Цель: создать условия для формирования представления о природной зоне тундры; исследовать и устанавливать особенности обитания животного и растительного мира.
Задачи: развивать память , мышление; учить находить общие свойства экосистемы; воспитывать любовь к природе, эстетические взгляды на окружающий мир.
Оборудование: карта природных зон России; таблица «Тундра»; гербарий растений тундры; таблицы «Верные и неверные высказывания»; учебник «Окружающий мир» 3 класс (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)
Технология: развитие критического мышления
Приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учеников, «зигзаг», «Верные и неверные высказывания», кластер, эссе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова (слайд 2, приложение)
- Послушайте стихотворение и скажите, какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
Край мелких ягод, крупной рыбы
И вечной океанской зыби.
И мужества! Здесь тень растений
Короче человечьей тени.
(Ф. Искандер)
- Да поэт этими строками заставляет нас вспомнить о тундре. Мы её изучали на прошлом уроке. Объясните, а почему вы так решили, что это стихи о тундре?
- А теперь давайте зафиксируем наши знания о этой природной зоне в таблице. Вам нужно в графе «Высказывание до чтения текста» закончить начатые предложения. (слайд 4, приложение)
№ п/п |
|
Высказывания до чтения текста |
Высказывания после чтения текста |
1. |
Тундра в переводе с финского языка обозначает… |
|
|
2. |
Тундра…(ее географическое положение |
|
|
3. |
В тундре нет… |
|
|
4. |
В тундре очень много… |
|
|
5. |
Зима в тундре… |
|
|
6. |
Лето в тундре… |
|
|
7. |
Солнце… |
|
|
8. |
Почвенный слой… |
|
|
9. |
Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется… |
|
|
3. Стадия осмысления
Мы сегодня в лаборатории открытий будем исследовать животный и растительный мир тундры, чтобы лучше изучить эту природную зону. Для этого мы сейчас разобьемся на группы (ученики пересаживаются, объединяясь в группы)
Физкультминутка
Мы читали, мы писали
И немножечко устали.
Физкультминутку проведем
И все вместе отдохнем.
Руки в сторону возьмите
И на пояс опустите.
Шаг на месте- раз, два, три,
Плечи шире разведи.
Проведем одну игру,
Все присядем, скажем «У»,
Быстро встанем, скажем «А»,
Нам пора уж за дела!
Каждой группе выдаются конверты с заданиями и с кластерами (слайды 5–7, приложение)
1-я группа – «биологи» (исследуют особенности растений)
Задание: Рассмотрите внимательно растения. Они могут расти в суровых условиях тундры. Докажите, почему. Используйте для работы текст учебника (стр. 174 -1750) и план ответа, заполняя кластер.
2-я группа – «зоологи (исследуют особенности животного мира)
Задание: Рассмотрите животных на картинке. Они обитают в тундре. Покажите, пользуясь планом и кластером, как им удалось приспособиться к суровым природным условиям. Для подготовки к ответу используйте учебник стр. 173 (2, 3, 4 абзацы)
3-я группа – « зоологи – орнитологи»(исследуют особенности птиц).
Задание: Мир птиц тундры разнообразней, чем мир зверей. Чем же привлекает этот суровый край такое множество птиц? Пользуйтесь для поиска материалом из учебника (стр. 175.) и кластером.
4. Стадия рефлексии
А теперь каждая группа расскажет нам о том, что нового они узнали при выполнении своего задания. Какие характерные особенности растительного и животного мира они обнаружили при исследовании.
(Ученики читают задание и рассказывают при помощи составленного ими кластера что нового они узнали.)
5. Подведение итогов
Изменилось ли ваше представление о тундре? Если «да», то почему? (высказывание детей)
В начале урока мы заполняли таблицу, где вы дополнили предложения своими знаниями, полученными на предыдущем уроке. Давайте проверим, есть нам что добавить в ваши таблицы. (Каждый ученик дополняет таблицу высказываниями. (слайд 9, приложение)
№ п/п |
|
Высказывания до чтения текста |
Высказывания после чтения текста |
1. |
Тундра в переводе с финского языка обозначает… |
|
безлесная, голая возвышенность |
2. |
Тундра…(ее географическое положение |
|
протянулась по всему побережью северного Ледовитого океана |
3. |
В тундре нет… |
|
лесов |
4. |
В тундре очень много… |
|
болот и озер |
5. |
Зима в тундре… |
|
суровая и длинная |
6. |
Лето в тундре… |
|
холодное и короткое |
7. |
Солнце… |
|
не поднимается высоко над горизонтом |
8. |
Почвенный слой… |
|
холодный, тонкий, влажный, бедный перегноем |
9. |
Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется… |
|
вечная мерзлота |
6. Домашнее здание
Составить эссе «Этот удивительный мир тундры».
Прочитать текст в учебнике стр. 174-177.