Ломоносовский турнир. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: дать учащимся представление о М. В. Ломоносове, его жизни и деятельности, выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова способствовать развитию познавательных способностей, развивать навыки и умения логического мышления, память, внимание, способность к аналитической деятельности, умственные способности детей.

Примечание: за каждый правильный ответ учащийся получает балл в виде фишки (Приложение 1)

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный выдающемуся человеку, посвященный 300- летию со дня его рождения. А как его зовут, чем он занимался и почему же этот человек выдающийся мы узнаем на этом уроке.

Презентация, слайд 1

А сейчас рассаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие. Путешествие интересное, поэтому с собой берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых ребят.

При прохождении станций вам необходимо:

  • быть внимательными;
  • активными;
  • соблюдать тишину и порядок.

Итак, поехали!

Песня (Презентация, слайды 2–7)

Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.

Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

А если нас увидит
И встретит кто- нибудь
Друзей он не обидит
Он скажет: «В добрый путь!»

Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

3. Основная часть

А в какие же далекие края мы с вами приехали? Давайте узнаем?

- Ну что же, нам в этом поможет лабиринт.

Презентация, слайд 8 (объяснение задания, у каждого на столе распечатанный лабиринт (приложение 5))

- Итак, ребята в какие же далёкие края мы с вами попали? (село Денисовка)

Презентация, слайд 9 - читаю текст в презентации (Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке Денисовка, на севере России, близ г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его ...?)

Отгадав загадку и ребус, мы узнаем кто же жил в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда и, как же зовут нашего именинника.

В школе учится мальчишка,
Первоклассник-шалунишка.
Разорвал тетрадь и книжку –
Наказала мама... 
(Мишку)

Так ласково называла мама мальчика. А назовите полное имя. (Михаил)

- А сейчас, отгадав ребус, который лежит у вас на столах, вы узнаете фамилию именинника Михаила

Ребус (у каждого на парте)

Задание: Записать первые буквы в названиях картинок. (приложение 4)

(Обратить внимание учащихся на правописание слова огурец)

Л О М О Н О С О В

Итак, ребята! Михаил Ломоносов (Презентация, слайд 10)

Вы слышали что-нибудь об этом человеке? (Ответы детей.)

Назовите число стоящее перед числом 20. (19)

Назовите предпоследний месяц года. (ноябрь)

Назовите число стоящее перед числом 2. (1)

Назовите число следующее за числом 6. (7)

Назовите первое нечетное число в натуральном ряду чисел. (1)

На слайде появляется запись: 19 ноября 1711 год

- Как вы думаете, что за дату мы с вами записали? (день рождение)

- Правильно! И в этом году Михаилу Васильевичу Ломоносову исполняется 300 лет со дня рождения.

О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 19 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умерла очень рано. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая

Презентация, слайд 11. Замечательная черта Миши Ломоносова несокрушимая воля и охота к знанию.

Презентация, слайд 12 Они заставили его в возрасте 19 лет уйти из Денисовки. Он узнал, что только в трёх городах – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

Мечтал, да знал: в Спасские школы крестьянских детей принимать запрещено особым указом. Добрые люди посоветовали схитрить, назваться сыном дворянина. И сошло! На другой уже день сидел он в полутёмном со сводчатыми потолками классе на самой последней скамье.

Презентация, слайд 13

Михайло не знал латыни. Откуда он мог её знать? А потому посажен был в самый первый класс, в «фару». На переменах школяры, десятилетние мальчишки смеялись и перстами на него тыкали:

- Гляди, детина какой, а с младшими в одном классе сидит!

- Ха, в двадцать лет азы латыни вздумал учить!

От обиды кулаки сжимал, терпел и ещё упорнее учился. За год успел пройти три класса. И уже через год был в четвёртом классе. В достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.

(Групповая работа)

- А сейчас ребята мы с вами узнаем, какой вклад в науку внес Михаил Васильевич Ломоносов. Задания будут по парам. Ваша пара это сосед.

Давайте вспомним правила работы в паре. Презентация, слайд 14

  1. Говорим вежливо, 
  2. называем собеседника по имени,
  3. говорим по очереди, не перебивая друг друга,
  4. внимательно слушаем,
  5. если непонятно, переспросите партнера,
  6. четко высказываем свое мнение,
  7. соблюдаем порядок на парте,
  8. уважаем мнение собеседника.

А теперь слушаем внимательно задание.

- У вас на партах лежат конверты, в них буквы. Вам нужно из этих букв составить слово и подумать, что оно обозначает.

Окончанием вашей работы будут служить поднятые вместе вверх руки. Презентация, слайд 15

Презентация (слайды открываются по ответу учеников)

  • Слайд 16. Химик
  • Слайд 17. Физик
  • Слайд 18. Астроном
  • Слайд 19. Стихотворец. Языкознание
  • Слайд 20. Историк
  • Слайд 21. Географ
  • Слайд 22. Металлург
  • Слайд 23. Геолог 
  • Слайд 24. Математик. Механик. Метеоролог. Биолог
  • Слайд 25. Художник. Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века – они возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своём художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.

- Ребята, вы представляете, в скольких областях науки прославился М. В. Ломоносов.

- А сейчас и мы с вами попробуем поработать в технике мозаика. Закрась области указанным цветом (не отмеченные - оставь белыми) и скажи, что изобрел М. В. Ломоносов (термометр, телескоп). (или предложить детям раскрасить картинку с термометром или телескопом) (Приложение 2)

4. Подведение итогов. Вручение грамот. (Приложение 3)