Тип урока: комбинированный урок.
Цели по содержанию:
- Образовательная –
- способствовать формированию знаний по пеленанию грудных детей,
- научить пеленать детей.
- Коррекционно-развивающая – создать условия для:
- коррекции мышления через анализ и сравнение действий при пеленании,
- коррекции памяти через многократное повторение нового материала,
- коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы,
- коррекция речи учащихся при ответах на вопросы.
- Воспитательная – способствовать воспитанию:
- интереса к теме урока,
- культуры поведения, культуры речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Средства обучения:
- ноутбук, мультимедиапроектор,
- мультимедийная презентация «Пеленание грудных детей»,
- комплект одежды для грудного ребенка, кукла,
- кроссворд (приложение 2),
- раздаточный материал «Порядок пеленания грудных детей» (приложение 3),
- карточки-задания (приложение 4).
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
- принцип связи обучения с жизнью,
- принцип сознательности и активности в обучении,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Основные знания: учащиеся должны знать назначение пеленания, дифференцировать одежду для грудных детей.
Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться пеленать кукол.
Подробный конспект урока – см. Приложение 1.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Целеполагание и мотивация.
- Изучение нового материала.
- Применение знаний и умений. Практическая работа.
- Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.
- Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.
Ход урока
Слайд 2.
I. Организация начала урока.
Учитель побуждает школьников к организации рабочего места, создаёт комфортную обстановку. Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель организует актуализацию знаний учащихся по теме через решение кроссворда и ответы на вопросы про одежду новорожденного. Учащиеся выполняют задания. Приложение 2.
Слайд 3.
Учитель: «Вспомните названия одежды для новорожденного и заполните кроссворд. После этого мы проверим ваши ответы на слайде».
При проверке учитель называет номер слова и контролирует работу класса. Учащиеся дают правильный ответ, сверяют его со словом на слайде и видят иллюстрацию одежды. Слова появляются по порядку по щелчку мышки, изображения – автоматически.
Слайд 4.
Учитель приглашает к доске ученика и предлагает назвать одежду новорожденного в любом порядке. Отвечающий говорит слово и щелкает мышкой по нужному изображению, открывается буква. Во время ответа на слайде появляются буквы.
Учитель: «Какое слово можно составить из представленных букв?»
Учащиеся: «Пеленка». На экране появляется слово и изображение.
Учитель: «Для чего предназначена пеленка? Что мы будем с ней делать?»
III. Целеполагание и мотивация.
Слайд 5.
Учитель организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на важность темы. Учащиеся обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
Учитель: «У новорожденного ребенка еще совсем не скоординированы движения. Ребенок часто пугается от спонтанного движения своих ручек и ножек. Поэтому ребенку требуется ощущать поверхность рядом со своим телом. Конечно лучше всего если этой поверхностью будет мама. Но мама не всегда может держать на руках новорожденного, например во время сна, и тогда маму может сменить пеленка. Новорожденный чувствует себя комфортно свернувшись в пеленке «калачиком», ножки у него подогнуты к подбородку, а ручки скрещены на груди. … При таком пеленании ребенок не зажат пеленкой, а свободно обернут ее. Это пеленание так и называют – «Свободное». Постепенно новорожденный ребенок привыкает и уже не пугается своих ручек и ножек. Значит пришло время отказаться от пеленания. … Раньше учили пеленать ребенка с вытянутыми ручками и ножками. Такой способ пеленания называется «тугой». [1] Такое пеленание чаще всего используется в первый месяц жизни и в ночное время, чтобы малыш спал спокойнее. Мы будем учиться пеленать вторым способом».
Вопросы для обсуждения:
- Для чего пеленают новорожденных?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Чему должны научиться?
IV. Изучение нового материала.
Учитель организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентации.
Слайд 6.
Учитель: «Что необходимо сделать до пеленания? Почему?» Во время беседы учащиеся определяют предметы, необходимые для пеленания. На экране появляются необходимые иллюстрации. Учитель показывает на столе расположение одежды для пеленания и объясняет свои действия.
Учитель: «Специальные пеленальные столики с бортиками в обычной семье редкость и поэтому, можно пеленать дитя на кровати или столе, подстелив что-нибудь мягкое. Сверху укладывают пеленку, подогнув верхний край на 5-7 см, в центр – распашонку и подгузник. Всё готово для пеленания!»
Слайд 7.
Учитель: «Когда всё готово, начинаем пеленать. Осторожно кладем малыша на пеленку в центр и заворачиваем пеленку по правилам». На слайде по очереди показываются изображения, которые комментируется учителем.
- Вокруг тела малыша оборачивают левый край пеленки, заправляя ее край под малыша.
- Затем правый край.
- Нижний конец необходимо расправить и загнуть вверх.
- Боковые концы расправляют, чтобы не было складок.
- Заправляют сзади, за спиной ребёнка.
- Конец хвостика подворачиваем за фиксирующий край. [2]
Далее учащимся предлагается посмотреть пеленание малыша медсестрой в видеоролике из сети Интернет (гиперссылка на заголовке слайда).
Учитель показывает пеленание на кукле сначала медленно, затем быстро, комментируя свои действия. В ходе просмотра обращается внимание на особенности пеленания.
Слайд 8.
В процессе беседы ещё раз проговариваются правила пеленания, информация выводится на экран.
- Подготовить всё необходимое.
- Расправлять все складки на пеленке.
- Закреплять концы пеленки.
V. Применение знаний и умений. Практическая работа.
Приложение 3.
Учитель организует деятельность учащихся для выполнения практической работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, используя раздаточный материал «Порядок пеленания грудных детей», информацию слайда, одежду для новорожденного и куклу. Практическую работу лучше выполнять в группах по 2-3 человек. Учащиеся объясняют выполнение задания друг другу, проговаривают порядок пеленания, осуществляют само- и взаимопроверку.
VI. Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.
Слайд 9.
Учитель: «Для закрепления знаний предлагаю выполнить задание. На экране показаны изображения, необходимо расставить их правильно. Для этого нужно щелкнуть на иллюстрацию, которая соответствует первому действию пеленания. По щелчку изображение переместиться в нужное место. Затем выбрать второе действие и т.д. В итоге на экране появится правильная последовательность пеленания новорожденного». Ученик выполняет задание, остальные проверяют правильность ответа.
Слайд 10.
Ученикам предлагается выполнить задания самостоятельно по карточкам, ответы записать в бланк ответов. Проводится взаимопроверка ответов в соответствии с образцом на слайде. Учитель делает вывод о выполнении задания. Приложение 4.
VII. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.
Слайд 11.
В конце урока подводится итог занятия по вопросам.
- О чём мы говорили на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Для чего пеленают малыша?
- С чего начинают пеленание?
- Что необходимо подготовить?
- Перечислите правила пеленания.
Слайд 12.
Учитель делает выводы по уроку, создать условия для рефлексии деятельности учащихся. Предлагается продолжить предложения:
- На уроке я …
- У меня получилось…
- Я хочу научиться…
Слайд 13.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет оценки.
Источники информации
- Новорожденный.RU novorozhdennyj.ru
- Пеленание малыша. Инструкция в картинках // Кукузя www.kukuzya.ru/page/pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh
- Как пеленать ребенка www.youtube.com/watch?v=CVmSeKxkzZo (видеоролик)
- Пеленание новорожденного // Материнство www.materinstvo.ru/art/670/