Развитие речи учащихся - важная многоаспектная проблема. Она включает в себя, с одной стороны, научные основы (лингвистические и психологические), с другой - методическое содержание (принципы, виды работ, методы развития речи).
Вопросы развития речи находятся в центре внимания современной методики русского языка и сегодня особенно актуальны.
К сожалению, в последнее время уровень общей культуры, а также культуры речи заметно снижается. В связи с этим работа учителя русского языка и литературы приобретает особую ценность.
Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Этот процесс протекает или в узкой форме (говорение - слушание), или в письменной форме (письмо - чтение).
Отсюда вытекают конкретные задачи в обучении школьников языку, в обучении речи. Развитие речи (именно развитие, так как дети, приходящие в школу, уже владеют начальными речевыми навыками) имеет в виду для учителя конкретные направления работы:
- учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);
- учить умению читать (понимать написанное);
- учить умению говорить (передавать информацию устно);
- учить умению писать (передавать информацию письменно);
- учить конкретному общению как обмену репликами, т.е. диалогу.
Развитие речи - это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся - это постоянная работа на каждом уроке. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи учащихся, ориентируясь на те реальные задачи, которые им предстоит решать в жизни.
Я считаю, что речевое развитие - это основа интеллектуального развития. Ведь любой уважающий себя и окружающих человек должен уметь ясно, точно, логично формулировать и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. А научиться этому помогут уроки русского языка.
К сожалению, современная речевая среда школьника имеет массу проблем, которые необходимо ликвидировать. В последнее время уровень общей культуры, а так же культуры речи заметно снижается. С горечью отмечаю, что в современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, с городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Что также влияет на речевую среду школьника. Однако это раскрепощение литературных норм не должно приводить к их стилистическому снижению.
Меня возмущают факты искажения слов, неверного их произношения, т. е. нарушения общепринятых литературных норм. Факты эти имеют место не только в разговоре прохожих на улице, но и в СМИ. Даже дикторы радио и ТВ допускают нарушения норм литературного языка. А ведь когда-то их речь была образцом для подражания. Всё это мешает учащимся закрепить полученные на уроках знания.
Конечно, развитие СМИ привело к распространению речи спонтанной, к свободному изложению мыслей, почти к импровизации. Но человек, не знакомый с языковыми нормами, не сможет грамотно построить свою речь. Тем более, когда встречаются орфографические, грамматические и другие ошибки в объявлениях, ценниках, на вывесках, в рекламе: А чрезмерное количество иноязычных слов, которые используются и в бытовой, и в официальной среде, причём часто неоправданно? А жаргонизмы, которые делают нашу речь примитивнее? Разговорная речь многих молодых людей так и пестрит ими. Такая речевая среда отрицательно влияет на школьников.
Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при восприятии речи на расстоянии (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.
Хочу заметить, что культура языка, как и любая культура, предполагает постоянное освоение и "возделывание", обработку и охрану. И чем раньше учащиеся это поймут, тем лучше будет результат.
Необходимо беречь язык от засорений вульгаризмами и жаргонизмами от стилистического "снижения" и стилевого "усреднения". Не стоит также чрезмерно использовать в речи ненужные иноязычные заимствования. Необходимо оберегать язык от разного рода неточностей. Словом, от всего, что ведет к его оскудению, а, следовательно, к обеднению или омертвению мысли.
Основное свойство речи - правильность.
Правильность как необходимое условие хорошей речи была замечена, сформулирована и описана еще античными стилистами. Например, ещё Цицерон утверждал, что уметь правильно говорить еще не заслуга, а не уметь - уже позор.
Большинство современных детей не умеет даже правильно общаться!..
Чтобы полноценно общаться, человек должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным. В современной же речевой среде школьникам особенно трудно добиться положительных результатов.
Поэтому я считаю, культура языка может быть осмыслена даже в экологическом аспекте - как часть здоровой окружающей "речевой среды существования", освобожденной от ошибок и неточностей, негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность.
Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку.
На уроках русского языка реализуются главным образом три направления работы по развитию речи учащихся: обогащение словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи школьников. (Первое направление осуществляется не только на уроках русского языка, но и в процессе всей их учебной, общественной и трудовой деятельности).
В своей профессиональной деятельности учитель должен заботиться о воспитании мыслящего и действующего человека - творца, для которого традиционные нормы - одновременно и нравственное требование, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, необходимых для жизни общества. И здесь важна роль мастера слова, в качестве которого выступают не только писатели и поэты, но и учитель, образцово владеющий русским языком. У.Н. Заболоцкого есть прекрасное "филологическое" стихотворение, "Читая стихи"(1948г), которое заканчивается так:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
В этих замечательных строках - гимн мудрости русского слова, разумной одухотворенности художественной, поэтической речи.
Так давайте заботиться о красоте, чистоте и правильности нашей речи!
Давайте говорить правильно и учить этому других!
Наши дети должны слышать речь, лишённую каких бы то ни было ошибок. Только в этом случае в современной речевой среде школьника не будет проблем.
Литература.
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999.
2. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителя. Москва, 1984.
3. Психологические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1974.