Урок окружающего мира (система В.В. Давыдова) по теме "Вода и ее превращения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Обучающая: сформировать представление о трех состояниях воды в природе.

Развивающая: развивать наблюдательность воображение; развивать умение сравнивать, логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к воде.

Оборудование: мультимедимедийный проектор, карточки для групповой работы, индивидуальные карточки, вода, чайник, металлическая тарелка, лёд, снег, салфетки, полотенце, мультимедийная презентация Microsoft Power Point 2007.

Ход урока

I. Создание ситуации успеха.

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

(Вода)

II. Постановка учебной задачи.

– Тема нашего урока “Вода и её превращения”

Звучит музыка.

– Чтобы раскрыть секрет воды, нам надо стать волшебниками. Для этого произнесем волшебные слова и наденем колпаки волшебников.

– Теперь мы готовы к волшебству.

III. Решение учебной задачи.

1. Опыт 1.

– Возьмём обычную воду. Что вы можете сказать о воде?

– Начинаем нагревать. Доводим её до кипения. Что происходит?

– Поднимается пар. То, что вы видите – это туман. А пар мы не видим. Он находится непосредственно у самого основания носика.

Вывод: итак, жидкая вода стала превращаться в пар. А при каком условии произошло это превращение.

(При нагревании).

Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар.

– Молодцы! У нас получилось! Мы превратили жидкую воду в пар.

2. Опыт №2.

– А что произойдёт с паром, если его охладить пар? (Чайник кипит).

– Холодную тарелку подносим к основанию носика, где образуется пар. Что вы видите?

(Капли воды).

– Холодная тарелка охладила пар, и пар превратился в жидкую воду. (Вывешиваю схему)

Вывод.

– Итак, при каких условиях пар превратился в воду?

(При охлаждении).

(Вывешиваю стрелку).

– Ребята, как вы думаете, превращения воды на этом заканчиваются?

– Что ещё может произойти с водой?

(Вода замёрзнет).

3. Опыт 3.

– Давайте проверим. Вчера поместили на мороз блюдце с водой. Посмотрим что произошло.

(Вода превратилась в лед).

– При каком условии вода превратилась в лед?

(При охлаждении).

– Охлаждаясь, вода замерзала. (Табличка “лёд”)

Вывод: при охлаждении жидкая вода превратилась в лёд (вывешиваю стрелку).

4. Физминутка.

Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша.
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопки в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега вам и нам.

5. Опыт №4

– Почему зимой идёт снег, а летом дождь?

(Летом тепло, а зимой холодно).

– Верно. С наступлением холодов капельки воды замерзают и превращаются в снежинки (добавляю слова “снег” к “лёд”).

– Ребята, вы настоящие волшебники.

– А во что вы можете превратить снег и лёд?

– Что для этого нужно?

– Возьмите, кто снег, кто лёд. Что происходит?

– При каком условии вы смогли превратить снег и лёд в жидкую воду.

(Согрели (нагревание в ладошке)).

Выставляю стрелку.

6. Обобщение по схеме.

– А как превратить жидкую воду в водяной пар?

(Нагреть).

– А водяной пар в жидкую воду?

(Охладить).

– Да, вода это единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: в жидком (карточка), твёрдом (карточка), газообразном (карточка).

IV. Применение открытого способа.

1. Групповая работа.

На листах у детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное

Картинки: лёд, снег, озеро, снежинка, облака большие, маленькие.

– Соедините слова с соответствующими картинками.

– Проверьте выполнения работы по ключу (на слайде).

Вывод: Итак, (хором) вода в природе бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.

2. Работа с учебником.

(У каждого ученика конверты со словами: газообразное, жидкое, твёрдое, по 2 слова охлаждение, нагревание)

– Откройте учебники на странице 34. В рамочках наклейте названия состояний воды и процессов её перехода их одного состояния в другое.

– Проверьте себя по ключу (на слайде).

V. Контроль.

– Итак: дорогие волшебники, мы выяснили, что вода в природе встречается в трёх состояниях: газообразном, жидком, твердом.

Я буду показывать картинки воды в разных состояниях, а вы будете вставать по группам:

1 гр. – газообразное

2гр. – жидкое

3гр. – твёрдое.

– Как вы считаете, раскрыли мы секрет воды.

(Да).

– Я думаю, что уже пришло время вам снова стать учениками. (Звучит музыка. Дети говорят волшебные слова). Снимаем колпачки, мы снова ученики.

VI. Рефлексия.

-На доске две снежинки: белая и голубая. Кто разобрался в секретах воды, подарите свою снежинку белой.

– А кто сомневается, сделайте подарок голубой снежинке.

VII. Домашнее задание.

Придумать игру о воде.

VIII. Постановка на следующий урок.

– А на следующем уроке мы продолжим исследование воды.