестандартной ситуации и, что немаловажно, реализовать цель – поступление в высшие учебные заведения.

 Ежегодно учащиеся химико-биологического профиля становятся победителями и призерами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников.

С 2005 года учащимися завоевано по химии 13 мест, из них 5 первых, в том числе 1 на региональном этапе; по биологии 18 мест, из них 10 первых, в том числе 4 на региональном этапе.

В 2009-2010 учебном году Головина Елена и Январева Надежда заняли 1 места в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии, учащаяся 9 класса Головина Елена заняла 2 место в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии. В 2010-2011 учебном году Головина Елена, Ворысалова Юлия заняли 1 места, Ромашкин Богдан второе место, Олешкевич Оксана третье место в муниципальном этапе, учащийся 10 класса Ромашкин Богдан занял 1 место, учащаяся 10 класса Головина Елена заняла 2 место, учащаяся 11 класса Ворысалова Юлия стала призером в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии. В 2011-2012 учебном году Головина Елена (11 класс) заняла 1 место, Тщедушина Анна (10 класс) 3 место в муниципальном этапе олимпиады по биологии. В этом же году Головина Елена заняла 1 место, Спирина Алина 2 место (11 класс) в муниципальном этапе олимпиады по химии.

70 % медалистов нашей школы - учащиеся профильных классов.

Урочная и внеурочная работа в профильных классах – равноправные стороны единого образовательного процесса. Школьники активно участвуют в научно-практических конференциях, заочных олимпиадах, конкурсах, викторинах, брейн-рингах, готовят тематические вечера, организуют выставки, ведут природоохранную работу. В результате такого подхода учащиеся вместе с наставниками добиваются значительных результатов:

  • Головина Елена - победитель в межрегиональной биологической олимпиаде при МГУ (2010г.);
  • Рубцов Борис, Титкина Мария - победители в областном заочном конкурсе творческих работ «Природа Тульского края глазами юного эколога-краеведа» (2010г.);
  • Гранина Мария, Кондрашова Виктория, Червакова Юлия награждены грамотами за активное участие в региональном этапе всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» (2007г.);
  • Швец Алексей - призер областного конкурса детских природоохранных проектов «Красная книга животных моей малой Родины» (2009г.);
  • Тщедушина Анна - призер областной заочной олимпиады по здоровьесбережению (2010г.)
  • Жукова Юлия – победитель национального молодежного проекта «Покори Воробьевы горы!» среди учащихся 11 классов по химии (2007г.)
  • Тараненко Сергей - победитель национального молодежного проекта «Покори Воробьевы горы!» среди учащихся 9 классов по химии (2008г.)
  • Можжина Мария – призер Межрегиональной олимпиады школьников по химии, проводимой Российским химико-технологическим университетом им.Д.И.Менделеева (2009г.)
  • Козлова Инна, Жукова Юлия – победители олимпиады ТГУ (2007г.)

 Об актуальности профильного образования можно судить по результатам анкетирования учащихся по проблеме удовлетворенности профильным обучением.

100% опрошенных учащихся заявляют, что им нравится учиться в профильных классах, ожидания оправдались у 95% учащихся. Никто из опрошенных не стал бы менять выбранный профиль. 92% учащихся уверены, что обучение в профильном классе даст им реальные дополнительные возможности для поступления в ВУЗ. После окончания школы 100% учащихся намерены поступать в ВУЗы.

94% родителей довольны уровнем преподавания и считают это лучшим способом для дальнейшего самоопределения. Также положительную сторону профильного обучения они видят в том, что в классе объединяются ученики с похожим складом ума, проще найти единомышленника, меньше проблем в общении как в свободное, так и учебное время.

 Наша школа имеет многолетнюю связь с Рязанским медицинским университетом, с которым ежегодно заключается договор и на базе химико-биологического профиля формируется медицинский класс. Преподаватели университета в течение учебного года приезжают в школу, читают лекции, проводят семинары, а на каникулах учащиеся медицинского класса обучаются в Рязанском медицинском университете: посещают лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Кроме того, осуществляется дистанционное обучение, в рамках которого учащиеся получают контрольные работы, методические рекомендации, теоретический материал по электронной почте от преподавателей ВУЗа с последующей проверкой и результатами выполнения. Поэтому они более подготовлены к системе вузовского обучения, более ориентированы на будущую профессию. Прослеживается стабильность числа поступающих в медицинские вузы Москвы, Рязани, Тулы. Выпускники продолжают обучение в интернатурах и ординатурах. В связи с растущим интересом современного общества к таким сферам человеческой деятельности, как медицина, пищевая промышленность, косметология, ветеринария, высокомолекулярная химия, нанотехнология и др., существование химико-биологического профиля является востребованным учащимися и родительским сообществом.

 Реализуя профильное обучение, за школой не было официально закреплено право осуществлять предпрофильное обучение. Администрацией школы выход был найден. Благодаря ДДЮТ в школе работали кружки, которые вели в основной школе учителя химии и биологии. В 2010-2011 учебном году школа перешла на предпрофильное обучение в основной школе на основании приказа Комитета образования. Для педагогов проведены теоретические семинары «Особенности организации предпрофильного обучения», «Курсы по выбору: требования, технология разработки программ», «Роль классного руководителя, психолога в организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки». Психологом школы было проведено анкетирование по выявлению запросов учащихся 8-х классов и их родителей в аспекте предстоящего перехода на предпрофильную подготовку. Для учащихся и родителей организована презентация курсов по выбору. Проанализировав анкеты учащихся и родителей, был составлен Учебный план, определены курсы по выбору, количество групп по каждому курсу, уточнено количество часов, необходимое для проведения занятий по выбору. При этом обязательным для всех выпускников является ориентационный курс «Профессиональное самоопределение». Учащиеся узнают о мире профессий, учатся методам выбора и построения деловой карьеры. Предметные курсы помогают формировать интерес и определиться с профилем дальнейшего обучения.

Таким образом, сегодня в школе сложилась целостная система, способствующая самоопределению старшеклассников.