Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.
2. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
3. Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.
- Учить отбирать языковые средства для создания текста (рабочие материалы).
- Формировать умение связно, логично выражать свои мысли и чувства, строить текст, представляющий собой описание изображённого на картине.
- Расширить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения живописи.
Оборудование:
- Репродукция картины А. А. Рылова “Полевая рябинка”.
- П. И. Чайковский “Времена года”. “Лето”.
- Толковые словари.
- Словарь синонимов.
Ход урока
- Организационный момент.
- Опрос по ранее изученному материалу.
А) Индивидуальное задание на доске.
Записать тематические группы слов:
Цветы:
Цветы полевые:
Цветы садовые:
Б) Письменный опрос “Верные и неверные утверждения”
1. Лексика – это словарный состав языка.
2. Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, называется словообразованием.
3. Толковый словарь – это словарь, в котором даётся толкование способа образования слова.
4. Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.
5. Подбор антонимов – это один из способов толкования значения слова.
6. Способ толкования значения слова “ромашка” - подбор синонимов.
Ромашка – это полевой цветок, у которого белые лепестки, а середина желтая.
В) Продолжи предложение.
- Произведение живописи в красках называется ... (картина).
- Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
- Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
- Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
- Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).
- Объяснение нового материала.
- Упражнение 176.
Выписать из упражнения слова тематической группы “полевые цветы” (васильки, ромашки, колокольчики, рябинник).
Работа со словарём синонимов. Подобрать синонимы к словам: очевидный, лазурный, внезапный.
2. Беседа по тексту В. Солоухина:
1) Перечислите краски природы, звуки. Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель?
Глаголы: сияет, зеленеет, золотеет, дрогнула, надорвалась, надломилась.
Метафоры: звенит жаворонками, дышит зноем, утопает в небесной лазури.
Олицетворения: дрогнула, надорвалась, надломилась (природа).
Сравнения: цветы рябинника на земле как крик журавлей в небе, как жёлтый лист.
2) Какое настроение возникает, когда мы читаем текст?
Лёгкая грусть, потому что рябинник – знак наступающей осени, как улетающие осенью журавли, как первый жёлтый осенний лист.
3) Что вы узнали о рябиннике?
Подбор синонимов к слову “рябинник”: полевая рябинка, пижма, рай-цветок.
- Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова “Полевая рябинка”.
- Составление рабочих материалов. Беседа.
А) Слово о художнике Аркадии Александровиче Рылове.
Аркадий Александрович Рылов(1870-1939) – один из выдающихся художников первой трети 20 века. Он учился в Петербурге в Академии художеств под руководством А. И. Куинджи.
Пейзажи Рылова – это лесные дали, широкие озёра, полноводные реки, птицы, животные.
Наиболее известные пейзажи А. А. Рылова – “Зелёный шум” и “В голубом просторе”.
Природа для художника – это мир красоты и гармонии, в котором всегда есть неразгаданная тайна.
Произведение “Зелёный шум” - весеннее шумное празднество берёз.
На картине “В голубом просторе” А. А. Рылов запечатлел свободный полёт в неизмеримом голубом пространстве белых лебедей.
Б) Ответы на вопросы.
1. Когда была создана картина А. А. Рылова “Полевая рябинка”? (1922 год)
2. Где она хранится? (Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге)
- Что мы видим на картине?
- Что такое пейзаж?
- Что изображено на переднем плане картины (Цветущий луг, пижма, ромашка)
- Каких цветов больше всего? (Пижма)
- Подберите прилагательные, характеризующие цветы пижмы ( Жёлтые, цвета тёплого солнца, высокие, светлые)
- Какое настроение и почему возникает, когда мы смотрим на картину? (Радостное, солнце светит, дует лёгкий ветерок)
- Что художник расположил в центре? (Река, берега, вода в реке светлая, в ней отражается небо)
- Что растёт по берегам реки? (Кусты, слева – берёза)
- Какие деревья растут по берегам реки? (Лиственные: берёза, тополь, ива, ольха. Хвойные: ель, сосна.)
- Какие краски использует А. А. Рылов? ( Светло-зелёный, изумрудный, зелёный, жёлтый)
- Определите, какой это месяц лета? (Август)
- Найдите слова из текста упр. 176, которые передают увиденное на картине? (Второй абзац, первые 3 предложения)
- Что изображено на заднем плане картины? ( Поле, на нём стог. Вдали деревня, видны зеленеющие ещё деревья.)
- Какое небо на картине? ( Голубое, светлое, с проблесками облаков)
- Что хотел сказать А. А. Рылов, создав картину “Полевая рябинка”?
Любовь к природе, восхищение красотой летней природы, умение видеть красоту в самых обычных явлениях.
- Составление плана сочинения.
- Художник А. А. Рылов – певец русской природы.
- Картина А. А. Рылова “Полевая рябинка”.
- Передний план картины.
а) цветущий луг;
б) цветы пижмы;
в) настроение.
2. Центральная часть картины
а) река;
б) кусты, деревья по берегам реки;
в) краски, которые использует художник;
г) слова В. Солоухина.
3. Задний план картины.
а) поле;
б) деревья вдали;
в) небо.
3. Что я чувствую, когда смотрю на картину А. А. Рылова “Полевая рябинка”?
VII. Справочные материалы. Отбор материалов для сочинения.
а) Слова и словосочетания со значением места:
- слева от … виднеется;
- прямо перед нами изображены ... ;
- на переднем плане художник пишет ... ;
- задний план занимает ... ;
- вдалеке открывается ... .
б) Образно – выразительная лексика:
- бескрайний зелёный массив, величавая тишина, внешняя простота, прозрачный воздух; достоверная картина; естественная красота, живописный уголок
- желтеющая трава, золотисто-жёлтый оттенок, золотистый тон, золотое сияние; изумительное живописное богатство, изумрудная зелень, изящество штриха; клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака; линия горизонта, мчатся облака; нежное цветение, никнущие травы; осенний пейзаж, ощущение глубины и пространства; прозрачная синева; раскинулось шатром небо; яркие золотые цвета, бегущие облака, безграничный простор.
- воспринимать красоту, замечательно передать; запечатлеть облик, лирические пейзажи; мастерски написана, многогранное цветовое решение, яркий контраст.
VIII. Работа с деформированным текстом.
Перед нами картина художника ….
На этом … художник изобразил … полдень.
Загорелась …огнём полевая рябинка.
… цветы пижмы полыхают …, словно впитывают в себя лучи …
Нарядные цветы … на переднем плане картины.
Они высоко подняли свои ….
Над бескрайними просторами полей раскинулось… небо
По нему мчатся …. облака.
… журчит речка, которая словно бы напиталось за лето синевой чистого неба.
… склонились к реке.
А. А. Рылова “Полевая рябинка”
пейзаже
знойный
ярким
Ярко – жёлтые
золотом
летнего солнца
красуются
красноватые зонтики
огромное
пышные розовеющие
Тихо
Грустные ивы
IX. Самостоятельная работа детей (написание сочинения по картине А. А. Рылова “Полевая рябинка”).
См. презентацию.
Литература к уроку
1. Васильевых И. П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику
С. И. Львовой и В. В. Львова “Русский язык. 5 класс” /И. П. Васильевых; под ред. С. И. Львовой. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
2. Львова С. И. Русский язык. 5 кл. В 3 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
3. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику “ Русская речь. Развитие речи” 5 класс.- М.: - Дрофа, 2002.
4. Никитина Е. И. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1993.
5. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/ авт.-сост. А. А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.