Преемственность дошкольного и начального образования

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся "БЫТЬ ЗДОРОВЫМ - ЗДОРОВО!"- это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта "нездоровья" (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителями, воспитателем, социальными педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте учитывалась зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

- актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

- доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

- положительного ориентирования. В соответствии с этим принципомуделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

- последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

- системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

- сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние "полного физического, психического и социального благополучия", а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности Задачи Содержание
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями - здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни

- Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; а также совместных мероприятий с ДОУ.

Профилактическая деятельность 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма

- Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

- Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

- Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

- Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

- Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья, :

- Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Примерное программное содержание по классам

Ступень образования Содержательные линии
Предшкольная Овладение основными культурно - гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни
1 класс Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни
2 класс Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.
3 класс Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.
4 класс Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым - это здорово!

Деятельность по реализации программы.

Творческие конкурсы:

  • рисунков "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!", "Мы здоровыми растем", "Физкульт-ура!";
  • поделок "Золотые руки не знают скуки";
  • фотоколлажей "Выходной день в нашей семье", "Семейные праздники", "Традиции семьи";
  • стихов на заданные рифмы "От простой воды и мыла у микробов тают силы", "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!";
  • сказок "О значимости здорового образа жизни", "В здоровом теле здоровый дух".

Работа клуба "Быть здоровым - здорово!".

1-й год. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

  • Глаза - главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.
  • В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.
  • Надежная защита организма. Забота о коже.
  • Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).
  • "Рабочие инструменты" человека (уход за руками и ногами).
  • Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).
  • Если хочешь быть здоров - закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.

2-й год. Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

  • Сон - лучшее лекарство.
  • Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.
  • Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина.
  • Физкультура в молодости - здоровье в старости.
  • Движение и здоровье.
  • Подвижные игры.
  • Народные игры.
  • Доктора природы.

3-й год. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.

  • Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?
  • Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.
  • Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.
  • Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!
  • Красоты души и тела.
  • Учение с увлечением.
  • Лучший отдых - любимое занятие.
  • Умей организовывать свой отдых.

4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье?

  • Что зависит от моего решения?
  • Почему некоторые привычки называют вредными.
  • Зло - табак.
  • Зло - алкоголь.
  • Зло - наркотик.
  • Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.
  • Телевизор и компьютер - друзья или враги?
  • Будем делать хорошо и не будем плохо.

Праздники здоровья.

  • 1-й класс - "Друзья Мойдодыра" (утренник).
  • 2-й класс - "С режимом дня, друзья!" (устный журнал).
  • 3-й класс - "Парад увлечений" (форум).
  • 4-й класс - "Нет вредным привычкам!" (марафон).

Работа "Клуба интересных встреч"

(в организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).

1-й год

  • О чем поведал микроскоп. (Врач-гигиенист)
  • Береги свои зубы. (Врач-стоматолог)
  • Первая помощь при обморожении. (Школьная медсестра)
  • Внимание, клещ! (Медсестра)

2-й год

  • Профилактика детского травматизма. Операция "Внимание: дети!" (Инспектор ГИБДД)
  • Если дружишь с физкультурой. (Тренер ДЮСШ)
  • Профилактика простудных заболеваний. (Медсестра)
  • Витамины вокруг нас. (Врач-педиатр)

3-й год

  • Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). (Психолог)
  • В мире прекрасного.
  • Профессия - журналист. (Встреча с корреспондентом местной газеты)

4-й год

  • Береги здоровье смолоду! (Детский врач)
  • Профилактика алкоголизма и табакокурения. (Социальный педагог)
  • Профилактика наркомании.
  • Как быть другом. (Психолог)

Экскурсии.

  • 1-й год - "По безопасному маршруту в детскую библиотеку, в школу";
  • 2-й год - В аптеку. Пожарная часть.
  • 3-й год и 4-й год -Музеи Москвы и МО.

Работа с родителями.

Главная задача - сформировать здоровый досуг семьи.

Тематика родительских собраний.

  • 1-й год. Здоровье ребенка - основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
  • 2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
  • 3-й год-Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.
  • 4-й год - Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)

Ежегодно: Итоговое собрание "Неразлучные друзья - родители и дети". Парад достижений учащихся. (Ежегодная церемония вручения премии "Ученик года" по номинациям).

Тематика консультативных встреч.

  • Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
  • Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
  • От чего зависит работоспособность младших школьников.
  • Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
  • Профилактика близорукости.
  • Профилактика нарушения осанки.
  • Упражнения на развития внимания.
  • Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
  • Упражнения на развитие логического мышления.
  • Предупреждение неврозов.

Циклограмма работы учителей начальной школы и воспитателей ГПД

Ежедневно Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. Су-Джок.
Еженедельно Выпуск "Страничек здоровья", работа в кружках, спортивных секциях, занятия в "Клубе "Быть здоровым - здорово!", проведение уроков на свежем воздухе.
Ежемесячно Заседание клуба, консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.
Один раз в триместр Занятие "Клуба интересных встреч", классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания.
Один раз в полугодие Дни открытых дверей (для родителей), заполнение паспорта здоровья,посещение кабинета стоматологии.
Один раз в год Медицинский осмотр, операция "Витаминный чай", профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Предполагаемый результат реализации программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Связи, устанавливаемые для реализации программы.

  • Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
  • Внешние: детская библиотека, спортивные секции, ДЮСШ.

Критерии результативности:

  • автоматизм навыков личной гигиены;
  • эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей "Здоровье ребенка", "Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?"; для учащихся "Значимость здоровья в системе ценностей", "Сформированность навыков личной гигиены").

Приложение