Цели:
- дать понятие о второстепенном члене предложения определение его роли в предложении
- развивать устную, письменную речь.
- воспитывать любовь к родному языку, литературе
Знать:
- отличие предложения от словосочетания
- какую роль выполняет определение в тексте
Уметь:
- находить в тексе определение и употреблять их в речи
- сформировать представление о второстепенном члене предложении – определение.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 5 класс 1 часть под ред. С.И. Львова, В.В. Львов
- учебник “Литература” 5 класс 1 часть под ред. Г.С. Меркин
- презентация к уроку
Ход урока
I. Организация класса
- Здоровьесберегающий энергизатор: - что ждёте от урока.
II. Пред коммуникативный момент
- Актуализация класса – мозговой штурм
- продолжите фразу:
Предложение – это...(по упражнению стр. 127)
III. Коммуникативный момент
1.Работа с текстом.
Сегодня в нашем дворе потерялся маленький двухмесячный персидский котёнок. Он чёрненький и доверчивый. Очень просим вернуть по адресу: ул. Рылеева, д. 53
Прочитайте выразительно текст и ответьте на вопросы:
- Что перед вами? (объявление)
- Докажите.
- Как бы вы поступили, прочитав его?
- Назовите слова выражающие отношение детей к котёнку. С помощью каких речевых средств переданы их отношение?
- Найдите слова в которых выражена информация.
- Что бы вы изменили в объявлении и почему?
- Как бы звучало объявление? (Пропал двух месячный чёрный персидский котёнок) (Нашедшего просим принести по адресу ул. Рылеева, д. 53)
2. Работа в тетрадях
- Запишите предложение:
Потерялся чёрный персидский котёнок
- Сделайте синтаксический разбор предложения
- Выпишите словосочетания и произведите разбор.
чёрный персидский котёнок
Прилаг. Прилаг. Сущ.
Прилаг. + Сущ. - согласование
- Чем отличается словосочетание от предложения (неполная информация)
IV. Объяснение нового материала (слайд)
1.Фронтальный опрос
- Дайте понятие: определение – это
- Подберите однокоренные слова к слову определение. определить)
- Определите способ образования данного слова (Суффиксальный)
- Что определяет, называет определение в тексте? (Качество, цвет, возраст,
пароду, т.е. признак предмета)
- Какую ещё могут нести информацию определения?
Физминутка.
2. Работа с учебником литературы
А.С. Пушкин “Руслан и Людмила” Отрывок из поэмы стр. 124-126
- Выберите словосочетание прилаг. + сущ.
(Златая цепь, дуб зелёный, кот учёный, неведомых дорожек, невиданных зверей, песчаный и пустой брег, из ясных вод, грозный царь, тридцать витязей прекрасных, бурый волк и т.д.)
- Найдите среди них эпитеты и запишите в тетрадь столбиком и подберите к ним синонимы:
Кот учёный – умный,
Брег пустой – безлюдный,
Ясных вод – прозрачных,
Грозной царь – жестокий,
Прекрасных вод – красивых.
- Уберите из текста определение – эпитеты или замените синонимами
- Каким стал текс? (Невыразительный)
- Какова роль определения в тексте?
Вывод: Определения делают речь яркой образной
3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста А.С. Пушкина.
(Определите ключевые слова в строфах определите темп, интонацию голоса)
- Выразительное чтение текста вслух
V. Рефлексия.
- Каким представляете кота? (Словесное рисование с использованием определений, эпитетов)
(Внешний вид, походка, характер)
- Совпадает ли портрет кота, созданный вами, с иллюстрацией в учебнике?
VI. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Выставление оценок учащимися
Домашнее задание: стр. 138-140 выучить правило, упр. 373 или написать стихотворение “Учёный кот” и проиллюстрировать