В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности обучения, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Концепция развития Российского образования, переход на профильное обучение требует внедрения индивидуальных образовательных маршрутов, т.е. адаптации учебного процесса под каждого ученика независимо от его склонностей и способностей. Но, говоря о модернизации образования, нельзя забывать и об учителе как субъекте образовательного процесса. Роль методической службы школы в организации последипломного образования очень велика и требует новых современных подходов. О том, что учитель как профессионал живет лишь до тех пор, пока учится сам, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, т.е. способствующим его постоянному личностному развитию. Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы, способствующую развитию педагогов без их перегрузки, без принуждения и различных кризисов? На наш взгляд, это, в первую очередь, перевод методической системы школы в режим развития, диагностический подход к управлению методической работой, а главное, индивидуализированный, личностно-ориентированный подход к системе методической работы.
Педколлектив представляет собой сложный, полиструктурный организм, поскольку его члены отличаются по возрасту, полу, уровню профессиональной подготовленности, уровню личностного развития. Дифференцированный подход находит свое воплощение в переходе от фронтальных к индивидуальным, групповым и коллективным формам работы с педагогами, в уровневой модели организации методработы. Такая модель обычно включает в себя 5 уровней:
- Индивидуальная методическая работа педагогов, которая предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры каждого учителя согласно индивидуальному плану профессионального саморазвития.
- Предметные методобъединения.
- Межпредметные кафедры, позволяющие не зацикливаться на своем предмете, интегрируют педагогов в единое целое, позволяют решать проблемы не узкопредметных, а общих методик.
- Научно-методический совет как высший коллективный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в школе. На заседаниях УМС рассматриваются различные актуальные для работы школы вопросы, посвященные повышению аналитической культуры учителя, рациональному планированию и созданию условий для творческого роста педагогов, унификации аналитической и планирующей документации.
- Общешкольная научно-методическая работа, которая включает серию различных постоянно действующих научно-методических семинаров, выполняющих такие функции, как активное межпредметное общение, обмен педопытом, коллективное обсуждение проектов и инновационной деятельности, выработка единства подходов к инновационной, к поисково-исследовательской и научно-методической деятельности.
Разработка многоуровневой модели внутришкольной методической системыпредполагает дифференциацию педколлектива по уровню творчества, педмастерства, помогает повысить у учителей психологическую, теоретическую и практическую готовность не только к эффективной реализации различных инновационных подходов к учащимся в процессе обучения, но и к конструированию и внедрению индивидуальных методических систем как высшему уровню профессионального развития.
Высшим уровнем дифференциации педколлектива является реализация индивидуального подхода, в первую очередь, к системе внутришкольной методической работы, который заключается в построении индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого педагога, т.е. индивидуализация тесно связана с личностно-ориентированным развивающим подходом. Сущность такого подхода состоит в создании условий для проявления, целостного развития и самореализации личности педагога. Личность же развивается только тогда, когда оказывается востребованной, т.о. главная задача личностно-ориентированного подхода – сделать педагога активным субъектом методического процесса. Этот субъект полноправно участвует в определении его целей, в конструировании содержания, в диалоге с руководителями, в результате актуализируются такие качества личности, как увлеченность, эмоциональность, отношение к себе и к коллегам и к учащимся как к уникальным личностям. Усиливается направленность педагога на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, выработке собственной педагогической позиции.
Важным условием роста педагогического мастерства является профессиональное самосознание учителя, которое включает в себя
знания о себе как специалисте,
знания о себе как личности,
эмоциональное отношение к себе как педагогу.
Развитие профессионального самосознания происходит в процессе самоанализа деятельности, в процессе профессиональной самооценки.
Исследования показывают, что современного педагога и руководителя, готового к совершенствованию и инновациям отличают такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу, стремление к овладению новыми методами диагностики и самодиагностики, способность к адекватной самооценке. Перевод методической работы в режим развития предполагает овладение методиками самоанализа, целеполагаения, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, т.е. методиками педагогической, методической диагностики.
Содержание педагогической диагностики понимается как изучение и оценка, регулирование и коррекция методического и педагогического процессов на уровне личности ребенка и деятельности педагога.
Изучение личности и деятельности педагога – необходимое условие повышения качества и эффективности, а также индивидуализации методической работы, а для этого необходимо изучение реальных возможностей каждого педагога. Диагностика позволяет определить затруднения и сильные стороны каждого учителя, наметить пути развития индивидуального стиля педагогической деятельности. Проведение диагностики и особенно самодиагностики педдеятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа и самооценки. Это позволяет перевести работу с педагогическими кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции.
Знать каждого и дойти до каждого – далеко не простые задачи, которые педдиагностика помогает методистам решать более успешно, облегчать организацию методической работы, повышает ее эффективность. В процессе организации диагностики важно соблюдать поэтапность, периодичность, так как необходимо изучение изменений, а не только статичного состояния объекта диагностики (обязательно 3 среза: исходная диагностика, сравнительная диагностики и итоговая диагностика). Т.е. необходима системная диагностика или мониторинг. Пользуясь результатами, руководитель-методист должен помочь учителю определить перспективы, пути и способы профессионального развития педагога.
Внутришкольный контроль также является одной из форм диагностики педдеятельности и осуществляется по следующему алгоритму:
- Учитель заполняет технологическую карту контроля
Ф.И.О. Предмет Нагрузка Квалификационный разряд
1.Выберите себе приемлемую форму контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, административный, индивидуальный)
1 четверть ______________________
2 четверть_______________________
3 четверть_______________________
4 четверть_______________________
2. Ваши трудности в педагогической деятельности?
Чья помощь нужна?
3.Направление Вашей методработы
4. Где и когда будут подводиться ее итоги?
5. Отметьте темы, уроки, которые Вы хотели бы предложить на открытые занятия
6.Когда и для кого они будут проводиться?
7.План-график контроля Вашей работы
Класс |
Тема |
Срок |
Цель котроля |
Кто контролирует |
8.Укажите уроки, которые Вы планируете посетить у коллег?
Учитель согласовывает карту с руководителем МО.
Руководитель МО собирает и систематизирует карты контроля учителей.
Завуч анализирует обобщенную информацию, совместно с руководителем МО составляет план контроля.
В организации работы мы четко разделяем контроль и инспектирование: контроль понимается как оказание методической помощи, его объект – педагогическая деятельность, инспектирование – проверка, ее объект – результаты учебно-воспитательного процесса.
В результате всех диагностических процедур заполняется карта профессиональной деятельности педагога, где обязательно должна быть графа “самооценка” и поиск совместного решения проблем.
При такой организации работы обеспечивается взаимодействие внутришкольного контроля и методической работы, развивается самоуправление, создаются условия для непосредственного выхода на каждого учителя с целью его оптимального развития.