Практикой работы с детьми ДЦП доказано, что формирование различных компонентов речи невозможно без хорошего развития голоса и дыхания. Поэтому логопедами в санатории проводится большой объём работы над голосом и дыханием у дошкольников с ДЦП.
У детей с церебральным параличом преобладает больше верхнерёберный тип дыхания, который оказывает влияние на чистоту, глубину и ритм дыхания; отмечается укорочение фонационного дыхания; у большинства детей отмечается отсутствие глубины дыхательных движений и недостаточности их произвольности; нарушен ритм дыхания. Причиной выступают гиперкинезы и дистония мышечного тонуса.
Многим детям не доступны произвольные изменения силы голоса, высоты голоса, отсутствуют произвольные изменения голоса, наблюдаются слабо выраженные голосовые модуляции, охриплость голоса. Работа по развитию голоса и дыхания проводится при положительном эмоциональном настроении детей, их максимальной активности и заинтересованности. Начинается с общего расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. Для этого логопед совместно с невропатологом находил наиболее адекватные для каждого ребёнка позы и положения, в которых влияние патологических шейно - тонических рефлексов было бы минимальным, оптимальную позу “рефлекс запрещающие позиции” и только потом приступали к работе.
Упражнения по развитию силы голоса.
1. Удлинение произнесение звуков (при средней силе голоса):
У … У И … И О … О Э … Э А … А З … З АУ … АУИ … УЗО … АИ … ОУИ … УЗА …
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко):
О О О О И И И И А А А А Э Э Э Э У У У У
3. Ослабление голоса (громко – тихо шёпот – беззвучная артикуляция).
Проводится как и предыдущее упражнение на материале гласных звуков.
ОООО ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ О О О О ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ
9. Чтение стихотворений, сказок, потешек с постепенной сменной силы голоса.
Сказка Л.Н. Толстого “Три медведя”
- громко и низко рычит Михаил Иванович.
- рычит Настасья Петровна не так громко.
- тихо пищит Мишутка.
Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при чтении текста сказки
- заревел большой медведь страшным голосом.
Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, а так же некоторых дыхательных упражнений по методике Н.С. Стрельниковой
Упражнение “ладошки”
В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Норма - 96 вдохов – выдохов. Это так называемая стрельниковская “сотня”.
Упражнение “ладошки” мы выполняли сидя, или лёжа, по 4 вдохов.
Норма:
- по 4 вдоха – движения – 24 раза,
- или по 8 вдохов-движений -12раз,
- или по 16 вдохов-движений – 6 раз,
- или по 32 вдоха- движения – 3 раза.
Упражнение “погонщики”
Во время проведения дыхательной гимнастики мы следили за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Концентрировали внимание ребёнка на ощущениях от движений диафрагмы, межрёберных мышц и мышц нижней части живота. Следили, что бы все дыхательные движения ребёнок выполнял плавно, под счёт.
Вывод: Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложенные приёмы логопедической работы обогащают реабилитационный комплекс медико – социальных программ.
Применение системы коррекционного воздействия, по развитию функций голоса и дыхания, позволяет чётко организовать логопедическую работу, добиться устойчивых положительных результатов и, в целом повысить эффективность логопедической работы с дошкольниками с церебральным параличом.