Цели урока:
Обучающая: сформировать представление о трех состояниях воды в природе.
Развивающая: развивать наблюдательность воображение; развивать умение сравнивать, логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к воде.
Оборудование: мультимедимедийный проектор, карточки для групповой работы, индивидуальные карточки, вода, чайник, металлическая тарелка, лёд, снег, салфетки, полотенце, мультимедийная презентация Microsoft Power Point 2007.
Ход урока
I. Создание ситуации успеха.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
(Вода)
II. Постановка учебной задачи.
– Тема нашего урока “Вода и её превращения”
Звучит музыка.
– Чтобы раскрыть секрет воды, нам надо стать волшебниками. Для этого произнесем волшебные слова и наденем колпаки волшебников.
– Теперь мы готовы к волшебству.
III. Решение учебной задачи.
1. Опыт 1.
– Возьмём обычную воду. Что вы можете сказать о воде?
– Начинаем нагревать. Доводим её до кипения. Что происходит?
– Поднимается пар. То, что вы видите – это туман. А пар мы не видим. Он находится непосредственно у самого основания носика.
Вывод: итак, жидкая вода стала превращаться в пар. А при каком условии произошло это превращение.
(При нагревании).
Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар.
– Молодцы! У нас получилось! Мы превратили жидкую воду в пар.
2. Опыт №2.
– А что произойдёт с паром, если его охладить пар? (Чайник кипит).
– Холодную тарелку подносим к основанию носика, где образуется пар. Что вы видите?
(Капли воды).
– Холодная тарелка охладила пар, и пар превратился в жидкую воду. (Вывешиваю схему)
Вывод.
– Итак, при каких условиях пар превратился в воду?
(При охлаждении).
(Вывешиваю стрелку).
– Ребята, как вы думаете, превращения воды на этом заканчиваются?
– Что ещё может произойти с водой?
(Вода замёрзнет).
3. Опыт 3.
– Давайте проверим. Вчера поместили на мороз блюдце с водой. Посмотрим что произошло.
(Вода превратилась в лед).
– При каком условии вода превратилась в лед?
(При охлаждении).
– Охлаждаясь, вода замерзала. (Табличка “лёд”)
Вывод: при охлаждении жидкая вода превратилась в лёд (вывешиваю стрелку).
4. Физминутка.
Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша.
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопки в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега вам и нам.
5. Опыт №4
– Почему зимой идёт снег, а летом дождь?
(Летом тепло, а зимой холодно).
– Верно. С наступлением холодов капельки воды замерзают и превращаются в снежинки (добавляю слова “снег” к “лёд”).
– Ребята, вы настоящие волшебники.
– А во что вы можете превратить снег и лёд?
– Что для этого нужно?
– Возьмите, кто снег, кто лёд. Что происходит?
– При каком условии вы смогли превратить снег и лёд в жидкую воду.
(Согрели (нагревание в ладошке)).
Выставляю стрелку.
6. Обобщение по схеме.
– А как превратить жидкую воду в водяной пар?
(Нагреть).
– А водяной пар в жидкую воду?
(Охладить).
– Да, вода это единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: в жидком (карточка), твёрдом (карточка), газообразном (карточка).
IV. Применение открытого способа.
1. Групповая работа.
На листах у детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное
Картинки: лёд, снег, озеро, снежинка, облака большие, маленькие.
– Соедините слова с соответствующими картинками.
– Проверьте выполнения работы по ключу (на слайде).
Вывод: Итак, (хором) вода в природе бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.
2. Работа с учебником.
(У каждого ученика конверты со словами: газообразное, жидкое, твёрдое, по 2 слова охлаждение, нагревание)
– Откройте учебники на странице 34. В рамочках наклейте названия состояний воды и процессов её перехода их одного состояния в другое.
– Проверьте себя по ключу (на слайде).
V. Контроль.
– Итак: дорогие волшебники, мы выяснили, что вода в природе встречается в трёх состояниях: газообразном, жидком, твердом.
Я буду показывать картинки воды в разных состояниях, а вы будете вставать по группам:
1 гр. – газообразное
2гр. – жидкое
3гр. – твёрдое.
– Как вы считаете, раскрыли мы секрет воды.
(Да).
– Я думаю, что уже пришло время вам снова стать учениками. (Звучит музыка. Дети говорят волшебные слова). Снимаем колпачки, мы снова ученики.
VI. Рефлексия.
-На доске две снежинки: белая и голубая. Кто разобрался в секретах воды, подарите свою снежинку белой.
– А кто сомневается, сделайте подарок голубой снежинке.
VII. Домашнее задание.
– Придумать игру о воде.
VIII.
Постановка на следующий урок.– А на следующем уроке мы продолжим исследование воды.