Определение роль определения в речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  • дать понятие о второстепенном члене предложения определение его роли в предложении
  • развивать устную, письменную речь.
  • воспитывать любовь к родному языку, литературе

Знать:

  • отличие предложения от словосочетания
  • какую роль выполняет определение в тексте

Уметь:

  • находить в тексе определение и употреблять их в речи
  • сформировать представление о второстепенном члене предложении – определение.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 5 класс 1 часть под ред. С.И. Львова, В.В. Львов
  • учебник “Литература” 5 класс 1 часть под ред. Г.С. Меркин
  • презентация к уроку

Ход урока

I. Организация класса

  1. Здоровьесберегающий энергизатор: - что ждёте от урока.

II. Пред коммуникативный момент

  1. Актуализация класса – мозговой штурм

- продолжите фразу:

Предложение – это...(по упражнению стр. 127)

III. Коммуникативный момент

1.Работа с текстом.

Сегодня в нашем дворе потерялся маленький двухмесячный персидский котёнок. Он чёрненький и доверчивый. Очень просим вернуть по адресу: ул. Рылеева, д. 53

Прочитайте выразительно текст и ответьте на вопросы:

- Что перед вами? (объявление)

- Докажите.

- Как бы вы поступили, прочитав его?

- Назовите слова выражающие отношение детей к котёнку. С помощью каких речевых средств переданы их отношение?

- Найдите слова в которых выражена информация.

- Что бы вы изменили в объявлении и почему?

- Как бы звучало объявление? (Пропал двух месячный чёрный персидский котёнок) (Нашедшего просим принести по адресу ул. Рылеева, д. 53)

2. Работа в тетрадях

- Запишите предложение:

Потерялся чёрный персидский котёнок

- Сделайте синтаксический разбор предложения

- Выпишите словосочетания и произведите разбор.

чёрный персидский котёнок

Прилаг.            Прилаг.               Сущ.

Прилаг. + Сущ. - согласование

- Чем отличается словосочетание от предложения (неполная информация)

IV. Объяснение нового материала (слайд)

1.Фронтальный опрос

- Дайте понятие: определение – это

- Подберите однокоренные слова к слову определение. определить)

- Определите способ образования данного слова (Суффиксальный)

- Что определяет, называет определение в тексте? (Качество, цвет, возраст,

пароду, т.е. признак предмета)

- Какую ещё могут нести информацию определения?

Физминутка.

2. Работа с учебником литературы

А.С. Пушкин “Руслан и Людмила” Отрывок из поэмы стр. 124-126

- Выберите словосочетание прилаг. + сущ.

(Златая цепь, дуб зелёный, кот учёный, неведомых дорожек, невиданных зверей, песчаный и пустой брег, из ясных вод, грозный царь, тридцать витязей прекрасных, бурый волк и т.д.)

- Найдите среди них эпитеты и запишите в тетрадь столбиком и подберите к ним синонимы:

Кот учёный – умный,

Брег пустой – безлюдный,

Ясных вод – прозрачных,

Грозной царь – жестокий,

Прекрасных вод – красивых.

- Уберите из текста определение – эпитеты или замените синонимами

- Каким стал текс? (Невыразительный)

- Какова роль определения в тексте?

Вывод: Определения делают речь яркой образной

3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста А.С. Пушкина.

(Определите ключевые слова в строфах определите темп, интонацию голоса)

- Выразительное чтение текста вслух

V. Рефлексия.

- Каким представляете кота? (Словесное рисование с использованием определений, эпитетов)

(Внешний вид, походка, характер)

- Совпадает ли портрет кота, созданный вами, с иллюстрацией в учебнике?

VI. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Выставление оценок учащимися

Домашнее задание: стр. 138-140 выучить правило, упр. 373 или написать стихотворение “Учёный кот” и проиллюстрировать