Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся "БЫТЬ ЗДОРОВЫМ - ЗДОРОВО!"- это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта "нездоровья" (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителями, воспитателем, социальными педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте учитывалась зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
Задачи программы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
- актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
- доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- положительного ориентирования. В соответствии с этим принципомуделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
- последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние "полного физического, психического и социального благополучия", а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с
основными понятиями - здоровье, здоровый образ
жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни |
- Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; а также совместных мероприятий с ДОУ. |
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней
диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма |
- Система мер по улучшению питания
детей: режим питания; эстетика помещений;
пропаганда культуры питания в семье. - Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. - Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. - Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами
физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. |
- Увеличение объёма и повышение
качества оздоровительной и спортивно-массовой
работы в прогимназии: организация подвижных игр;
соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья, : - Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей. |
Примерное программное содержание по классам
Ступень образования | Содержательные линии |
Предшкольная | Овладение основными культурно - гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни |
1 класс | Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни |
2 класс | Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым - это здорово! |
Деятельность по реализации программы.
Творческие конкурсы:
- рисунков "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!", "Мы здоровыми растем", "Физкульт-ура!";
- поделок "Золотые руки не знают скуки";
- фотоколлажей "Выходной день в нашей семье", "Семейные праздники", "Традиции семьи";
- стихов на заданные рифмы "От простой воды и мыла у микробов тают силы", "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!";
- сказок "О значимости здорового образа жизни", "В здоровом теле здоровый дух".
Работа клуба "Быть здоровым - здорово!".
1-й год. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
- Глаза - главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.
- В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.
- Надежная защита организма. Забота о коже.
- Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).
- "Рабочие инструменты" человека (уход за руками и ногами).
- Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).
- Если хочешь быть здоров - закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.
2-й год. Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
- Сон - лучшее лекарство.
- Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.
- Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина.
- Физкультура в молодости - здоровье в старости.
- Движение и здоровье.
- Подвижные игры.
- Народные игры.
- Доктора природы.
3-й год. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.
- Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?
- Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.
- Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.
- Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!
- Красоты души и тела.
- Учение с увлечением.
- Лучший отдых - любимое занятие.
- Умей организовывать свой отдых.
4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье?
- Что зависит от моего решения?
- Почему некоторые привычки называют вредными.
- Зло - табак.
- Зло - алкоголь.
- Зло - наркотик.
- Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.
- Телевизор и компьютер - друзья или враги?
- Будем делать хорошо и не будем плохо.
Праздники здоровья.
- 1-й класс - "Друзья Мойдодыра" (утренник).
- 2-й класс - "С режимом дня, друзья!" (устный журнал).
- 3-й класс - "Парад увлечений" (форум).
- 4-й класс - "Нет вредным привычкам!" (марафон).
Работа "Клуба интересных встреч"
(в организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).
1-й год
- О чем поведал микроскоп. (Врач-гигиенист)
- Береги свои зубы. (Врач-стоматолог)
- Первая помощь при обморожении. (Школьная медсестра)
- Внимание, клещ! (Медсестра)
2-й год
- Профилактика детского травматизма. Операция "Внимание: дети!" (Инспектор ГИБДД)
- Если дружишь с физкультурой. (Тренер ДЮСШ)
- Профилактика простудных заболеваний. (Медсестра)
- Витамины вокруг нас. (Врач-педиатр)
3-й год
- Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). (Психолог)
- В мире прекрасного.
- Профессия - журналист. (Встреча с корреспондентом местной газеты)
4-й год
- Береги здоровье смолоду! (Детский врач)
- Профилактика алкоголизма и табакокурения. (Социальный педагог)
- Профилактика наркомании.
- Как быть другом. (Психолог)
Экскурсии.
- 1-й год - "По безопасному маршруту в детскую библиотеку, в школу";
- 2-й год - В аптеку. Пожарная часть.
- 3-й год и 4-й год -Музеи Москвы и МО.
Работа с родителями.
Главная задача - сформировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний.
- 1-й год. Здоровье ребенка - основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
- 2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
- 3-й год-Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.
- 4-й год - Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)
Ежегодно: Итоговое собрание "Неразлучные друзья - родители и дети". Парад достижений учащихся. (Ежегодная церемония вручения премии "Ученик года" по номинациям).
Тематика консультативных встреч.
- Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
- Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
- От чего зависит работоспособность младших школьников.
- Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
- Профилактика близорукости.
- Профилактика нарушения осанки.
- Упражнения на развития внимания.
- Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
- Упражнения на развитие логического мышления.
- Предупреждение неврозов.
Циклограмма работы учителей начальной школы и воспитателей ГПД
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. Су-Джок. |
Еженедельно | Выпуск "Страничек здоровья", работа в кружках, спортивных секциях, занятия в "Клубе "Быть здоровым - здорово!", проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно | Заседание клуба, консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. |
Один раз в триместр | Занятие "Клуба интересных встреч", классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания. |
Один раз в полугодие | Дни открытых дверей (для родителей), заполнение паспорта здоровья,посещение кабинета стоматологии. |
Один раз в год | Медицинский осмотр, операция "Витаминный чай", профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья. |
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Предполагаемый результат реализации программы:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы.
- Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
- Внешние: детская библиотека, спортивные секции, ДЮСШ.
Критерии результативности:
- автоматизм навыков личной гигиены;
- эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей "Здоровье ребенка", "Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?"; для учащихся "Значимость здоровья в системе ценностей", "Сформированность навыков личной гигиены").