Открытый урок по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели урока: обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; определять род и число имен прилагательных; правильно писать родовые окончания.

Оборудование: картинка с изображением вороны, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.
  3. а) Вв Вв….

    Вьюга, вьёт, пьёт, разъезд

    Всякому мальчику по чуланчику.

    б) Образуйте однокоренные прилагательные, разбери по составу:

    весна, ужас, туман, вкус, скука, старина, длина, место.

  4. Тема урока.

** Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме “Прилагательное”. Выясним знатоков этой темы.

(Дети работают по вопросам.)

    • Что такое прилагательное?
    • Что обозначает прилагательное?
    • На какие вопросы отвечает?
    • С какой частью речи употребляется?
    • Как изменяется?
    • Чем является в предложении?
    • Для чего используется в нашей речи?

** Отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто это….( ворона).

** Какие слова помогли отгадать? ( сероватая, вороватая, хрипловатая).

** Опишите эту птицу. (Она серая, голова у неё чёрная…) Она каркает.

** Запишем слово ворона. Какую работу можно с этим словом произвести? (Подобрать однокоренные слова.)

Один ученик записывает на доске. Разбор слов по составу.

Ворона—воронёнок, воронушка, вороний, вороньё.

** Составьте и запишите предложения о вороне.

Ворона – серая, голова, крылья и хвост – чёрные.

** Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к неё.

Дети: Люди по-разному относятся к этой птице.

-- Для одних – вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почёта.

-- Значит, разглядели в ней что – то хорошее. Что значит: считать ворон? ( Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать.)

-- Итак, что вы узнали о вороне? Как вы сами будете относиться к ней? С помощью какой части речи мы описываем ворону?

--- Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая? ,какое? ,какие? В предложении является второстепенным членом предложения.

Работа по карточкам.

  1. Прочитайте.
  2. Этот _____________ зверёк живёт в лесу. У него ___________ уши, ____________ хвост. Передние лапы _________, а задние -__________. Шубка у зверька летом - __________, а зимой - ___________. Морковка, ___________, __________ - любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша. ___________ зверёк всего боится.

  3. Впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

** Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая. Что за песня у вороны? Запишите её, пожалуйста.

( Работа проводится как минутка чистописания.)

** Что вы знаете о букве к?

Дети: Буква согласного звука [к]. Это звук может быть в начале, конце, середине слова, это звук твёрдый, а есть и мягкий [к]. Два звука обозначаются одной буквой. Она может быть большой, если это начало предложения или слово – имя собственное, или маленькой.

** Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там?

Дети: Это слова, в которых есть слог кар-.

** Запишем эти слова вместе.

Картофель, картошка, картина, карта.

** Давайте подберём к существительным соответствующие прилагательные.

Картофель (какой?) свежий, крупный…

Картина (какая?) чудесная, красивая…

Карандаши (какие?) цветные, синие…

** А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего родов в единственном и множественном числе.

М.р. – картофельный ( салат)

Ж.р. – картофельная (ботва)

Ср. р. – картофельное ( поле)

Мн. ч. – картофельные ( пироги)

** Как узнали род и число имени прилагательного?

Дети: По имени существительному, с которым оно согласуется.

** У каких прилагательных род узнать нельзя?

Дети: У прилагательных во множественном числе.

** Как отличить имена прилагательные от существительных?

Дети: По значению, по вопросам, прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Ед. число

М.р.

Какой?

-ой, - ый, -ий

Ж.р.

Какая?

- ая, -яя

Ср.р.

Какое?

- ое, -ее

Мн. число

Какие?

- ые, - ие

   

** Следующее задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите.

У…кий (узок) – широкий (жи – ши),

б…льшой (большие) – маленький,

в…сёлый (весело) – грустный (непроизносимая согласная в слове грустит),

х..роший ( словарное слово) – плохой.

** Сейчас надо образовать от имён существительных, записанных на доске, имена прилагательные и выделить орфограммы.

Честь - …

Солнце -…

Редкость - …

Чудеса - …

** А теперь поиграем в игру “Узнай слово” в переносном смысле.

-- Тёплый дождь.

Дети: Тёплая встреча.

-- Холодный ветер.

Дети: Холодный разговор.

-- Стальной характер.

Дети: Стальной гвоздь.

-- Замените прилагательное в словосочетании тёплая встреча близким по смыслу.

Дети: Душевная, радостная…

--- Составьте и запишите предложения, разберите их по членам предложения и частям речи.

Я много лет не видел своего друга. И он приехал к нам в гости. Для меня это была самая радостная встреча.

** А теперь, я думаю, вы готовы рассказать всё, что знаете об имени прилагательном. Кто начнёт? Кто поможет?

  1. Обобщение.
  2. ** Какие вы молодцы! Любите ли вы загадки?

    ** Когда это бывает?

    Голубые, синие небо и ручьи,

    В синих лужах плещутся

    Стайки воробьи.

    Дети: Весной.

    -- Лес и поле в зелени,
    Синяя река.
    Белые, пушистые
    В небе облака.

    Дети: Лето.

    -- Золотые, тихие
    Рощи и сады,
    Нивы урожайные,
    Спелые плоды.

    Дети: Осень.

    -- Лес и поле
    Белые луга.
    У осин заснеженных
    Ветки – как рога.

    Дети: Зима.

    ** А сейчас какое время года? ( Зима)

    ** Слушайте задание: напишите мини – сочинение по теме “Зима”. Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.

    Вариант 1.

    “Пишу сам(а)” ( на доске картина “Зима”).

    Вариант 2.

    Прошу маленький “SOS- помощи”. (В кармане под SOS – слова – помощники: день, мороз, снег, лес, деревья, зима.

    Вариант 3.

    Прошу большой SOS. (В кармане – карточки.)

    Пришла ______ зима. Стоят ______ морозы. Земля покрылась _________ снегом.

    Стоит ______ лес. Деревья украшены ______ узорами инея. В _________ снег спрятались ________ ёлочки. __________ мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.

  3. Домашнее задание.
  4. Итог урока. Слушаем сочинение учащихся.