Цели урока: обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; определять род и число имен прилагательных; правильно писать родовые окончания.
Оборудование: картинка с изображением вороны, карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Чистописание.
а) Вв Вв….
Вьюга, вьёт, пьёт, разъезд
Всякому мальчику по чуланчику.
б) Образуйте однокоренные прилагательные, разбери по составу:
весна, ужас, туман, вкус, скука, старина, длина, место.
** Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме “Прилагательное”. Выясним знатоков этой темы.
(Дети работают по вопросам.)
- Что такое прилагательное?
- Что обозначает прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи употребляется?
- Как изменяется?
- Чем является в предложении?
- Для чего используется в нашей речи?
** Отгадайте загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто это….( ворона).
** Какие слова помогли отгадать? ( сероватая, вороватая, хрипловатая).
** Опишите эту птицу. (Она серая, голова у неё чёрная…) Она каркает.
** Запишем слово ворона. Какую работу можно с этим словом произвести? (Подобрать однокоренные слова.)
Один ученик записывает на доске. Разбор слов по составу.
Ворона—воронёнок, воронушка, вороний, вороньё. |
** Составьте и запишите предложения о вороне.
Ворона – серая, голова, крылья и хвост – чёрные.
** Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к неё.
Дети: Люди по-разному относятся к этой птице.
-- Для одних – вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почёта.
-- Значит, разглядели в ней что – то хорошее. Что значит: считать ворон? ( Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать.)
-- Итак, что вы узнали о вороне? Как вы сами будете относиться к ней? С помощью какой части речи мы описываем ворону?
--- Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном?
Дети: Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая? ,какое? ,какие? В предложении является второстепенным членом предложения.
Работа по карточкам.
Этот _____________ зверёк живёт в лесу. У него ___________ уши, ____________ хвост. Передние лапы _________, а задние -__________. Шубка у зверька летом - __________, а зимой - ___________. Морковка, ___________, __________ - любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша. ___________ зверёк всего боится. |
** Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая. Что за песня у вороны? Запишите её, пожалуйста.
( Работа проводится как минутка чистописания.)
** Что вы знаете о букве к?
Дети: Буква согласного звука [к]. Это звук может быть в начале, конце, середине слова, это звук твёрдый, а есть и мягкий [к]. Два звука обозначаются одной буквой. Она может быть большой, если это начало предложения или слово – имя собственное, или маленькой.
** Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там?
Дети: Это слова, в которых есть слог кар-.
** Запишем эти слова вместе.
Картофель, картошка, картина, карта. |
** Давайте подберём к существительным соответствующие прилагательные.
Картофель (какой?) свежий, крупный… Картина (какая?) чудесная, красивая… Карандаши (какие?) цветные, синие… |
** А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего родов в единственном и множественном числе.
М.р. – картофельный ( салат) Ж.р. – картофельная (ботва) Ср. р. – картофельное ( поле) Мн. ч. – картофельные ( пироги) |
** Как узнали род и число имени прилагательного?
Дети: По имени существительному, с которым оно согласуется.
** У каких прилагательных род узнать нельзя?
Дети: У прилагательных во множественном числе.
** Как отличить имена прилагательные от существительных?
Дети: По значению, по вопросам, прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
Ед. число |
М.р. Какой? -ой, - ый, -ий |
Ж.р. Какая? - ая, -яя |
Ср.р. Какое? - ое, -ее |
Мн. число |
Какие? - ые, - ие |
** Следующее задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите.
У…кий (узок) – широкий (жи – ши), б…льшой (большие) – маленький, в…сёлый (весело) – грустный (непроизносимая согласная в слове грустит), х..роший ( словарное слово) – плохой. |
** Сейчас надо образовать от имён существительных, записанных на доске, имена прилагательные и выделить орфограммы.
Честь - … Солнце -… Редкость - … Чудеса - … |
** А теперь поиграем в игру “Узнай слово” в переносном смысле.
-- Тёплый дождь.
Дети: Тёплая встреча.
-- Холодный ветер.
Дети: Холодный разговор.
-- Стальной характер.
Дети: Стальной гвоздь.
-- Замените прилагательное в словосочетании тёплая встреча близким по смыслу.
Дети: Душевная, радостная…
--- Составьте и запишите предложения, разберите их по членам предложения и частям речи.
Я много лет не видел своего друга. И он приехал к нам в гости. Для меня это была самая радостная встреча. |
** А теперь, я думаю, вы готовы рассказать всё, что знаете об имени прилагательном. Кто начнёт? Кто поможет?
- Обобщение.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Слушаем сочинение учащихся.
** Какие вы молодцы! Любите ли вы загадки?
** Когда это бывает?
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайки воробьи.
Дети: Весной.
-- Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
Дети: Лето.
-- Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Дети: Осень.
-- Лес и поле
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки – как рога.
Дети: Зима.
** А сейчас какое время года? ( Зима)
** Слушайте задание: напишите мини – сочинение по теме “Зима”. Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.
Вариант 1. “Пишу сам(а)” ( на доске картина “Зима”). Вариант 2. Прошу маленький “SOS- помощи”. (В кармане под SOS – слова – помощники: день, мороз, снег, лес, деревья, зима. Вариант 3. Прошу большой SOS. (В кармане – карточки.) Пришла ______ зима. Стоят ______ морозы. Земля покрылась _________ снегом. Стоит ______ лес. Деревья украшены ______ узорами инея. В _________ снег спрятались ________ ёлочки. __________ мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме. |