Урок математики по теме "Числовые последовательности". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель:

Ввести понятия числовой последовательности (конечной и бесконечной), членов последовательности, их обозначения и способы задания. Учить находить члены последовательности, заданные различными способами.

Развивать умение анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Воспитывать последовательность и аккуратность в деятельности.

Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Задача: Находить члены последовательности, закрепленные на определенном месте.

Средства обучения: интерактивная доска, ПК с мультимедийным проектором, электронные носители, линейка, карандаш, ластик.

Девиз: “Изучите азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.

И.П.Павлов

План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 5мин.
  3. Изучение нового материала – 10 мин.
  4. Первичное закрепление полученных знаний – 20 мин.
  5. Первичный контроль – 6 мин.
  6. Итог урока – 1 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

Содержание урока

  1. Орг.момент.
  2. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимого оборудования и учебных принадлежностей.

  3. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний и умений учащихся.

А) Найдите значение выражения (x+y)/x при x=?2,5, y=3

Б) Найдите значение выражения n/(n-2)при n=1,3,10. При каких n имеет смысл это выражение?

2. Напишите формулу четных чисел; чисел, кратных 5; кратных 10. Кратных 2 и 5.

3. Найдите закономерности:

А) 1, 4, 7, 10, 13, …     (аn+1=an+3),

2, 6,18, 54, 162, …        (an+1=an*3)

В) 1, 1, 2, 3, 5, 8,        (an+1= an+ an-1)

III. Объяснение нового материала.

Презентация Числовые последовательности”. (Приложение 1)

IV. Закрепление темы. (Работа в парах)

№ 560. Выпишите несколько членов последовательности натуральных чисел, кратных 3, взятых в порядке возрастания. Укажите её первый, пятый, десятый, сотый и n-ый члены.

№ 564(устно). Перечислите члены последовательности (xn), которые расположены между: а) х31 и х36, б) xn и xn+1,в) xn-4 и xn, г) xn-2 и xn+2.

№ 562. Письменно в тетради

№ 565 (е).

Решение.

X1=0,5*41=2; X2=0,5*42=8; X3=0,5*43=32;

X4=0,5*44=128; X5=0,5*45=512; X6=0,5*46=2048.

Называется этот способ задания последовательности?

Карточка №1. Задания а, б (1-5). Работа с интерактивной доской. (Приложение 2)

№ 569(г)

a1 = 3; a2= 3-1=1/3; a3=(1/3)-1=3; …

Устный счет.

Презентация 12 (А-9) [4] (Приложение 3) Слайд 2,4

Работа по карточке №2 (Индивидуальная) выполняется на компьютере. (Приложение 5)

V. Самостоятельная работа [4] (Первичный контроль знаний). (Приложение 4)

VI. Итог урока.

Приведите пример числовой последовательности:

А) конечной;

Б) бесконечной.

Какие способы задания последовательности вы знаете?

Какая формула называется рекуррентной?

Каким способом можно найти члены последовательности?

VII. Рефлексия.

Я умею вычислять n-ый член последовательности…

Я затрудняюсь вычислять n-ый член последовательности…

VIII.Домашнее задание: п.24, №№ 561,563, 566, п.10, стр.244 повторить.

Найти в литературе, Интернете или других источниках информации старинные задачи на использование знаний о последовательностях.

Литература

1). Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений . Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под редакцией С. А. Теляковского. – 18-е издание – М.: Просвещение, 2011г .

2)Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова. Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся// М.,Интеллект-Центр, 2006г.

3) Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Алгебра 9 класс. Итоговая аттестация//Ростов-на-Дону, “Легион”, 2008г.

Математика в школе: http:// school.msu.ru/content/view

Последовательности, изучаемые в школе: http:// www.bible-center.ru/note

Последовательности и функции: http:// www.bymath.net/studyguide/ana/sec/ana

4) Сайт http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=13