Урок русского языка в 5-м классе "Сочинение по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.

2. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.

3. Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.

  1. Учить отбирать языковые средства для создания текста (рабочие материалы).
  2. Формировать умение связно, логично выражать свои мысли и чувства, строить текст, представляющий собой описание изображённого на картине.
  3. Расширить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения живописи.

Оборудование:

    1. Репродукция картины А. А. Рылова “Полевая рябинка”.
    2. П. И. Чайковский “Времена года”. “Лето”.
    3. Толковые словари.
    4. Словарь синонимов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос по ранее изученному материалу.

А) Индивидуальное задание на доске.

Записать тематические группы слов:

Цветы:

Цветы полевые:

Цветы садовые:

Б) Письменный опрос “Верные и неверные утверждения”

1. Лексика – это словарный состав языка.

2. Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, называется словообразованием.

3. Толковый словарь – это словарь, в котором даётся толкование способа образования слова.

4. Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.

5. Подбор антонимов – это один из способов толкования значения слова.

6. Способ толкования значения слова “ромашка” - подбор синонимов.

Ромашка – это полевой цветок, у которого белые лепестки, а середина желтая.

В) Продолжи предложение.

  1. Произведение живописи в красках называется ... (картина).
  2. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
  3. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
  4. Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
  5. Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).
  1. Объяснение нового материала.
  1. Упражнение 176.

Выписать из упражнения слова тематической группы “полевые цветы” (васильки, ромашки, колокольчики, рябинник).

Работа со словарём синонимов. Подобрать синонимы к словам: очевидный, лазурный, внезапный.

2. Беседа по тексту В. Солоухина:

1) Перечислите краски природы, звуки. Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель?

Глаголы: сияет, зеленеет, золотеет, дрогнула, надорвалась, надломилась.

Метафоры: звенит жаворонками, дышит зноем, утопает в небесной лазури.

Олицетворения: дрогнула, надорвалась, надломилась (природа).

Сравнения: цветы рябинника на земле как крик журавлей в небе, как жёлтый лист.

2) Какое настроение возникает, когда мы читаем текст?

Лёгкая грусть, потому что рябинник – знак наступающей осени, как улетающие осенью журавли, как первый жёлтый осенний лист.

3) Что вы узнали о рябиннике?

Подбор синонимов к слову “рябинник”: полевая рябинка, пижма, рай-цветок.

  1. Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова “Полевая рябинка”.
  2. А) Слово о художнике Аркадии Александровиче Рылове.

    Аркадий Александрович Рылов(1870-1939) – один из выдающихся художников первой трети 20 века. Он учился в Петербурге в Академии художеств под руководством А. И. Куинджи.

    Пейзажи Рылова – это лесные дали, широкие озёра, полноводные реки, птицы, животные.

    Наиболее известные пейзажи А. А. Рылова – “Зелёный шум” и “В голубом просторе”.

    Природа для художника – это мир красоты и гармонии, в котором всегда есть неразгаданная тайна.

    Произведение “Зелёный шум” - весеннее шумное празднество берёз.

    На картине “В голубом просторе” А. А. Рылов запечатлел свободный полёт в неизмеримом голубом пространстве белых лебедей.

    Б) Ответы на вопросы.

    1. Когда была создана картина А. А. Рылова “Полевая рябинка”? (1922 год)

    2. Где она хранится? (Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге)

  3. Составление рабочих материалов. Беседа.
  1. Что мы видим на картине?
  2. Что такое пейзаж?
  3. Что изображено на переднем плане картины (Цветущий луг, пижма, ромашка)
  4. Каких цветов больше всего? (Пижма)
  5. Подберите прилагательные, характеризующие цветы пижмы ( Жёлтые, цвета тёплого солнца, высокие, светлые)
  6. Какое настроение и почему возникает, когда мы смотрим на картину? (Радостное, солнце светит, дует лёгкий ветерок)
  7. Что художник расположил в центре? (Река, берега, вода в реке светлая, в ней отражается небо)
  8. Что растёт по берегам реки? (Кусты, слева – берёза)
  9. Какие деревья растут по берегам реки? (Лиственные: берёза, тополь, ива, ольха. Хвойные: ель, сосна.)
  10. Какие краски использует А. А. Рылов? ( Светло-зелёный, изумрудный, зелёный, жёлтый)
  11. Определите, какой это месяц лета? (Август)
  12. Найдите слова из текста упр. 176, которые передают увиденное на картине? (Второй абзац, первые 3 предложения)
  13. Что изображено на заднем плане картины? ( Поле, на нём стог. Вдали деревня, видны зеленеющие ещё деревья.)
  14. Какое небо на картине? ( Голубое, светлое, с проблесками облаков)
  15. Что хотел сказать А. А. Рылов, создав картину “Полевая рябинка”?

Любовь к природе, восхищение красотой летней природы, умение видеть красоту в самых обычных явлениях.

  1. Составление плана сочинения.
  1. Художник А. А. Рылов – певец русской природы.
  2. Картина А. А. Рылова “Полевая рябинка”.
  1. Передний план картины.

а) цветущий луг;

б) цветы пижмы;

в) настроение.

2. Центральная часть картины

а) река;

б) кусты, деревья по берегам реки;

в) краски, которые использует художник;

г) слова В. Солоухина.

3. Задний план картины.

а) поле;

б) деревья вдали;

в) небо.

3. Что я чувствую, когда смотрю на картину А. А. Рылова “Полевая рябинка”?

VII. Справочные материалы. Отбор материалов для сочинения.

а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены ... ;
  • на переднем плане художник пишет ... ;
  • задний план занимает ... ;
  • вдалеке открывается ... .

б) Образно – выразительная лексика:

  • бескрайний зелёный массив, величавая тишина, внешняя простота, прозрачный воздух; достоверная картина; естественная красота, живописный уголок
  • желтеющая трава, золотисто-жёлтый оттенок, золотистый тон, золотое сияние; изумительное живописное богатство, изумрудная зелень, изящество штриха; клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака; линия горизонта, мчатся облака; нежное цветение, никнущие травы; осенний пейзаж, ощущение глубины и пространства; прозрачная синева; раскинулось шатром небо; яркие золотые цвета, бегущие облака, безграничный простор.
  • воспринимать красоту, замечательно передать; запечатлеть облик, лирические пейзажи; мастерски написана, многогранное цветовое решение, яркий контраст.

VIII. Работа с деформированным текстом.

Перед нами картина художника ….

На этом … художник изобразил … полдень.

Загорелась …огнём полевая рябинка.

… цветы пижмы полыхают …, словно впитывают в себя лучи …

Нарядные цветы … на переднем плане картины.

Они высоко подняли свои ….

Над бескрайними просторами полей раскинулось… небо

По нему мчатся …. облака.

… журчит речка, которая словно бы напиталось за лето синевой чистого неба.

… склонились к реке.

А. А. Рылова “Полевая рябинка”
пейзаже
знойный
ярким
Ярко – жёлтые

золотом
летнего солнца
красуются
красноватые зонтики
огромное
пышные розовеющие
Тихо
Грустные ивы

IX. Самостоятельная работа детей (написание сочинения по картине А. А. Рылова “Полевая рябинка”).

См. презентацию.

Музыкальное сопровождение.

Литература к уроку

1. Васильевых И. П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику

С. И. Львовой и В. В. Львова “Русский язык. 5 класс” /И. П. Васильевых; под ред. С. И. Львовой. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.

2. Львова С. И. Русский язык. 5 кл. В 3 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.

3. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику “ Русская речь. Развитие речи” 5 класс.- М.: - Дрофа, 2002.

4. Никитина Е. И. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1993.

5. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/ авт.-сост. А. А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.